«Физические и химические явления»

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

24.02.2016 Конспект урока Павлова Мария Михайловна

Конспект урока по химии на тему «Физические и химические явления».

Цели урока:

  • личностные - создать условия для формирования таких качеств, как аккуратность, активность, самостоятельность;

  • метапредметные - создание условий для формирования умения учащихся давать характеристику процессам и явлениям, происходящим вокруг нас, усвоения новых знаний и развития межпредметных связей естественнонаучного цикла;

  • предметные - организовать деятельность учащихся для усвоения понятии условий и признаков ее протекания, классификации явлений на физические и химические явления.

Методы: на основном этапе уроке - Частино-поисковый, метод обучения - моделирование, метод познания - наблюдение, анализ, классификация.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и умений с элементами адаптивной системы обучения.

Оборудование и реактивы:

Учебник физики 7 класс, учебник химии 8 класс; лотки для учащихся: медная проволока, спички, свеча, стеклянная трубка, раствор извести, уксусная кислота, сахар, пробирка, пробиркодержатель; растворы соляной кислоты, карбоната натрия, медного купороса, гидроксида натрия, хлорида железа (2), инструктивная карта, фарфоровая ступка, пестик, спиртовка, химические ребусы с зашифрованными словами существительными - сахар, соль, ржавчина, гвоздь и т.д.; листочки трех цветов красный, желтый, зеленый, магнитики .

Ход урока:

  1. Организационный (3 минуты).

Основные дидактические задачи - подготовка к работе, сообщение плана урока;

Форма организационной деятельности учащихся - фронтальная;

Методы и приемы обучения - беседа;

Средства обучения - доска.

На первом слайде написано высказывание Конфуция: Учиться, и когда придёт время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно. Вы, ребята, уже умеете разгадывать ребусы, и поможете мне разгадать те ребусы, которые пришли сегодня в школу к нам в кабинет. Там зашифрованы слова, которые должны вы разгадать, после его мы и посмотрим - зачем и с какой целью их к нам прислали.

Ученики разгадывают слова.

  1. Подготовка к работе на основном этапе (10 минут).

Основные дидактические задачи - создать условия для усвоения нового понятия «химиеская реакция», признаков и условий ее протекания;

Форма организационной деятельности учащихся - фронтальная;

Методы и приемы обучения - словесный, появление модельного представления и его использовании, лабораторные опыты с самостоятельным формулированием выводов е;

Средства обучения -учебник.

Как вы думаете, ребята, зачем нужны нам эти слова? То можно с ними делать?

Ученики отвечают, Что слова означают разные вещества, которые отличаются друг от друга не только родом веществ (из Чего сделаны), но и различными свойствами - соль соленая, сахар сладкий, гвоздь твердый и т.д.

Тогда Чем мы сегодня с вами займемся на уроке? Что мы будем делать с предоставленными нам реактивами и веществами?

Ученики высказывают свое мнение по поводу каждого реактива.

Правильно, молодцы! Мы сами и всё, то нас окружает (живая и неживая природа), непрерывно изменяется, с веществами происходят изменения, или явления. Давай те проведем небольшой опыт.

Выходит один из учеников.

ОПЫТ: измельчение сахара в ступке, растворение сахара, выпаривание воды из раствора сахара.

Молодец, а теперь ответьте остальные на следующие вопросы:

  • Происходят ли какие - либо изменения при измельчении и растворении в воде сахара?

  • Какие изменения происходят с водой при выпаривании из раствора сахара?

  • Какие физические явления вы наблюдали в домашних условиях, в природе?

Ученики отвечают на поставленные вопросы с помощью учебника и ставят себе баллы в тетрадной таблице, которая начерчена перед каждым уроком.

Справились с этим, а теперь рассмотрим пластину железа, которая находилась во влажном воздухе. Посмотрите, оно ржавеет. Частично превращаясь при этом в порошок красно-бурого цвета - ржавчину. А ржавчина - это уже не железо, а совершенно другое вещество. Давайте проделаем еще один опыт.

ОПЫТ: Ученики следят за движениями учителя и реакцией происходящей при взаимодействии раствора соляной кислоты с раствором карбоната натрия, а также раствора гидроксида натрия с хлоридом железа (2).

А теперь ответьте на вопрос: то общего в этих явлениях, Чем отличаются от ранее увиденных? Ответив на данный вопрос, и сформулируем с вами цель нашего урока.

Ученики отвечают и те, кто ответил верно, ставят себе балл в тетрадную таблицу.

