• Преподавателю
  • Химия
  • Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по химии. Практические задания с решениями

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по химии. Практические задания с решениями

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Определение прозрачности воды

Задание. Установите цилиндры с водой на одинаковый печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте на какой высоте вы не будете видеть шрифт. Измерьте высоты столбов воды линейкой. Сделайте выводы.

Реактивы: дистиллированная вода, мутная вода.

Оборудование: 2 прозрачных плоскодонных цилиндра диаметром 2 - 2,5 см, высотой 30 - 35 см, стаканы с водой.

Система оценивания

  1. Аккуратное вливание воды в каждый цилиндр - 2 балла

  2. Рассматривание текста через воду - 2 балла

  3. Определение высоты столбов воды при помощи линейки - 4 балла

  4. Сравнение результатов - 4 балла

  5. Оформление работы, выводы - 4 балла

ИТОГО 16 баллов


Практическая часть (9 - 11 классы)

Задание. Вам выданы шесть пронумерованных бюксов, в которых находятся сухие соли: MgCl2, BaCl2, PbCl2, ZnCl2, MnCl2 и NaCl. Используя имеющиеся на столе реактивы и оборудование, определите в каком бюксе находится каждый из выше перчисленных хлоридов. Напишите уравнения реакций определения солей, там, где это необходимо.

Реактивы: 1M H2SO4, 1M NaOH, дистиллированная вода

Оборудование: шесть бюксов с солями, штатив с восемью пробирками, водяная баня, шпатель для отбора проб.

Решение


MgCl2

BaCl2

PbCl2

ZnCl2

MnCl2

NaCl

H2O

р

р

р при нагр.

р

р

р

H2SO4

-

*

-

-

-

NaOH

-

р-ся в изб.

р-ся в изб.

буреет

-

* осадок растворяется в избытке щелочи.

Ниже приводим один из вариантов решения. Определение солей начинаем с растворения их в воде. Для растворения берем несколько крупинок соли. Растворяются в воде без нагревания все соли, кроме PbCl2. Эта соль растворяется при нагревании, а при охлаждении раствора вновь выпадает в осадок. Таким образом мы можем предположить, что данная соль PbCl2. Подтвердить предположение можно следующими реакциями:

PbCl2(раствор) + H2SO4 = PbSO4↓ + 2HCl

Особенностью этого осадка является его растворимость в концентрированном растворе щелочи:

PbSO4↓ +4 NaOH = Na2[Pb(OH)4] + Na2SO4.

К оставшимся растворам MgCl2, BaCl2, ZnCl2, MnCl2 и NaCl по каплям добавляем серную кислоту. Осадок выпадает только в одной пробирке и не растворяется в избытке кислоты и щелочи. Это может быть только BaSO4.

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl.

Все остальные соли образуют сульфаты, растворимые в воде.

К оставшимся в четырех пробирках растворам добавляем по каплям щелочь. При этом наблюдаем следующие эффекты.

В пробирке, содержащей раствор MgCl2, выпадает осадок, который не растворяется в избытке реагента:

MgCl2 + 2NaOH = Mg(OH)2↓ + 2NaCl.

В пробирке, содержащей раствор ZnCl2, выпадает осадок , который будет растворяться как в избытке реагента, так и в кислоте. Это подтверждает амфотерность ионов цинка.

ZnCl2 + 2 NaOH = Zn(OH)2↓ + 2NaCl.

Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2[Zn(OH)4].

Zn(OH)2 + H2SO4 = ZnSO4 + 2H2O.

В пробирке, содержащей раствор MnCl2, выпадает осадок, буреющий на воздухе.

MnCl2 + 2NaOH = Mn(OH)2 ↓+ 2NaCl.

2Mn(OH)2 + O2 = 2MnO(OH)2↓ (бурый) или

2Mn(OH)2 + O2 = 2MnO2 + 2H2O.

В пробирке, содержащей раствор NaCl, никаких эффектов не наблюдаем.

Система оценивания

За определение каждой соли с необходимыми уравнениями реакций - 5 баллов  6 = 30

ИТОГО 30 баллов



© 2010-2022