- Преподавателю
- Химия
- Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии
Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Литвиненко Н.И. |
Дата | 17.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие
«Химическая карусель»
Литвиненко Наталья Ивановна
учитель химии,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»,
г. Александровск, пгт. Яйва
2015 год
Цель: расширение кругозора учащихся, развитие логических и аналитических способностей мышления;
Задачи:
1) формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы.
2) развивать умение работать с дополнительной литературой;
3) прививать интерес к науке химии.
Участники конкурса.
Команда состоит из 5 человек (обучающиеся 8-х классов)
Домашнее задание:
Придумать название команды и девиз.
Тематика конкурсов:
Первоначальные химические понятия, атомы химических элементов, металлы и неметаллы - простые вещества, соединения химических элементов, типы химических реакций, расчёт массы вещества, количества вещества по химическим формулам, вычисления массовой доли растворённого вещества в растворе, химические свойства электролитов.
Ход мероприятия:
Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших учеников нашего района и ответить на вопрос: "Достойны ли они стать лучшими химиками великой химической страны?". Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удалось ни одному человеку! Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Сопровождать вас и оценивать будет компетентное жюри:
Представление жюри;
Итак, начнем! Но прежде, встречайте - Ее Величество королева Амальгама III - блестящая правительница химической страны. (Входит королева)
Королева. Добрый день, мои верные подданные. Здравствуйте, уважаемое жюри. Сегодня для нашего государства знаменательный день. Мы будем рады пополнить свои ряды и присвоить звание «Знатоков химии» самым достойным из собравшихся . Только для этого вам нужно будет пройти ряд испытаний. Готовы ли вы проявить чудеса смекалки, смелости и блеск ума, чтобы заслужить в честном поединке право стать гражданином моей великолепной страны? Обещаете ли вы бороться честно, без обмана? Вас, уважаемые жюри, я попрошу стать непредвзятыми судьями и оценивать команды справедливо.
Всех участников прошу произнести перед началом игры клятву знатоков химии.
-
Клянемся, не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянемся!
-
Клянемся всегда помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический Закон - Дмитрий Иванович Менделеев!
-
Клянемся, всегда соблюдать правили техники безопасности при работе в химической лаборатории. Клянемся!
-
Выливая ведро воды в стакан кислоты помнить, что ведро жидкости в стакан не помещается. Клянемся!
-
Во время контрольной работы и сдачи экзамена пользоваться шпаргалками только собственного изготовления. Клянемся!
-
Самостоятельно писать доклады и выполнять творческие работы, используя Интернет. Клянемся!
-
Если нарушим эту клятву, то пусть мои друзья заставят нас выпить стакан чая с ложкой фенолфталеина. Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Ведущий. Значит, мы можем начинать?
Королева. Начинайте! Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами.
Ведущий. Представление команд. Этот конкурс не оценивается.
Каждой команде выдаётся маршрутный лист (Приложение №7), по которому команды передвигаются по станциям.
Тематика станций:
-
Химический лабиринт - время 5-7 мин (приложение № 1)
-
Химические ребусы и загадки - время 10 мин (приложение №2, 3)
-
Трудные задачки и уравнения - время 10 - 12 мин (приложение №4)
-
Химическое кафе - время 10-12 мин. (приложение №5)
Работой каждой станции руководят обучающиеся 10-11 классов, которые объясняют порядок выполнения заданий и оценивают качество выполнения. Проставленные баллы заносят в маршрутный лист команды. После прохождения всех станций маршрутные листы сдаются жюри, которые переносят баллы в оценочный лист, суммируют полученные баллы и распределяют места.
Ведущий: Мы - химики, а химия - это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Тьфу, наш ребёнок - химик!». И это счастье, и это жизнь!.
Королева: Вы хотите спросить, почему же становятся химиками?
Ведущий: Да потому, что химия - это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Наш ребёнок - химик!». И это счастье, и это жизнь!
Королева:
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Королева:Я с гордость утверждаю, что все представители сегодняшней игры преодолели все преграды на своём пути и достигли вершины знаний. Да, я убедилась, что вы хорошо знаете химию, и я могу вас зачислить в ряды жители своей страны. А жюри попрошу подвести итоги соревнования команд и назвать нам победителя.
Награждение.
