Разработка урока на тему Кислоты, их классификация, названия, состав

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока на тему Кислоты, их классификация, названия, состав.Разработка урока на тему Кислоты, их классификация, названия, состав.Разработка урока на тему Кислоты, их классификация, названия, состав.Урок №3

Тема: Кислоты, их классификация, названия, состав.

Цель: познакомить учащихся с составом, формулами, названиями и классификацией кислот; выяснить значение свойств кислот и распространения их в природе; содействовать развитию творческого мышления, коммуникативных умений, грамотной химической речи.

Оборудование: таблицы «Кислоты», растворы кислот.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Структура урока.

  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся(5 мин.).

  3. Оглашение темы и ожидаемых результатов (2 мин.).

  4. Изучение нового материла(20мин.).

  5. Практическая часть - интерактивные упражнения (15мин.).

  6. Подведение итогов урока (рефлексия) (5мин.).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Подготовка к уроку.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивация учебной деятельности использованием технологии «Мозговой штурм».

Учитель начинает с короткого мозгового штурма вопросом: «Какие вещества, по вашему мнению, называются кислотами и где они встречаются в природе?».

На доске записываются все мнения, которые высказываются, с последующим анализом и оцениванием.

3.Оглашение темы и ожидаемых результатов.

Слово учителя: Как вы уже поняли, сегодня мы будем говорить о новом для вас классе органических соединений, о кислотах. Тема сегодняшнего урока: «Кислоты, их классификация, названия, состав».

Ожидаемые результаты: «Этот урок должен научить Вас:

  • Давать формулировку кислотам, знать классификацию и ориентироваться в названиях.

  • Осознавать значимость класса кислот как неорганических соединений в природе.

  • Работать в группах.

  • Высказывать свои мысли.

4.Изучение нового материала.

Мини-лекция.

  1. Состав и названия кислот.

Кислоты - это сложные вещества, в состав которых входят атомы водорода и атомы кислотного остатка.

Кислотный остаток - это либо один вид атома, либо группа атомов.

Валентность кислотного остатка определяется по количеству атомов водорода в молекуле кислоты.

Учащиеся заполняют вместе с учителем таблицу «Названия и формулы кислот». См. Приложение 1

Учитель: Современные названия кислот - серная, ортофосфорная, угольная - впервые были предложены французскими химиками Лавуазье, Бертолле. В 1792 году Лавуазье в своем докладе Парижской академии наук от имени всех химиков сказал: «Для названий разных кислот мы всегда брали производное от обозначения исходного элемента. Так, например, кислоту, полученную из серы, мы назвали серной, из угля - угольной».


  1. Классификация кислот.

Учитель: Посмотрите на доску. Я разделила кислоты на две группы

H2S H2CO3

HCl H2SO4

HF H2SiO3.

Вопрос к классу: Чем отличаются эти кислоты?

Учитель: Посмотрим на другую таблицу. Тут все кислоты разделены на три колонки. Что было взято за основу этой классификации?

HF H2SO4, H3PO4

HI H2SO3.

HNO3, H2CO3,

Составим схему классификации кислот:


  1. Физические свойства кислот.


  • Учащиеся заполняют таблицу. См. Приложение 2. Идет демонстрация растворов кислот.

  • Правила техники безопасности и первая медицинская помощь во время работы с кислотами.

  1. Практическая часть.

Интерактивная часть урока проводится с применением технологий «Микрофон» и «Аквариум».

«Микрофон»:

  • Какие вещества называются кислотами?

  • Что такое кислотный остаток и как определить его валентность?

  • По каким признакам можно классифицировать кислоты?

  • В каком агрегатном состоянии находятся кислоты и есть ли исключения?

«Аквариум»:

Группа учащихся, состоящая из 6 человек, помещается в центр класса и получает задание см. Приложение 3: Каким правилам техники безопасности следует придерживаться при работе с кислотами?

Пока учащиеся обсуждают этот вопрос в группе вслух, учитель знакомит всех остальных с заданием. Ученики, находящиеся вне «аквариума» не вмешиваются в обсуждение. После 3-5 минут обсуждение учитель проводит со всеми учащимися анализ и коррекцию полученных аргументов.

После работы 1 группы задание получает 2 группа:

Представьте, что капелька кислоты попала случайно на кожу. Ваши первые действия? Упражнение повторяется.

  1. Подведение итогов.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с кислотами, изучили их состав, названия и классификацию.

Для того чтобы определить достигли ли учащиеся ожидаемых результатов, проводится игра «Кто лишний?»

Учащимся предлагаются карточки с заданиями. См. Приложение 4.

Домашнее задание:

Параграф 32, выучить названия кислот.

Класс разбивается на пять групп, состоящий из 6 человек. Каждой группе дается задание для самостоятельного изучения по теме: «Химические свойства кислот». См. приложение 5.

Вне урока учитель прорабатывает новый материал отдельно с каждой «домашней» группой, демонстрирует проведение опытов, дает консультации.







Приложение 1

Формулы и названия кислот.

Кислота

Формула

Кислотный остаток и его валентность

Основность

Соли

Серная

H2SO4

SO4 (11)

Двухосновная

Сульфаты

Сернистая

H2SO3

SO3(11)

Двухосновная

Сульфиты

Сероводородная

H2S

S(11)

Двухосновная

Сульфиды

Хлороводородная

HCl

Cl (1)

Одноосновная

Хлориды

Азотная

HNO3

NO3(1)

Одноосновная

Нитраты

Ортофосфорная

H3PO4

PO4(111)

Трехосновная

Фосфаты

Угольная

H2CO3

CO3(11)

Двухосновная

Карбонаты

Кремниевая

H2SiO3

SiO3(11)

Двухосновная

Силикаты


Приложение 2

Некоторые физические свойства кислот.

кИслоты

Агрегатное состояние

цвет

запах

HCl




HNO3




H2SO4




H3PO4







Приложение 3

Задание для 1 группы:

Каким правилам техники безопасности следует придерживаться при работе с кислотами?

Задание для второй группы:

Представьте, что капелька кислоты попала случайно на кожу. Ваши первые действия?

Приложение 4

В ряде кислот найдите лишнюю, укажите ее название. По какому принципу вы это определили?

Вариант 1

H2S, H2CO3, H3PO4, H2SO4, H2SO3.

Вариант 2

HNO3, HCl, HBr, HI, HF.

Вариант 3

H2CO3, H2SO4, HNO3, H2SO3, H2SiO3.

Приложение 5

1 группа - Действие кислот на индикаторы. Правила работы с кислотами.

2 группа - Взаимодействие кислот с металлами.

3 группа - Взаимодействие кислот с основными оксидами. Реакции обмена.

4 группа - Взаимодействие кислот с основаниями.

5 группа - Взаимодействие кислот с солями.

Описание применяемых технологий


«Мозговой штурм» - известная интерактивная технология коллективного обсуждения, которая широко используется для выработки нескольких решений конкретной проблемы. Цель «мозгового штурма» в том, чтобы собрать как можно больше идей, касающихся проблемы от всех учащихся в течение определенного периода времени.

«Микрофон» - это разновидность общегруппового обсуждения, которая дает возможность каждому быстро что-то сказать, отвечая на вопрос или высказывая свое мнение.

«Аквариум» - вариант кооперативного обучения, который является формой деятельности учащихся в малых группах. Эффективен для развития навыков общения в малой группе, усовершенствования умений дискутировать и аргументировать свое мнение.



© 2010-2022