- Преподавателю
- Химия
- «Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках химии»
«Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках химии»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хужина О.С. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Доклад по теме: «Проблемно- диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках химии»
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. В современных условиях приоритетным направлением образования становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опы в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить школьников основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного к ней отношения.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.
Уроки химии: Какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся воспитанников к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся воспитанники сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности воспитанников.
В связи с этим ведущей идеей в обучении химии является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром. На мой взгляд, проблемно-диалогическое обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика и формирования универсальных учебных действий. Результат, достигаемый при проблемном обучении, заключается в том, что ученик не получает информацию в готовом виде, а сам открывает новое знание. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.
Результатом технологии проблемно-диалогического обучения является развитие универсальных учебных действий:
-
личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;
-
регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
-
познавательные универсальные действия:
-
общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);
-
логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, доказательство);
-
коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Основой формирования универсальных действий является урок. В соответствии с дидактической задачей, и в соответствии с методическими рекомендациями, можно организовать различные типы уроков по этой технологии.
№
Тип урока
Цель урока
Применяемые методические приемы
1.
Урок введения нового знания
Формирование новых понятий.
Проблемно - диалогическое введение нового знания через противоречия.
2.
Урок применения знаний
Выработать умения применять полученные знания в приобретении опыта творческой деятельности.
Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию.
3.
Урок обобщающего повторения и систематизации знаний
Организовать обобщение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий.
Составление таблиц и схем, сопоставление явлений.
4.
Урок проверки знаний и умений
Осуществить контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач.
Выполнение тестовых заданий, контрольная работа, защита мини-проектов.
Общая схема организации процесса введения новых знаний и навыков представлена в таблице. Также в ней отражаются цели этапов и формируемые на этих этапах универсальные учебные действия.
№ этапа
Название этапа
Цель
Формируемые УУД
I
Организационный момент
Включение обучающихся в деятельность на лично-значимом уровне
Личностные: смыслообразование, самоопределение
На каждом этапе урока формируются коммуника-тивные действия: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудни-чества
II
Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Познавательные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщение.
III
Возникновение проблемной ситуации
Создать проблемную ситуацию на основе противоречий.
Познавательные (общеучебные): умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации.
IV
Постановка проблемы (целеполагание)
Обсуждение «затруднений», проговаривание цели урока в виде вопроса на который предстоит ответить
Регулятивные: целеполагание, планирование
V
Поиск решения
Выдвинуть гипотезы. Построить выход из затруднения. Проверить гипотезу
Регулятивные: целеполагание, планирование.
Познавательные (логические)
VI
Выражение решения
Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала
Общеучебные: моделирование
VII
Применение знаний на практике
Закрепить полученные знания в упражнениях, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным.
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка
VIII
Самостоятельная работа
Каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка
IX
Итог урока
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Общеучебные: рефлексия.
Личностные: самоопределение, смыслообразование
На уроках применения знания и обобщающего повторения, при создании проблемных ситуаций, можно использовать следующие методические приемы:
-
предлагать различные точки зрения на один и тот же вопрос, рассматривать явления с различных позиций (например, командира, эколога, педагога);
-
побуждать обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
-
ставлять конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
-
формулировать проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Данная технология проблемного обучения, действительно, наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ - формирование творческой личности. А также, формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить не только эффективность учебно-воспитательного процесса по химии, но и:
-
развивать мышление и способности обучающихся , развивать творческие умения;
-
обучающиеся усваивают знания, умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
-
воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.