Победители конкурса награждаются грамотами, участники - сертификатами
Приложение №1 Станция «Химический лабиринт»
Найдите путь, который приведет вас к финишу. Начните прохождение лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжаете путь по стрелке с обозначением «да». Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением «нет». Максимальный балл 10
"Лабиринт по периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева"
Ответ: 1, 2, 7, 8, 14, 18, 23, 19, 20
Приложение №2 Станция «Химические ребусы»
Ответ:
1. Никель. 2. Йод. 3. Азот. 4. Бор. 5. Марганец. 6. Кремний.
7. Мышьяк. 8. Углерод. 9. Цирконий. 10. Аргон. 11. Медь. 12. Криптон.
Приложение №3 Станция «Аукцион загадок о химических элементах»
1) Я - газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду. (Водород)
2) Если я свечу во тьме -
То я белый,
Если в школе в порошке -
То я красный. (Фосфор)
3) Он повсюду и везде
В камне, воздухе, в воде;
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне. (Кислород)
4) Он в белом песке и в кварце,
В составе песка и в сплавах.
А если в резину войдёт,
Стойкость к жаре и морозу ей придаёт. (Кремний)
5) Большую роль играю в жизни,
В атмосфере содержусь.
В воде почти не растворяюсь.
Своей инертностью горжусь. (Азот)
6) Чаще чёрный я по цвету
Быть могу и прозрачным
Мною пишут и рисуют.
Бываю я и мрачным. (Углерод)
7) Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю кости,
В составе извести еще меня найдешь,
Теперь меня ты верно назовешь. (Кальций)
8) Имя женское возьми,
Букву "В" на "С" смени.
Химию не зря учил -
Элемент ты получил. (Вера - Сера)
9) Ты меня услышать можешь
В небе летнею порой.
"Г" на "Х" смени - и что же?
Элемент перед тобой. (Гром - Хром)
Приложение № 4 Станция «Трудные задачки и уравнения»
-
Химические уравнения «Вещества заблудились»
Задание: Определите химические формулы недостающих веществ, составьте уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты.
а) Ca + ? = CaО
б) SO3 + ? = K2SO4;
в) ? + H2SO4 = BaSO4 + ?;
г) NaOH + ? = Na3PO4 + ?;
д) AI(OH)3 = ? + ?;
е) AgNO3 + ? = AgCI + ?;
ж) Zn + ? = ZnSO4 + ?.
-
Задачи.
1.Определите массовую долю сахара в сгущенном молоке, которое вылизал из банки пудель Татоша, пока его хозяева купались в реке. Татоше показалось, что во всей 400-граммовой массе молока сахара было 180 г.
ОТВЕТ:Доля сахара была 0,45, или 45%.
2.Четыре подряд съеденных мороженных обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей чаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина. Сколько 250-граммовых стаканов этого раствора попало в канализацию, если было израсходовано 8 пачек фурацилина по 10 таблеток каждая? Каждая пилюля весит по 0,5 г.
ОТВЕТ:В канализацию попадет 2000 г, т.е. 8 стаканов 2%-го раствора фурацилина.
3.Подоив корову, хозяйка налила в горшок 2 л молока с жирностью 4,6%. Выспавшийся за целый день толстый пушистый кот прыгнул на стол и слизал 200 г отстоявшихся сливок с жирностью 15%.Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см3
ОТВЕТ:Кот съел 30 г жира из 92 г. Осталось 62 г, что составит жирность, равную 3,4%
Приложение №5 «Химическое кафе»
Химия - это наука о веществах и их превращениях. Представьте себя в роли бармена химического кафе.
Задание: используя предложенные склянки с реактивами, осуществите химические превращения и получите:
1. «молоко»
2. «малиновый сироп»
3. «газированную воду»
Запишите уравнения химических реакций в молекулярном виде, укажите признак химической реакции.
Реактивы: NaOH, H2SO4, BaCl2 , Na2CO3, HCl, фенолфталеин.
Приложение №6 Оценочный лист конкурса «Химическая карусель»
Химический
лабиринт
Ребусы и
загадки
Трудные задачки и уравнения
Химическое кафе
Суммарный балл
1
Школа № …..
2
Школа № …..
3
Школа № ……
Приложение №7 Маршрутный лист
«Химическая карусель»
Школа №_А_
Название станций
Баллы
1.
Химический лабиринт
2.
Загадки и ребусы
3.
Трудные задачки и уравнения
4.
Химическое кафе
Маршрутный лист
«Химическая карусель»
Школа №_Б_
Название станций
Баллы
2
Загадки и ребусы.
1.
Химический лабиринт.
4.
Химическое кафе.
3.
Трудные задачки и уравнения.