Модель учителя, готового к работе с одарённым ребёнком

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПР. Харичева Л.Н.

  • Модель учителя, готового к работе с одарённым ребёнком.

Учитель должен быть (по Н.И. Ильичёвой)

  • Увлечён своим делом;

  • Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • Профессионально грамотным;

  • Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • Проводником передовых педагогических технологий;

  • Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • Знатоком во всех областях человеческой жизни.

Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми:

  • Быть доброжелательным и чутким;

  • Разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;

  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития;

  • Иметь широкий круг интересов и умений;

  • Иметь помимо педагогического ещё какое-либо образование;

  • Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;

  • Иметь живой и активный характер;

  • Обладать чувством юмора;

  • Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

  • Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

  • Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

  • Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

2. Формы организации учебной деятельности одарённых учащихся по их подготовке к интеллектуальным соревнованиям.

  • Проблемное ведение уроков базисного компонента. Учитель знакомит учеников с различными точками зрения по изучаемому вопросу, инициирует дискуссию, в которой учащиеся анализируют их, высказывают свои мнения и делают выводы. Ученики могут подготовить дома письменные доклады проблемно-реферативного характера, в которых тоже отражаются различные точки зрения на проблему. По ним организуется дискуссия с формулировкой учащимися обоснованных выводов;

  • Спецкурс в НОУ "Основы исследовательской деятельности". На конкретных примерах дает методологию этой деятельности, в домашних заданиях отрабатывается постановка и выполнение исследовательских задач, а на уроках проходят презентации решений;

  • Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента. В их основе - работа над исследовательскими проектами, вытекающими их данной образовательной программы;

  • Программы дополнительного образования: могут предусматривать полный цикл реализации исследований, необходимые учебные занятия, итоговый контроль в виде защиты каждым учащимся своей исследовательской работы;

  • Исследовательский подход в применении к экскурсии. Каждому ученику ставятся индивидуальные задания - что-то пронаблюдать, измерить, спросить у экскурсовода, сделать собственные выводы. Результат оформляется как творческий отчет о работе;

  • Общешкольный проект: интегрирует программы общего и дополнительного образования или проекты по определенной теме либо проблеме. С помощью исследовательской деятельности на уровне школы тесно увязываются различные формы образовательной деятельности.

  • Походы и экспедиции. Это самостоятельные формы организации исследовательской деятельности во время каникул. Включаются как элементы в годовой цикл учебных исследований;

  • Научно-практические конференции и конкурсы - формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции;

  • Тематические клубы и молодежные объединения.

3. Алгоритм деятельности педагога по созданию системы воспитания и обучения одарённых детей

По мнению ученых, практически каждый человек талантлив от природы. Однако часто талантливость остается невостребованной. Задатки ребенка так и не превращаются в способности, и детская одаренность не развивается и гаснет. Одаренные дети требуют пристального внимания и профессионализма в работе окружающих их взрослых. Работа с таким ребенком должна быть направлена на оказание помощи в осознании и использование своих внутренних резервов.

Существует некоторый алгоритм работы с одаренными детьми:

I этап - анамнестический - на первой ступени обучения - выявление одаренных детей, учитывая их успехи в какой-либо деятельности.

  • организация систематического наблюдения за детьми на уроках и творческих мероприятиях,

  • анализ особых успехов и достижений учащихся. Преемственность между начальным и средним образованием позволит отслеживать развитие детской одаренности при переходе в среднее и старшее звено.

  • по результатам олимпиадных, различных конкурсных, творческих работ, а также в ходе беседы с учителями составляется банк данных одаренных детей школы.

II этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих способностей и особенностей ребенка.

  • Существует достаточно различных методик для диагностики одаренности. По выявленным результатам следует отправить ребенка на углубленную диагностику к психологу.

  • По итогам наблюдений и диагностики необходима работа с родителями и привлечение их к работе с детьми. Немаловажной является поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

III этап - этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка, а также его профильная направленность.

На следующем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам. Их задача - сформировать и углубить способности детей. Реализуется это с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов.

Этот этап работы должен вестись двумя группами педагогов:

1) учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета, стимулирующими и поддерживающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;

2) наставниками (тьюторами), которые играют существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей:

- выполняют функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником;

- координируют индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося;

- обеспечивают необходимое одаренному учащемуся общение;

- осуществляют связь с родителями одаренного учащегося.

Наставниками (тьюторами) могут стать учителя, психологи, студенты, родители или приглашенные для этой цели специалисты, готовые взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника - на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.



© 2010-2022