• Преподавателю
  • Химия
  • Методическая разработка занятия по химии на тему: Алкены. Гомологический ряд алкенов. Изомерия и номенклатура

Методическая разработка занятия по химии на тему: Алкены. Гомологический ряд алкенов. Изомерия и номенклатура

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж»

















Методическая разработка


урока по химии с использованием ИКТ

Тема: Алкены. Гомологический ряд алкенов. Изомерия и номенклатура.










преподаватель химии и биологии: И.А. Шарова






Тема: Алкены. Гомологический ряд алкенов.

Изомерия и номенклатура алкенов.

Тип: Комбинированный.

Цель: Расширить знания студентов об углеводородах на примере алкенов.

Задачи:

Образовательные: Способствовать развитию знаний студентов об алкенах, их строении, изомерии и номенклатуре. Продолжать формирование умений строить формулы веществ, называть органические вещества.

Развивающие: развивать коммуникативные умения, умения анализировать, логически мыслить, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать умение общаться, адекватно оценивать себя и своих сокурсников.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация (приложение 1), интерактивные задания (приложение 2).

План:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности студентов к уроку)

  2. Проверка знаний по теме «Алканы».

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление материала.

  5. Выставление оценок.

  6. Домашнее задание.










Ход урока:


  1. Организационный момент (5мин). Проверка готовности студентов к уроку.


  1. Проверка знаний по теме «Алканы» (15 мин).

Проверочная работа (письменно):

  1. Построить структурную формулу 2,4,4, - триметилгегтана.

  2. Найти в этой формуле первичные, вторичные, третичные и четвертичные атомы углерода.

  3. Построить и назвать 2 его изомера.

  4. Записать уравнения реакций:

- получение гексана из 1 - хлорпропана;

- горение гексана;

- дегидрирование гексана;

- крекинга гексана.


  1. Изучение нового материала (45 мин).

(формулировка учителем темы, цели урока).

-Вы уже знакомы с одним классом углеводородов - с алканами, предельными углеводородами. Сегодня нам предстоит изучить еще один класс углеводородов - это алкены.

Алкены - непредельные, олефиновые.

Углеводороды, содержащие в углеводородной цепи одну или несколько кратных (двойных или тройных) углерод - углеродных связей называют непредельными.

Термин «непредельные» означает, что атомы углерода не до предела насыщены атомами водорода и как следствие этого склонны к реакциям присоединения с образованием предельного ряда.

Что же такое алкены? (слайд 3)

Это непредельные углеводороды с открытыми углеродными цепями, молекулы которых содержат одну двойную связь.

(Общая формула непредельных: CnH2n.)

Строение молекулы непредельных углеводородов:

1- сигма связь и 1-пи связь, sp-гибридизация атомов углерода, соединенных двойной связью, 120 -валентный угол, длина связи С=С 0,134 нм.

Гомологический ряд непредельных углеводородов ряда олефинов.

( слайд № 4)

Молекулярная формула

Структурная формула

Номенклатура

рациональная

международная

C2H4

CH2 = CH2

Этилен

Этен

C3H6

CH2= CH- CH3

Пропилен

Пропен

C4H8

CH2 = CH - CH2 - CH3

Бутилен

Бутен

C5H10

CH2 = CH - CH2 - CH2 - CH3

Амилен

Пентен

Задание: Пользуясь общей формулой непредельных углеводородов заполните таблицу далее до десятого представителя алкенов.

Изомерия алканов:

Для алканов характерна изомерия:

- углеродной цепи (слайд № 5 )

Пример: CH2 = CH - CH2 - CH3 CH2 = C - CH3

бутен - 1 CH3

2 - метилбутен

- положения двойной связи; (слайд № 6)

Пример: CH3 - CH = CH - CH3

Бутен - 2

- межклассовая с циклоалканами;

Пример: CH2 - CH2

CH2 - CH2 циклобутан

- геометрическая (цис - транс) (слайд № 7)

Пример: CH3 - CH = CH- CH3

бутен - 2

H H H H

C = C C = C

CH3CH3CH3 H

циз - изомер транс - изомер

Номенклатура алкенов:

1) выбираем самую длинную цепь и нумеруем её.

2) указываем положение и названия заместителей (если имеются).

3) согласно количеству атомов углерода называем данную цепь с окончанием -ен на конце и указываем цифрой положение кратной связи. (слайд № 8).

  1. Закрепление материала (20 минут)

Работа с интерактивными заданиями: (приложение 2)

- по углеродным скелетам составить структурные формулы веществ и назвать их,

- построить структурные формулы веществ,

- подумайте, какая формула соответствует 3-этилпентену-2,

- найти ошибку в структурных формулах.

  1. Выставление оценок (3 мин)

  2. Домашнее задание: п. 11.1. (упр. 4,5) (2 мин)





Используемая литература:


  1. Н. Э. Варавва. «Химия в схемах и таблицах». М.: 2010.

  2. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия.-М.,2007.

  3. Ю.М. Ерохин. Химия.- М.,2007.

  4. Ю.М. Ерохин «Сборник задач и упражнений по химии», 2002г.

  5. Д.Л. Шамшин «Химия», Москва.: Высшая школа, 2002 г.

6. М.Ю. Горковенко «Химия» Москва.: ВАКО, 2008 г.


