Доклад на тему Игровые технологии на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Инновационный опыт работы



Учителя химии

Безыменской ОШ I-III ступеней

Оксиной Нины Ивановны





Использование интерактивных игровых приемов на уроках химии




Основной формой организации учебной деятельности практически во всех странах мира есть классно - урочная система. Будучи прогрессивной на протяжении четырех веков подряд, сегодня, в условиях научно-технического прогресса, она перестала удовлетворять проблему общества в образовании и требует совершенствования.

Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые помогли бы не только качественно научить, но и в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учеников к умению не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных изменений.

В последнее время мы замечаем, что ученики на уроках пассивны, отсутствие в них интереса к учению, наблюдается снижение качества знаний, перегрузки детей домашними заданиями и уроками.

Для активизации учебной деятельности, для поощрения учащихся к обучению использую нестандартные уроки, интерактивные приемы и игровые моменты на уроках химии. Это даёт возможность достичь определенных результатов при изучении темы.

Интерактивное обучение состоит в том, что учебный процесс осуществляется постоянно при взаимодействии всех учащихся. Это взаимообучения (коллективное, групповое, обучение в парах и т. д.), где ученик и учитель есть равноправными, равнозначными субъектами обучения. Оно эффективно формирует ценности, навыки и умения, создаёт атмосферу сотрудничества, взаимодействия, даёт возможность учителю стать настоящим лидером коллектива. Учитель выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы.

Организация интерактивного обучения предвидит моделирования жизненных ситуаций, использования ролевых игр, общее решения проблем.

Для интерактивного обучения характерно достичь результатов обучения путём внедрения инновационных технологий, поиска ответа на вопросы «Как обучать?», «Как создать условия?», а не традиционное «Что изучать?». При традиционном обучении ученик выступает в роли «объекта» обучения, он только слушает, смотрит ( лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрация, отображающий опрос учащихся). Учащиеся, как правило, мало общаются между собой и не выполняют творческих заданий.

Интерактивное обучение предвидит применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся. Учащиеся выступают в роли «субъектов» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем и это дает возможность творчески решить проблемные вопросы, развивать творческое мышление. Сейчас актуальны эти слова: «Дайте молодым то, в чем они ощущают потребность, чтобы стать независимыми от нас, делать свой выбор» К. Поппер.

В процессе интерактивного обучения дается небольшой объём информации, но глубина изучения и усвоения материала выше. Учитель раскрывается перед учениками, выступает в роли лидера, организатора. Учащиеся самостоятельно принимают решения по поводу получения информации, и это проявляется во внутренней мотивации самого ученика.

Учащимся необходимы другие навыки: думать, понимать сущность вещей, осмысливать идеи и концепции и искать необходимую информацию, объяснять и применять при определенных условиях. Именно этому способствуют интерактивные технологии.

Что такое игра? Игра - это прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в обстановке, которая моделируется. В отличие от игр вообще, педагогическая игра имеет важный признак - четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при определенной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

1. дидактическая цель определяется перед учениками в форме игровой задачи;

2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3. учебный материал используется как ее средство;

В учебном процессе все чаще используются различные игры.

Игра - это не только творчество, но и большой труд. Игровая модель обучения способствует не только реализации дидактических целей, но и для развития сосредоточенности и самостоятельности мышления. Во время игры ученики не задумываются над тем, что они вовлечены в процесс обучения. Они получают новые знания и запоминают их, пополняют запас явлений, развивают фантазию, так как участники учебных процессов по игровой модели находятся в совершенно других условиях, чем в случае традиционного обучения.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совсем не так, как в ходе обычной школьной жизни.

В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребенка, переход от наглядно - действующего к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание.

В учебном процессе все чаще используют различные игры.

Дидактическая игра - это активная работа учащихся на протяжении всего урока. Дидактическую игру можно проводить как в начале, так и в конце изучения темы.

Учебная игра может длиться от нескольких минут до целого урока и использоваться на различных его этапах, а также во внеклассной работе.

Арсенал дидактических игр весьма значителен. Сюжетно - ролевые игры: «Суд над этанолом», «Суд над коррозией», «Три службы родине» (о жизни и деятельности Д. И. Менделеева), диспуты, пресс-конференции, деловые игры.

