• Преподавателю
  • Химия
  • Доклад ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ

Доклад ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ № 2 г. Рузы

учитель химии

Носовская И.И.


МЕТОД ПРОЕКТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для реализации возможностей и способностей к адаптации личности в обществе. Реальные знания и умения остаются у человека тогда, когда он понимает, зачем ему эти знания и умения нужны и чем они для него значимы. Чтобы ученик с интересом относился к учебному процессу и воспринимал знания как нужные ему, необходимо поставить значимую для него проблему, взятую из жизни, которую он решил бы, применяя определенные знания и умения. Этому способствует введение метода проектов в учебный процесс. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной значимой для ученика проблемы. В ходе работы над проектом развиваются познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое и творческое мышление. Метод проектов ориентирован на самостоятельную работу учащихся. Это может быть индивидуальная, парная или групповая деятельность.
Для достижения успеха, проектная работа должна иметь личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, ученик определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных ведений. Эти навыки позволяют подросткам ориентироваться в условиях изобилия информации.
Метод проектов также носит воспитательный характер. Он способствует самовыражению учащихся и удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых. Проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию.
Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в крайних случаях и с психотропными веществами. Проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту и препятствует появлению отклонений в поведении подростков.
Метод проектной деятельности можно использовать и в работе с младшими школьниками. Дети этого возраста характеризуются устойчивым наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Успех человека в современном мире и его способность адаптироваться в развивающемся обществе во многом определяется способностью организовать свою жизнь, определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и оценить удалось ли достичь поставленной цели. Эти качества в большей степени присущи людям с проектным типом мышления.
Исходя из опыта проектной деятельности нашей школы, можно с уверенностью утверждать, что этот метод развивает умения:

- видеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

- ставить стратегическую цель и разбивать ее на тактические шаги;

- оценивать имеющиеся ресурсы и распределить их;

- добывать информацию, критически оценивать ее, ограничивать по объему, использовать различные источники;

- планировать свою работу;

- выполнив работу, оценить ее результат;

- видеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Проектная деятельность позволяет преобразовать академические знания в жизненный опыт.

Существует несколько видов проектов:

- исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов;

- творческие - не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта;
- игровые - структура только намечается и остается открытой до конца проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои;

- информационные - направлен на сбор информации о каком-то объекте, ее анализ и обобщение фактов;

- естественнонаучные - имеют четко обозначенную исследовательскую задачу;

- экологические - исследовательские и практико-ориентированные;
- лингвинистические - касаются проблемы изучения иностранных языков;
- культурологические - связаны с историей и традициями разных стран;
- спортивные - объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта;

- географические - исследовательские, приключенческие и др.;

- музыкальные - аналитические, творческие;

- исторические - исследуют разнообразные исторические проблемы.
Такое разнообразие проектов позволяет использовать их для всех возрастных групп, включая младших школьников, и в пределах всех образовательных дисциплин. В проекте можно также объединить содержание образования из различных областей знаний.

Из своего собственного опыта могу утверждать, что наиболее сложными для учащихся оказываются исследовательские проекты. Поэтому, перед тем как приступить к работе над ними, желательно, отработать информационный проект, который научит учащихся работать с информацией. Информационные проекты могут сподвигнуть учащихся на продолжение работы над данной темой в рамках исследовательского проекта. Так работа учащихся над проектом «Естественные экосистемы Рузского района» вызвала желание разработать проект по экологическому туризму.
Работа над любым проектом включает следующие этапы:
1 этап - подготовительный, или вводный. На этом этапе происходит выбор темы и определение жанра проекта, определение цели и задач, формирование рабочих групп (для групповых проектов), выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации и т.д.), утверждение индивидуальных планов участников группы, установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления;
2 этап - поисково-исследовательский. На этом этапе определяются источники информации, планируются способы сбора и анализа информации, идет подготовка к исследованию и его планирование, проводится исследование, сбор и систематизация материалов в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций;
3 этап - трансляционно-оформительский. На этом этапе проходит предзащита проекта, доработка с учетом замечаний и предложений, подготовка к публичной защите проекта, определение даты и места защиты, определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.); стендовая информация о проекте;
4 этап - заключительный. Этот этап включает в себя публичную защиту проекта, подведение итогов и конструктивный анализ выполненной работы.
Проектные работы могут отличаться не только по форме, но и по числу участников - личностные, парные, групповые; по продолжительности: краткосрочные (3-6 уроков), средней продолжительности (1-2 месяца), долгосрочные (до года); по масштабности - внутришкольные, городские, региональные, глобальные.

От вида проекта зависит и форма предоставления результатов:
- доклад на конференциях различного уровня, защита на конкурсе - для научно-исследовательских проектов;

- проведение мероприятий (игры, конкурсы, вечера) - для творческих и игровых проектов;

- открытие выставки, представление стенда, оформление помещения и т.п. - для практико-ориентированных проектов;

- проведение экскурсий, цикла бесед - для информационных и т.д.
Оценить результаты проектной деятельности с позиции школьной отметки очень трудно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор имеет право на собственное видение проблемы. В школах Международного Бакалавриата разработана система оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы. Примерный перечень критериев выглядит так:

- обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения;
- полнота использования информации, разнообразие ее источников;

- творческий и аналитический подход к работе;

- соответствие требованиям оформления;

- анализ процесса и результата работы;

- личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу;

- качество проведения презентации.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся в начале работы над проектом и могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии.


© 2010-2022