Технологическая карта урока:

I этап учебного занятия: приветствие, сообщение темы, целей урока и мотивация учебной деятельности

Цель

Задачи

Длительность

Планируемые результаты обучения

Метапредметные

Предметные

Личностные

Настроить студентов на положительные эмоции, поверить их готовность к уроку.

Определить тему урока. Поставить перед студентами цель урока, сориентировать и настроить учащихся на работу в течении всего урока.

5 минут

Способность выбирать целевые и смысловые установки


Формирование умений отличать классы органических соединений

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы «Алкены»

Деятельность учителя

Деятельность студента

Озвучивание темы урока и цели.

Студенты записывают тему и цели урока.

II этап учебного занятия: Проверка знаний по теме «Алканы»

Цель

Задачи

Длительность

Планируемые результаты обучения

Метапредметные

Предметные

Личностные

Повторить и проверить полученные знания по теме «Алканы».

Повторить пройденный материал

15 минут


Овладение такими приёмами, как построение структурных формул алканов, построение и умение называть вещества, относящиеся к данному классу. Уметь воспроизводить уравнения химических реакций.

Умения выделять существенные признаки в изученном ранее материале.


Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения и анализировать пройденный материал.


Деятельность учителя

Деятельность студента

Задания для письменной работы:

  1. 1.Построить структурную формулу 2,4,4, - триметилгегтана.

2.Найти в этой формуле первичные, вторичные, третичные и

четвертичные атомы углерода.

3.Построить и назвать 2 его изомера.

4.Записать уравнения реакций:

- получение гексана из 1 - хлорпропана;

- горение гексана;

- дегидрирование гексана;

- крекинга гексана.


Студенты выполняют письменную работу.

III этап учебного занятия: Изучение нового материала.

Цель

Задачи

Длительность

Планируемые результаты обучения

Метапредметные

Предметные

Личностные

Расширить знания студентов об углеводородах на примере алкенов.

Способствовать развитию знаний студентов об алкенах, их строении, изомерии и номенклатуре. Продолжать формирование умений строить формулы веществ, называть органические вещества.

45 минут


Овладение умениями строить структурные формулы веществ на примере алкенов.

Формировать умения анализировать, логически мыслить, обобщать, делать выводы.


Формировать умения отличать алканы от алкенов.


Формирование коммуникативных умений сравнивать, доказывать, выделять главное

Деятельность учителя

Деятельность студента

-Вы уже знакомы с одним классом углеводородов - с алканами, предельными углеводородами. Сегодня нам предстоит изучить еще один класс углеводородов - это алкены.

Алкены - непредельные, олефиновые.

Углеводороды, содержащие в углеводородной цепи одну или несколько кратных (двойных или тройных) углерод - углеродных связей называют непредельными.

Термин «непредельные» означает, что атомы углерода не до предела насыщены атомами водорода и как следствие этого склонны к реакциям присоединения с образованием предельного ряда.

-Что же такое алкены? (слайд 3)

Это непредельные углеводороды с открытыми углеродными цепями, молекулы которых содержат одну двойную связь.

(Общая формула непредельных: CnH2n.)

Строение молекулы непредельных углеводородов:

- 1- сигма связь и 1-пи связь, sp-гибридизация атомов углерода, соединенных двойной связью, 120 -валентный угол, длина связи С=С 0,134 нм.

Гомологический ряд непредельных углеводородов ряда олефинов. (слайд № 4)

Задание: Пользуясь общей формулой непредельных углеводородов заполните таблицу далее до десятого представителя алкенов.

Изомерия алканов:

Для алканов характерна изомерия:

- углеродной цепи (слайд № 5 )

Пример: CH2 = CH - CH2 - CH3 CH2 = C - CH3

бутен - 1 CH3

2 - метилбутен

- положения двойной связи; (слайд № 6)

Пример: CH3 - CH = CH - CH3

Бутен - 2

- межклассовая с циклоалканами;

Пример: CH2 - CH2

CH2 - CH2 циклобутан

- геометрическая (цис - транс) (слайд № 7)

Пример: CH3 - CH = CH- CH3

бутен - 2


H H H H

C = C C = C

CH3CH3CH3 H

циз - изомер транс - изомер

Номенклатура алкенов:

1) выбираем самую длинную цепь и нумеруем её.

2) указываем положение и названия заместителей (если имеются).

3) согласно количеству атомов углерода называем данную цепь с окончанием -ен на конце и указываем цифрой положение кратной связи. (слайд № 8).


Студенты в ходе рассказа и презентации учителя конспектируют

материал в тетрадях.


IV этап учебного занятия: Закрепление материала.

Цель

Задачи

Длительность

Планируемые результаты обучения

Метапредметные

Предметные

Личностные

Подвести итоги работы, выяснить настроение и впечатление учащихся, проанализи-ровать результативность в ходе интерактивных заданий.

Выяснить степень усвоения нового материала в ходе

урока.


20 минут

Формирование умений анализировать и оценивать информацию, полученную в ходе урока.

Формирование умений строить структурные формулы, изомеры к веществам.


Формирование интеллектуальных умений делать вывод.

Деятельность учителя

Деятельность студента

-Вам предлагается работа с интерактивными заданиями.


Студенты выполняют интерактивные задания.

V этап учебного занятия: Выставление оценок.

Преподаватель выставляет оценки.



VI этап учебного занятия: Домашнее задание.

Задает домашнее задание: п.11.1, упр. 4,5. Студенты записывают домашнее задание.


6

© 2010-2022