При проведении обобщающих уроков и внеклассных мероприятий использую такие игры, как «Цепочка», Снежный ком », « Так или нет? », « Крестики - нолики », « Пинг - понг », « Поле чудес », «Брей - ринг », «Кто быстрее», «Викторина», «Зашифрованное письмо», «Кроссворды», «Химическое лото», «Незаконченное предложение», «Игра в футбол», «Третий лишний», и тому подобное. Приведенные игры являются уникальными, то есть они не зависят от учебного предмета, возрастных особенностей учащихся, типа урока. Понятно, что подготовка к уроку - игре требует больше времени, чем к обычному уроку. Но педагогический результат такого урока будет значительно выше - прочные знания, стремление к новым открытиям, положительный настрой.

Но игровое обучение не является и не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми.

Так какие же игровые приёмы, и в каких классах я использую?



При изучении правил техники безопасности ученики 7 класса с интересом разгадывают закодированное правило.

Задание: 1.

Начал двигаться с вертикальной левой ячейки и перемещаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), необходимо пройти все клетки таким образом, чтобы с букв, приведенных в клетках, получить правило по предупреждению при работе с химическими реактивами.

Каждая клеточка может использоваться только один раз.

х

и

р

е

а

к

п

р

о

б

о

у

с

и

м

е

и

и

т

я

з

ь

а

в

к

в

ч

е

с

к

в

ы

н

е

л

т

ь

н

а

Ответ: (Химические реактивы нельзя пробовать на вкус).

Задание 2.

Начал двигаться с верхней левой ячейки и перемещаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), необходимо пройти все клетки так, чтобы с букв получить правило по технике безопасности при нагревании пробирки с жидкостью. Клетка может использоваться только один раз.

п

у

с

н

р

е

в

а

е

р

к

р

а

г

д

и

ж

м

о

б

и

д

ю

к

о

й

о

а

ж

р

е

ь

т

с

р

о

т

и

е

м

в

с

т

о

н

ь

т

с

а

в

о

т

т

у

о

е

р

р

и

я

и

о

о

т

в

й

е

щ

б

е

с

т







Ответ: «пробирки с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей».

При изучении химических элементов использую игру «Крестики-нолики». Найти выигрышный путь, где их составляют названия металлов или неметаллов.



Барий

Кремний

Кальций

Калий

Магний

Углерод

Фосфор

Хлор

Алюминий



Доклад на тему Игровые технологии на уроках химииДоклад на тему Игровые технологии на уроках химии

Ответ: Выигрышный путь (Барий- Магний- Алюминий)



Хлор

Ртуть

Золото

Кремний

Азот

Кислород

Никель

Водород

Железо

Доклад на тему Игровые технологии на уроках химии

Ответ: Выигрышный путь (Кремний - Азот - Алюминий)

Эта игра очень нравится ребятам, они с удовольствием играют, показывая свои знания по изученной теме.

Такие игры провожу при изучении тем « Чистые вещества и смеси», «Простые и сложные вещества»,

В 8 классе при изучении темы: «Основные классы неорганических соединений». Выбрать кислоты, соли, основания, оксиды.

При изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д И Менделеева», часто применяю этот игровой момент. Например: найти щелочной металл, галоген, щелочноземельный металл, и др.

В 9 классе этот игровой приём применяю при изучении углеводородов: найти предельные углеводороды, непредельные этиленовые или ацетиленовые. Учащимся этот игровой приём очень нравится.

Во время игры «Крестики-нолики», в горизонтальном, вертикальном или диагональном на-направлении, следует соединять прямой линией три клетки по признакам, которые одинаковы для всех веществ, приведенных в этих клетках. Признаки указывают в начале игры.

Это интересно ученикам. Они с удовольствием играют.

Задание 3.

Определите по таблице, где смесь, химическое соединение или химический элемент. С найденных букв получите название химического элемента.

Название

Химический элемент

Химическое соединение

Смесь

Магний

г

д

ж

Воздух

з

к

е

Вода

п

р

с

Оксид ртути

т

м

н

Железо

а

б

в

Молоко

г

о

н

Сульфид цинка

х

и

к

Кислород

й

л

м

Ответ: Германий.

При изучении темы: «Относительная молекулярная масса вещества, его вычисления по химической формуле» я ученикам предложила такую ​​игру. Надо правильно определить химическую природу химических элементов, знаки которых приведены в таблице. Если правильно определить, то сумма ответов будет равняться относительной молекулярной массе гидроксида натрия (NaOH).

Знаки химического элемента

Металл

Неметалл

С

1

2

Са

3

4

О

5

6

АL

7

8

N

9

10

H

11

12

Ответ: C-2 Ca-3 O-6 Al-7 N-10 H-12 Mr (NaOH) = 40

С помощью игры возможно достижение лучшего прочного усвоения учащимися знаний по предмету, теме и приобретения умений их использования. Развивая логику мышления, сравнения, умение выбирать главное.

