- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции»
Рабочая программа элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Левицкая Е.Н. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вересаевская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО
Заместитель директора МБОУ
Директор МБОУ «Вересаевская СШ»
_______И.П.Ревтова
«Вересаевская СШ»
___________Л.К. Невидловская
Протокол №__________
____________ Н.Ф. Литвинова
Приказ № ___________
заседания МО
_____________2015 г
от ___ ____________ 2015 г
от ___ ___________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Окислительно-восстановительные реакции»
11 класс
2015/2016 учебный год
Учитель Левицкая Екатерина Николаевна
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 ч.
Плановых проверочных работ 4
Вересаево, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Окислительно-восстановительные реакции» предназначен для обучающихся 10 - 11 классов.
Тема «Окислительно-восстановительные реакции» традиционно важна, и в то же время ее изучение вызывает у учащихся определенные трудности. Элективный курс «Окислительно-восстановительные реакции» позволит не только ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся, но и расширить и углубить систему знаний об окислительно-восстановительных реакциях.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
-
Письмо Минобразования РФ от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
-
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
-
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
-
Учебный план МБОУ «Вересаевская средняя школа» на 2015-2016 учебный год.
Целью настоящего курса является закрепление, систематизирование и углубление знаний обучающихся о сущности окислительно-восстановительных реакций, их роли в природе и практическом значении; о важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР.
электронного баланса для решения различных типов задач повышенного уровня трудности, в которых идет речь об ОВР
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1.Расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности.
2.Развитие познавательной активности и самостоятельности, на развитие познавательной мотивации.
3.Развитие творческого подхода при решении задач с участием окислительно-восстановительных реакций.
4.Формирование системы знаний об окислительно-восстановительных реакциях:
- о сущности ОВР, их роли в природе и практическом значении;
- о влиянии среды на характер протекания ОВР;
- о классификации и количественной характеристике ОВР;
- о составлении уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций.
Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Окислительно-восстановительные реакции- 8 ч.
Электроотрицательность. Степень окисления, правила определения степеней окисления элементов по формулам веществ. Окислитель- восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Классификация ОВР: межмолекулярного окисления-восстановления; внутримолекулярного окисления-восстановления; диспропорционирования.
Методы составления уравнений ОВР. Метод электронного баланса.
Биологическое значение ОВР. ОВР в живых организмах. Роль ОВР в технике.
Тема 2. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов и их соединений- 15 ч.
Химические свойства галогенов с точки зрения ОВР. Кислородсодержащие кислоты и соли хлора
Окислительно-восстановительные свойства соединений серы: сероводород, сернистая кислота, сульфиты). Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Взаимодействие серной кислоты (различной концентрации) с металлами.
Восстановительные свойства аммиака. Окислительно-восстановительные свойства азотистой кислоты. Окислительные свойства азотной кислоты. Взаимодействие концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами.
Окислительно-восстановительные свойства соединений фосфора.
Окислительно-восстановительные свойства соединений углерода
Тема 3. Реакции производных марганца и хрома в различных средах - 6 ч.
Реакции производных марганца в различных средах: реакции в кислой среде, реакции в нейтральной среде, реакции в щелочной среде.
Реакции производных хрома в различных средах: реакции в кислой среде, реакции в нейтральной среде, реакции в щелочной среде.
Тема 4. Электролиз -3 ч.
Электролиз растворов и расплавов электролитов как окислительно-восстановительный процесс.
Резервное время -2 ч.
Повторение и обобщение изученного материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса:
1. Обучающиеся приобретают предметные знания:
а) об окислителе, восстановителе, окислительно-восстановительных реакциях;
б) об основных окислителях и восстановителях;
в) о классификации окислительно-восстановительных реакций;
г) об особенностях протекания ОВР для соединений марганца, серы, азота, хрома в различных условиях;
д) об электролизе, стандартном электродном потенциале
2. Обучающиеся вырабатывают предметные умения:
а) составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса, метода электронно-ионного баланса;
б) объяснять особенности протекания ОВР для соединений марганца, серы, азота, хрома в различных условиях;
в) определять степени окисления в органических соединениях;
г) составлять уравнения электролиза для растворов и расплавов электролитов как окислительно-восстановительного процесса;
д) пользоваться рядом стандартных электродных потенциалов;
е) решать задачи различных типов и уровней трудности с использованием уравнений ОВР.
3. Обучающиеся овладевают универсальными и интеллектуальными умениями, мыслительными навыками:
а) умение классифицировать, сравнивать изучаемые объекты, проводить разноаспектный анализ информации и синтез результатов этого анализа;
б) выявлять противоречия и закономерности;
в) систематизировать информацию, получаемую из разных источников; выдвигать гипотезы, подтверждать их специально спланированным экспериментом.
г) учебно-управленческие умения (владеть различными средствами самоконтроля, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины).
4. Обучающиеся развивают экспериментальные умения:
Овладение умениями выстраивать логику экспериментального изучения конкретных веществ с целью доказательства наличия у них отдельных свойств.
Литература
1. Б.В. Румянцев, М.А. Усиченко, И.В. Котикова «Окислительно - восстановительные процессы», методическое пособие, М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Б.В. Румянцев, М.А. Усиченко «Окислительно - восстановительные процессы», учебное пособие, М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции»
11 класс
№ п/п
Дата по плану
Дата по факту
Раздел. Тема урока
Окислительно-восстановительные реакции- 8 ч.
1
Электроотрицательность. Степень окисления.
2
Правила определения степеней окисления элементов по формулам веществ.
3
Окислительно-восстановительные реакции
4
Классификация ОВР
5
Методы составления уравнений ОВР. Метод электронного баланса.
6
Методы составления уравнений ОВР. Метод электронного баланса.
7
Биологическое значение ОВР. Роль ОВР в технике.
8
Проверочная работа № 1 по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
Окислительно-восстановительные свойства неметаллов и их соединений- 15 ч.
9
Галогены. Химические свойства галогенов с точки зрения ОВР.
10-11
Кислородсодержащие кислоты и соли хлора
12
Сероводород - сильный восстановитель.
13
Окислительно-восстановительные свойства сернистой кислоты
14
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
15
Взаимодействие серной кислоты (различной концентрации) с металлами.
16
Проверочная работа № 2 по теме «Окислительно-восстановительные свойства неметаллов и их соединений»
17
Аммиак. Восстановительные свойства аммиака.
18
Окислительно-восстановительные свойства азотистой кислоты.
19-20
Окислительные свойства азотной кислоты
21
Окислительно-восстановительные свойства соединений фосфора.
22
Окислительно-восстановительные свойства соединений углерода
23
Проверочная работа № 3 по теме «Окислительно-восстановительные свойства неметаллов и их соединений»
Реакции производных марганца и хрома в различных средах - 6 ч.
24
Реакции производных марганца в кислой среде
25
Реакции производных марганца в щелочной среде
26
Реакции производных марганца в нейтральной среде
27
Реакции производных хрома в кислой среде
28
Реакции производных хрома в щелочной среде
29
Реакции производных хрома в нейтральной среде
Электролиз -3 ч.
30-31
Электролиз растворов и расплавов электролитов как окислительно-восстановительный процесс.
32
Проверочная работа № 4 по темам «Реакции производных марганца и хрома в различных средах», «Электролиз».
Резервное время 2 ч.
33-34
Повторение и изучение изученного материала.
8