Правильно. Цель урока - научиться классифицировать явления (отличать химическое явление от физического), усвоить понятие химической реакции, выявить условия и признаки ее протекания.

Ученики записывают цель урока в свои тетради.

III.Усвоение новых знаний и умений (20 минут).

Основные дидактические задачи - организовать деятельность учащихся для усвоения понятия «химическая реакция», выявления условий и признаков ее протекания, классификации явлений на физические и химические;

Форма организационной деятельности учащихся - групповая работа;

Методы и приемы обучения - Частично - поисковый, наблюдение, анализ, классификация, лабораторные опыты с самостоятельным формулированием выводов;

Средства обучения - дополнительная литература, учебник, оборудование и реактивы для учеников, инструктивная карта.

Ребята, сейчас вы должны разделиться на группы из 4 человек. Каждой группе дается задание, в группах проводите опыты, описываете их; используя дополнительную литературу, обсудите какие опыты нужно будет отнести к химическим, а какие - к физическим явлениям и почему. Перечислите условия, способствующие возникновению и быстрому протеканию реакций, опишите их признаки. А в конце урока выступит каждая группа, подведете итоги по проделанной работе в группах, сформулируете определения физических и химических явлений, признаки и условия протекания реакций. ПРИЛОЖЕНИЕ.

IV.Первичная проверка понимания изученного материала (10 минут).

Основные дидактические задачи - первичное проверка изученного материала, проведение химического диктанта «Физические и химические явления»;

Форма организационной деятельности учащихся - выступление учащихся от группы;

Методы и приемы обучения - словесный;

Средства обучения - тетрадь.

Выступление учащихся от группы - каждому выступающему 2 или 3 минуты в зависимости от количества групп.

V. Итоги урока, рефлексия и домашнее задание (2 минуты).

Основные дидактические задачи - обеспечение понимания учащимися целей урока;

Форма организационной деятельности учащихся - фронтальная;

Методы и приемы обучения - словесный;

Средства обучения - тетрадь.

Ребята, вернемся к началу нашего урока, то есть к высказыванию Конфуция: учиться, и когда придёт время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно. Теперь вы сможете без особого труда определить какое перед вами явление физическое или химические, ведь так?

Да!!!

Мы своей поставленной цели добились? Теперь не только можем классифицировать явления, но и выявлять условия и признаки протекания химических реакций.

Поставьте сами себе отметку за проделанную работу на уроке в соответствии с выполненными заданиями и, взяв соответствующие цветовой гамме вашей отметки листок дерева, закрепите его на доске.

Домашнее задание: составить лепбук на тему химические и физические явления в произвольной форме, критерий - 1 листок формата А4.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Карта - инструкция

  • Внести в пламя кусочек тонкой медной проволоки и прокалите её в течение двух минут. Погасите пламя. Рассмотрите поверхность проволоки. Какие изменения происходят с медью? Превратилась ли медь в другое вещество? Какие признаки позволяют сделать вам такой вывод? Какое это явление? Ответ обоснуйте.

  • В пробирку налейте 4-5 мл раствора извести. Возьмите стеклянную трубку и продуйте воздух через раствор извести. Какие изменения происходят с раствором? Какие признаки позволяют сделать вам такой вывод? Какое это явление? Ответ обоснуйте.

  • К образовавшемуся осадку добавьте 1-2 мл раствора уксуса. Какие изменения происходят? Какие признаки позволяют сделать вам такой вывод? Какое это явление? Ответ обоснуйте.

  • На дно пробирки поместите небольшое количество сахара. Нагрейте в пробирке сахар. То вы наблюдаете? Какие признаки позволяют сделать вам такой вывод? Какое это явление? Ответ обоснуйте.

Экспресс - диагностика - химический диктант «Физические и химические явления»

Какие из перечисленных явлений следует отнести к химическим, а какие - к физическим?

  • Подгорание пищи - 1 балл

  • Засахаривание варенья - 1 балл

  • Прокисание молока - 1 балл

  • Протухание куриного яйца - 1 балл

  • Образование снежинок - 1 балл

  • Испарение спирта - 1 балл

  • Горение спирта - 1 балл

  • Лесной пожар - 1 балл

  • Высыхание дождевых луж - 1 балл

  • Куй железо пока горячо - 1 балл

  • От одного яблока весь воз загнивает - 1 балл

  • Под лежачий камень вода не течет - 1 балл

Самооценка работы на уроке:

  • 15-12 баллов - 5 «отлично»

  • 11-9 баллов - 4 «хорошо»

  • 8-6 баллов - 3 «удовлетворительно»


© 2010-2022