При изучении темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе дает возможность полнее раскрыть эту тему. Я часто на уроках использую игровые моменты, такие как приемы «Мини - практикум»; «Верю - не верю»; «Найди ошибку»; «Удалите лишнее»; «Разгадывание кроссвордов».

Прием «Мини - практикум».

Составить формулы соединений по их названиям:

1. калий оксид; 6. железа (III) сульфат

2. барий иодид; 7.магний гидроксид

3. кальций карбонат; 8.хром (III) нитрат;

4. кремниевая кислота 9.никель (II) оксид;

5. литий сульфит; 1 0. марганца (II) сульфид.

Дать названия веществам по формулам. Распределите вещества по классам.

1) K2S; 2) NaOH; 3) CaBr2; 4) Cr (NO3) 3; 5) Mn2O7; 6) Li2SiO3; 7) FeS; 8) Mn (OH) 4;9) CoCl3; 10) H2SO3.

Прием «Верю - не верю»

Найди правильные соответствия.

1) Железа (III) хлорид ------ FeCl3

2) Свинец (II) сульфат ---- PbSO3

3) Магний оксид ---- MgO

4) Калий ортофосфорная ------ Ba (PO3) 2

5) Метафосфорная кислота ----- H3PO4

6) Кобальт (III) гидроксид ---- Co (OH) 3

7) Марганец (YII) оксид ---- MnO7

8) Калий сульфид ---- KS

9) Медь (II) гидроксид ------ Cu (OH) 2

10) Алюминий иодид ------ Al2O3

Если формула написана неверно, с ошибкой, то надо еще и исправить ошибку.

Это задание развивает внимание, логику мышления, и, конечно же, показывает умение учащихся писать правильно формулы веществ, показывает их знание.

Прием «Лови ошибку»

1) CaO + H2O =H2CaO2

2) SO2 + Na2O =Na2SO4

3) SO3 + H2O = S (OH) 6

4) CuO + H2SO4=Cu2SO4 + H2O

Если написано с ошибкой, то ошибку исправить.

Приём «Удалить лишнее»

1) Ca, MgO, NaCl, H2SO4.

2) SO2, H2CO3, Na2O, CuO.

3) K2O, Ag2O, CO2, FeO.

4) HCl, H2CO3, H2SO4, H3PO4.

5) KOH, Cu (OH) 2, H2SO4, Ca (OH) 2.

При изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома »я практикую такие игровые приемы, как

1. « Микрофон », «Химический кросс », или« Химическая разминка » по основным вопросам темы,

Каждый ученик по очереди отвечает на один из предложенных вопросов или понятий.

Например:

- Периодический закон.

- Периодическая система.

- Период.

- Виды периодов.

- Группа.

- Подгруппа.

- Главная подгруппа.

- Побочная подгруппа.

- Атом.

- Строение атома.

- Ядро.

- Электрон.

- Протон.

- Нейтрон.

- Протонное число.

- Нуклонное число.

Или такая задача - дополнить незаконченные высказывания Ребятам очень нравится. Они и проверяют свои знания и в то же время играют.

Например:

- Периодическая система является --------- (графическим отображением периодического закона)

- Периодическая система состоит из ----- и ------ (периодов и групп)

- Период - это ряд --------- (ряд химических элементов размещенных в порядке возрастания Ar, начинается щелочным металлом и заканчивается инертным элементом)

- Периоды бывают ----- и ------ (малые и большие)

- Группа - это столбик ---- (сходных по свойствам элементов)

- Группа делится на две подгруппы: ----- и ----- (главную и побочную)

- Пространство возле ядра атома, где электрон находится чаще всего, называется ----- (орбиталь)

- Количество энергетических уровней (оболочек) определяется по номеру ---- (периода)

- Количество электронов на внешнем уровне для элементов главных подгрупп определяется номером ----- (группы).

2) Из предложенных букв составить названия элементов: а, к, л, н, т, и, й, р , х, в, о, г, м, д. (Калий, Йод, Натрий, Хром)

3) Использую загадки:

- Отбросив три буквы в названии большого млекопитающего, который впадает в спячку, получите название простого вещества. (Медведь - медь).

- Отбросьте две первые буквы в названии химического элемента первой группы - получите название дугообразной изогнутой кости, которая входит в состав грудной клетки. (Серебро - ребро).

