• Преподавателю
  • Химия
  • Методические особенности разработки технологических карт для проведения уроков по химии

Методические особенности разработки технологических карт для проведения уроков по химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические особенности разработки технологических карт для проведения уроков по химии

© Е.Г. Нелюбина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», г. Самара Самарская область


Принципиальным отличием современного подхода к преподаванию химии является ориентация новых образовательных стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Данное направление и систему требований, предъявляемых к современному уроку химии (целеполагание, мотивация, практическая значимость знаний и способов деятельности, отбор содержания) позволяют в полной мере реализовывать на практике технологические карты. В основу построения технологической карты урока положен деятельностный подход, который позволяет по целеполаганию выделить следующие типы уроков:

  • урок «открытия» нового знания;

  • урок рефлексии;

  • урок общеметодологической направленности;

  • урок развивающего контроля [1].

При разработке календарно-тематического планирования по химии и выделении уроков, проводимых по разным типам в соответствии с ведущими целями, не должна быть нарушена непрерывность содержания образования, поэтому необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения на основе деятельностного метода обучения.

Технологическая карта урока представляет собой достаточно новый вид методической продукции [2, С. 33-37], который обеспечивает эффективное и качественное преподавание химии в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса по химии, в котором дается описание процесса от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией [3, С.7 - 11].

Обучение по химии с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя химии к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

В таблице 1 представлен пример технологической карты к уроку по теме «Железо и его соединения» для 9 класса с использованием электронных образовательных ресурсов.

Таблица 1.

Технологическая карта урока по теме «Железо и его соединения» для 9 класса с использованием электронных образовательных ресурсов, соответствующая требованиям ФГОС

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

ЭОР

Использование контента ЭОР

1. Вводная часть. Мотивация деятельности.

Организационный момент.

Проверка наличия учащихся.

Сообщение темы урока. Запись темы на доске и в тетрадях учащихся. Ознакомление учащихся с ходом работы на уроке.



2. Актуализация знаний по данной теме.


Фронтальный опрос по разделам.

1. Железо. Строение, физические свойства.

а) Строение.

б) Физические свойства.

2. Химические свойства.

3. Получение и применение железа

Отвечают на вопросы

ЭОР И-типа

«Строение и свойства железа»

Беседа по схемам и рисункам, сопровождая иллюстрациями на компьютере или интерактивной доске свои вопросы

Отвечают на вопросы, рассказывают

ЭОР И-типа

Соединения железа со степенью окисления +2

ЭОР И-типа

Соединения железа со степенью окисления +3

3. Выполнение заданий по развитию и закреплению умений составления химических уравнений взаимного перехода железа и его соединений, основанных на химических свойствах и способах получения.

Используя опорную схему, сделайте вывод: что же представляет собой железо и каковы его свойства?

Работа за компьютером.

ЭОР И-типа

«Строение и свойства железа»

Консультирование.

Работа за компьютером.

ЭОР П-типа

Тренажер "Свойства железа"

Консультирование.

Работа за компьютером.

ЭОР П-типа

Тренажер "Свойства оксидов и гидроксидов железа"

4. Проведение тестирования по теме «Железо и его соединения»

Контроль и консультирование.

Работа за компьютером.

ЭОР К-типа

Тесты по теме "Оксиды и гидроксиды железа"

Работа за компьютером.

ЭОР К-типа

Тесты по теме "Железо и его соединения"

5. Подведение итогов. Анализ выполнения тестовых заданий


Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.

1. Выучить фактический материал по теме.

2. Работа с тренажёром.


Работа с учебником и тетрадью

Работа за компьютером.







ЭОР П-типа


Тренажер "Превращение железа и его соединений"


Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса химии, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Список литературы:

  1. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования», №10 (октябрь), 2012. // menobr.ru/news/38252/

  2. Гринкевич, В.В. Педагогические технологии в современном лицее/В.В. Гринкевич// Народная газета. -2005.- №3. - С. 33-37.

  3. Гринкевич, В.В. Педагогические технологии в современном лицее/В.В. Гринкевич// Народная газета. -2005.- №11. - С.7 - 11.



© 2010-2022