Урок по химми для 8 класса Влияние химических элементов

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Влияние химических элементов на организм человека.

Тип урока: нестандартный.

Форма проведения: урок-расследование.

Оформление: таблички с номерами, чистые листы, таблица Менделеева, визитки со знаками химических элементов, карточки с заданиями, проектор.

Цитата на доске: «Я знаю, люди состоят из атомов, частиц, как радуги из светящихся пылинок или фразы из букв. Стоит изменить порядок, и наш смысл меняется» (А. Вознесенский)

Цель: познакомиться с информацией о содержании элементов в организме человека, формировать умение учащихся использовать полученную информацию для формулирования выводов.

Сюжет:

  • частные расследовательские бюро получают заказ: выявить положительные и отрицательные стороны различных химических элементов в организме человека,

  • для расследования они получают информацию о разных элементах, сообщают свои знания,

  • выявляют « + » и « - » влияния элементов, делают вывод о полезных свойствах и нежелательных последствиях избытка и недостатка элементов в организме человека.

Ход урока

Учащиеся получают визитки с химическими элементами. Для работы на уроке учащиеся делятся на две группы. В каждой группе выбран администратор, который следит за работой каждого учащегося, раздаёт жетоны за полезную работу для группы. Каждая группа также получает в конце урока определённый набор отметок в конверте, которые администратор распределяет между её участниками.(Ведомость оценок)

Например:

оценки

Фамилия Имя

5

5

5

5

4

4

4

3

3

Учитель: Добрый день уважаемые ребята и гости. Сегодня вам предстоит быть свидетелями работы частных расследовательских бюро по решению актуального вопроса касающегося каждого из нас. Получен заказ, провести расследование о влиянии химических элементов на организм человека. Вам будет предоставлена информация, необходимо выбрать только те данные, которые относятся к вашему отделу бюро. Всю необходимую информацию необходимо фиксировать. (Лист для обработки информации.)

Например:

Элемент

Полезные свойства

Отрицательное влияние

Вывод(каких свойств больше?)

Железо

Олово

Фтор

Мыщья


Вступительное слово: «Химия вокруг нас» - это часто встречающееся утверждение неточно. Химия не только вокруг нас, но и внутри нас. В состав живых клеток входит 24 элемента. Это С, Н, О, азот, железо, магний, и др. Химические элементы подразделяются на макро-, микро-, и ультрамикроэлементы.

Примите первую информацию.

(учащиеся работают, выписывают необходимые данные)


Химические элементы в организме человека.

В таблице предложенной ниже перечислены двадцать семь необходимых взрослому человеку элементов и их содержание в здоровом организме. Эти элементы присутствуют в теле в составе биомолекул или в виде ионов, растворенных в жидкостях тела.

Элементарный состав тела взрослого человека с массой 70 кг

Элементы

Содержание, миллионные доли

Содержание, % массы тела

Водород, кислород, углерод, азот, кальций.

10000-630000

99

Фосфор, хлор, калий, натрий, сера, магний.

400-7000

1

Железо, цинк.

25-50

0,01

Медь, олово, марганец.

1-10

Следы

Йод, бром.

(0,001%)

Следы

Фтор, молибден.

0,2-0,5

Следы

Мышьяк, кобальт, хром, литий, никель.

0,2-0,04

Следы

Кадмий, селен.

Менее 0,02

Следы

Как видно из таблицы, наиболее существенны элементы: кислород, углерод, водород и азот. Вместе они образуют более 99% массы тела человека. 63% этих атомов - это водород, 25% кислород, около 10% углерод и 1,4% приходится на азот. Большинство из них присутствуют в организме в составе таких соединений, как белки, жиры и углеводы. Такие элементы, как йод, селен, медь и фтор, тоже необходимы для здоровья, хотя и присутствуют в количестве менее 10 миллионных долей (это доля 10 копеек в 10000 рублей).

Источники функции и признаки недостаточности в организме для некоторых незаменимых минеральных веществ (элементов).

Элемент

Источник

Функция

Внешние признаки недостаточности

Микроэлементы

Кальций

Молоко и молочные продукты, рыба, приготовленная с костями

Образование костной ткани, зубов, регулирование передачи сигнала по нервам, мышечное сокращение, свертывание крови, образование коллагена

Рахит у детей, остеомалация и остеопороз у взрослых

Фосфор

Животные белки

Часть костной ткани, генетического кода; участвует в передаче энергии и функционировании клеточных мембран, помогает поддерживать требуемый рН внутренних жидкостей

Практически неизвестны и не описаны

Калий

Апельсиновый сок, бананы, сухофрукты, картофель

Обеспечение сердечной деятельности, водного баланса и целостности клеток, необходим для передачи нервного сигнала, метаболизма углеводов и белков

Внезапная смерть при увеличении нагрузок, плохая передача нервных сигналов, аритмия сердечных сокращений

Хлор

Молоко, соленая пища, пищевая соль

Переваривание пищи (HCl), поддерживает электронейтральность жидкостей организма путем диффузии

Сера

Все белки

Входит в состав биологических молекул и ионов

Натрий

Соленая пища, пищевая соль

Регулирование содержания жидкости в организме, передача нервного сигнала

Головная боль, слабость, слабая память, потеря аппетита

Магний

Орехи, морская пища, шоколад

Катализирует синтез молекул - переносчиков энергии, участвует в синтезе белков и энергетических процессах, расслаблении мышц

Потеря жидкости организмом, сердечные спазмы.

Макроэлементы

Фтор

Морская пища, фторированная вода

Участвует в построении костей и зубов

Разрушение зубов

Хром

Печень, животные и растительные ткани

Необходим для переработки глюкозы

Потеря с возрастом эффективности инсулина

Марганец

Печень, почки, орехи, чай

Кофактор для ряда ферментов

Потеря веса, дерматоз

Кобальт

Печень, животные белки

Составная часть витамина В 12

Анемия

Железо

Печень, мясо, зеленые листья овощей, цельное зерно

Составная часть белков - переносчиков кислорода (гемоглобина и миоглобина)

Железодефицитная анемия, усталость и апатия

Медь

Печень, почки, яичный желток, цельное зерно

Образование гемоглобина, составная часть 11 ферментов

Встречается редко

Селен

Печень и другие субпродукты, зерно, овощи

Составная часть ряда ферментов, антиоксидант

Болезнь сердца - Кашана, встречающаяся в ряде районов Китая

Цинк

Печень, мясо, морские продукты

Входит в состав 154 ферментов

Анемия, замедление роста

Молибден

Печень, почки, цельное зерно, бобовые, листья овощей

Составная часть многих ферментов

Неизвестны

Йод

Морепродукты, иодированная пищевая соль

Входит в состав тироксина, регулирует скорость использования энергии

Увеличивается щитовидная железа


  • дать общее представление о гомеостазе организма, как сложной системе поддержания баланса в организме;

  • рассмотреть химические элементы человеческого организма.

Показ презентации или сообщения могут дополнить необходимые знания для урока.

Также можно включить в урок химически задания для разминки ( ребусы, головоломки).

Перерыв (игровой момент)

Все участники имеют визитки со знаками химических элементов. Можно предложить ребятам различные вариации на перемещение из одной группы в другую.

Например: со знаками металлов и неметаллов, передвижение по кругу между столами (напомнив, что химические элементы двигаются и в нашем организме)

Подведение итогов и оценивание.


© 2010-2022