- Определите элемент, который входит в состав (по буквами) зеленого пигмента растений. (Хлорофилл - хлор).

- Какой элемент состоит из названий древнегреческого божества и реки? (Ра - Дон).

- Названия каких элементов связанные с фамилиями ученых? (Менделеевий, Эйнштейний).

- Названия каких элементов связанные с географией? (Германий, Полоний, Франций).

- От щелочи я желт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда.

Но я бросаюсь в воду без оглядки.

И здесь уж не заест меня середа. (Метилоранж)

- На первой полке я живу

И в первом домике сижу

С Натрием и Кислородом

Разговоры завожу.

(Водород)

- Какая кислота содержится в желудке человека? (Соляная)

- Об одной из природных веществ говорят «живая кровь, без которой нет человека ... Ты не просто необходимое для жизни, ты и есть жизнь». Что это за вещество? (Вода).

4) Часто использую в своей практике по предмету «разгадывание кроссвордов», или « Угадай слова» (Поле чудес), урок - игру «Суд над этанолом», «Путешествие в замок царицы Хеми», «Химия - наука, которая погубит или спасет мир », « Суд над коррозией »,« Три службы родине »,« Химические загадки », Урок - путешествие « Путешествие по стране элементариею ».

Путешествие проходит по маршруту:

Станция «Разминка»

Станция «Географическая»

Станция «Биологическая»

Станция «Историческая»

Станция «Литературная»

Станция «Конечная»

Чтобы добраться конечной остановки, нужно преодолеть все препятствия, Символьный и таможенный контроль, набрав определенный багаж трофеев - звездочек.

Класс делится на 2-3 группы (можно дать названия командам, группам).

В центре каждого стола лежат звездочки разного цвета и разной стоимости: зеленые -1 балл, красные -3 балла, синие - 7 баллов. За правильный ответ на вопрос ученик берет соответствующую звездочку, которую хранит до конца путешествия. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте посмотрим, что же за билеты вам выпали. Для этого нужно написать электронную формулу элемента - названия вашей творческой группы и разместить электроны соответствующего атома по ячейкам. Ученики работают у доски (цена ответа -1 балл).

Группы в это время участвуют в разминке.

Станция «разминка»

Ответить на вопрос.

1.Какой день считается днем ​​открытия Периодического закона?

2.Часть пространства, где скорее всего пребывает электрон.

3. Кто открыл альфа и бета излучения?

4. Химически неделимая частица вещества?

5. В каком году и кем была предложена ядерная модель атома?

6. Ядро атома состоит из ----

7. .Графическое изображение периодического закона - это ..

8. Какой век называют атомным?

9. Автор периодического закона?

10.. Собственное движение электрона - ...

11. Способность атома притягивать электроны?

12. Поток альфа излучение - это---.

Ответы:

1. Понедельника, 17 Февраля 1869 год.

2. Орбиталь.

3. Резерфорд.

4. Атом.

5. В 1911г. Резерфорд.

6. Протонов и нейтронов.

7. Периодическая система.

8. ХХ век.

9. Д.И. Менделеев.

10. Спин.

11. Электроотрицательность.

12. Поток электронов.

Станция "Географическая"

1. Какие химические элементы названы в честь частей света?

2. Перечислите элементы, названы в честь стран.

3. Названия, каких элементов происходят от названий столиц европейских государств?

4. Какой элемент назван по имени острова?

5. Название, какого элемента происходит от названия полуострова?

6. Какой химический элемент назван в честь штата в США?

7. К названиям, которых элементов входят названия рек?

8. Какой химический элемент назван в честь провинции в Германии?

9. Замените первую букву в названии химического элемента и получите название пролива между Европой и Азией.

10. Замените последнюю букву в названии радиоактивного химического элемента и получите название горной системы, которая является границей между Европой и Азией.

Ответы:

1. Европий и Америций.

2. Германий - Германия, Франций - Франция, Полоний - Польша, Рудений - Россия, Галлий - Франция.

3. Гольмий - от древнего названия Стокгольма, Лютеций - от древнего названия Парижа, Гафний - от древнего названия Копенгагена.

4. Медь (Купрум) - от острова Кипр.

5. Скандий - Скандинавский полуостров.

6. Калифорний.

7. Радон - Дон, Нильсборий - Нил, Индий - Инд, Полоний - По.

8. Рений - Рейнская провинция.

9. Фосфор - Босфор.

10. Уран - Урал.

Станция "Биологическая"

1. На какой химический элемент богата ламинария?

2. Что такое золотой корень?

3. Назовите химический элемент, название которого совпадает с русским названием соснового леса?

4. Какой металл обладает бактерицидными свойствами?

5. Недостаток, какого элемента в организме человека приводит к кариесу?

6. К названиям, каких химических элементов входят названия животных

Ответы:

1. На йод.

2. Так называют радиолу розовую - лекарственное растение.

3. Бор.

4. Серебро.

5. Фтора.

6. Менделевий - лев, цирконий - (кони) лошади.

Станция "Историческая"

Каждая группа рассказывает все, что она знает о своем элементе.

Станция "Литературная"

1. Весь мир большой от А до Я

Земля и небо ты и я,

Трава, песок и снегопад

И ядер атомный распад,

И солнца свет, и блеск луны

В таблице тот заключены.

И сложность в ней и простота

Вселенной нашей красота.

(О какой таблице идет речь?)

2. Без газа этого на свете

Не жили б звери и народ.

Его могли б назвать и дети,

Ведь это ...

3. Рубина цвет в кольце вам мил,

Со мною токи все дружны.

Открыт Берцелиусом был,

И назван им я в честь луны.

Ответы:

1. О периодической таблице химических элементов.

2. Кислород.

3. Алюминий

Из жизни химических элементов.(сказка на химический лад).

Подсчитайте количество химических элементов, задействованных в сказке.

Вблизи большого Бору на Фермий жил кот по имени Лютеций. Какая это была страна - неизвестно. Может, Андий или Германий, а может, Америций, а то и Франций.

Кот был не простой, а волшебный. Он был чрезвычайно Актиний и подвижный, как Меркурий. Глаза кота светились, как Фосфор, а сам он в ночи становился Неодим. Шубка у него Сера с двумя беленькими пятнами на Талии.

На этой Фермий кроме котика Лютеция жили еще маленькая девочка Галлий и её мама Иридий. Лютеций был всегда рад видеть Галлий. Она часто Бериллий котика на руки и играла с ним. Котик иногда захватывал мышку в Полоний и это был большой Цирконий, когда мышка бежала с Полоний и Молибден бога за свое спасение.

Приближался день рождения Галлий и гадолиний о своих подарках. Приехали гости с Европий, Америций, Рутений: Ванадий та Арсен с Тулий; Родий из Калифорний, Никол из Самарий. А наилучшим подарком оказался маленькая собачка Кобальт. На шее в него блестел серебристый Сицилия.

Мама Иридий доставала с Барию угощения и угощала гостей. Праздник был веселым , радостными продолжался пока Гелий сел за горизонт, а на небе появился Селен. Между Лютецием и Кобальтом чуть не возник Скандий, но котик был в отношениях большой Технеций и заладил их, Ниобий ничего не случилось. И собачка всегда встречала котика веселым - Гафний, Гафний!

Ребята внимательно слушают и подсчитывают все химические элементы.

Использую и такие задания: дою учащимся вопросы в виде утверждений, а они отвечают только « так», или « нет». Это дает возможность ребятам подумать и выбрать правильный ответ, и проходит это в виде игры.

Так, например в 9 классе при изучении темы « Углеводороды» я провожу такую игру.

1.В предельных углеводородах отсутствуют кратные химические связи (так или нет)

2.В молекуле метана атом Углерода пребывает в состоянии sp3- гибридизации.

3.Теорию химического строения разработал Д. И. Менделеев.

4.Пропан есть гомолог метана.

5.Предельный углеводород с четырьмя атомами углерода называют бутаном.

6.Предельные углеводороды активно взаимодействуют с раствором калий перманганата.

7.Метан может взаимодействовать с натрием.

8. Предельные углеводороды вступают с хлором в реакцию замещения.

9. .Предельные углеводороды содержат только атомы углерода и водорода.

10. Метан при нормальных условиях есть жидкость.

11.Для взаимодействия метана с хлором необходимо ультрафиолетовое излучение.

12. Предельные углеводороды хорошо растворимы в воде.

Если вы согласны с таким утверждением , то напишите «так», если не согласны, то напишите «нет».

Такие игры я провожу по разным темам и в разных классах.

Нестандартные уроки развивают интерес к обучению, открывают путь к творчеству, познания нового, формируют мировоззрение, коллективизм, закрепление изученного, делать выводы, умения слушать друг друга.

Кредо интерактивного обучения:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу и слышу, я немного помню.

То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.

Когда я слышу, вижу, обсуждаю, делаю, я приобретаю знания и навыки

Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.

( Конфуций)



© 2010-2022