- Преподавателю
- Химия
- Текст выступления по теме Создание условий для психологического и физического комфорта на уроках и занятиях внеурочной деятельности по химии
Текст выступления по теме Создание условий для психологического и физического комфорта на уроках и занятиях внеурочной деятельности по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лаврухина И.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Психологический комфорт на уроках и внеурочной деятельности по химии. Важен ли он?
Лаврухина И.В. 24.11.2014г
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок.
В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Очень важен психологический комфорт, психологический климат на уроке, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и ученика.
Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
-
Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
-
Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
-
Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
-
Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
-
Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Под комфортом подразумевается условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Учителю важно помнить, что психологический комфорт на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю - это важнейший аспект психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
-
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
-
Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
-
Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
Существуют принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе, разработанные психологом - гуманистом Карлом Роджерсом:
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
5) Важно, чтобы в такой роли учитель выступал для каждого ученика;
6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;
8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Химия, действительно, один из сложнейших школьных предметов. И в силу особенностей программы, и в силу того, что государству грамотный потребитель нынче не нужен, иначе как объяснить сокращение часов на изучение нашего предмета?
Хотя на самых первых уроках мы, учителя химии, все вспоминаем слова М.В.Ломоносова о том, что широко простирает химия руки свои в дела человеческие, обращаем внимание детей на то, что куда не кинешь свой взор - продукты, полученные не без помощи химии. Знать основы этой науки необходимо, чтобы уметь выживать в мире химических веществ. Знание химии - это наш комфорт и безопасность.
«Не о том вам надо думать, каким вас давят прессом, а о том, как вести себя под давлением» (Аркадий и Борис Стругацкие)
Я учитель. И моя цель, конечно, дать базовые химические знания учащимся, но важнее, я считаю, мотивировать ребенка вообще на учение, его стремление познавать, новые знания применять в различных ситуациях.
Научить преодолевать трудности и получать от этого радость. В наше время это очень важно, когда вокруг ребенка столько соблазнов, так легко стать зависимым от алкоголя, наркотиков, игр, в том числе и компьютерных и т.д.
Позитивный характер учебной деятельности учащегося возможен при выполнении ряда одинаково важных условий на всех этапах учебного процесса:
-
Личная заинтересованность учащегося в учебном предмете;
-
Отношение родителей или других референтных лиц к учебе в целом и к отдельным предметам
-
Взаимоотношения, которые складываются у учащегося с учителем химии, стиль преподавания и общения учителя.
Мне очень важно, чтобы дети хотели ко мне идти на урок, чтобы на моих занятиях им было комфортно. Тогда будет и результат.
Любой урок начинается со «входа», так называемого организационного момента. И хотя он занимает минимальное количество минут, именно этот момент обеспечит хороший эмоциональный настрой на всю работу. Можно в полушуточной манере познакомить с планом урока: «Сначала восхитимся глубокими знаниями…, потренируем мозги - порешаем задачи…, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…» Можно использовать короткий и простой опрос, цель которого - настроить ребенка на работу, а не устроить стресс с головомойкой. Например, «найди лишнего:
А) известняк, мел, мрамор, малахит;
Б) углерод, алмаз, графит, карбид.»
После подобного начала работать можно спокойно дальше, позитивный настрой создан. По ходу урока каждый учитель использует свои приемы дл поддержания психологического комфорта:
мозговой штурм,
лабораторный эксперимент,
загадка с отсроченной отгадкой,
решение проблемной ситуации, например, почему у мясного бульона появился привкус мыла?
«черный ящик», например: находится вещество, которое в 1802 году впервые выделил из виноградного сока французский химик Жозеф Луи Пруст. Это вещество твердое, сладкое на вкус, хорошо растворимое на вкус и т.д.
Какой же химик не любит решать задачи? Условие можно сформулировать и так: Вася решил сжечь 0,4 моль серы. Сколько литров ядовитого сернистого газа попадет в атмосферу в результате этого эксперимента Васи?
Неизвестные террористы для одной пакостной проделки получили 100 г серной кислоты. Сколько молей оксида серы (VI) они растворили для этого в воде?
Федя подмешивал сахар в суп Клавдии Петровны. Сколько граммов сахара получит на обед сегодня Клавдия Петровна, если в 250 мл (плотностью 1,1 г/мл) содержится теперь 30% этого калорийного продукта?
Или о серной кислоте:
…А в городе тем временем
Шум и суета -
Наделает большой беды
Сбежавшая кислота:
Загубит всю природу
И высушит леса
Погибнет рыба в озере
И закипит вода
Разрушатся металлы.
Исчезнут провода….
Например, тема «Гидролиз солей». Рассматриваем гидролиз соли хлорида алюминия.
AlCl3 → Al + 3Cl2
Представляем ситуацию: два пловца в воде. Какому пловцу через некоторое время понадобится помощь?
Выписываем «слабый» ион, в роли спасателя - вода:
Al + НОН → AlОН + Н2
«сильные пловцы» доплыли до соседнего берега, как ни в чем ни бывало вернулись обратно
Al + НОН → AlОН + Н2
Молекулярное уравнение 1-ой стадии гидролиза:
AlCl3 + Н2О → AlОНCl2 + НCl
«отдача электронов» - окисление
«взятие» - восстановление
Фенолфталеиновый - в щелочах малиновый.
Модель состояния веществ: твердые вещества - армейская дисциплина, жидкости - дружеская вечеринка, газы - футбольный матч
При изучении изомерии органических веществ использую анаграммы:
Когда ты утром сел за стол
Тебе понадобился он
Когда же опыты проводишь
Ее ты быстренько находишь (Колба - бокал)
Я - газ редчайший на Земле
Мне близки радий и свинец
Но буквы переставить мне
И - я истории творец (Радон - народ)
В слове «катод», как и в слове «минус» - 5 букв, а в слове «анод», как и в слове «плюс» - 4…
Заканчивается урок только на «положительном»: «Урок завершен. Успеха!»
И так приятно слышать в ответ: «Как? Уже?»
В состоянии комфортного общения две личности - учитель и ученик - начинают образовывать некое общее эмоционально - психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его действительности и себя самого, своих возможностей и способностей, т.е разворачивается процесс социализации личности ученика. Искусство общения учителя проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни, каким способом организует работу учащихся, включая их в решение учебно - познавательных задач, как он создает креативную атмосферу на уроке, как использует свое воображение, интуицию.
«У меня получается, получится и у тебя!»
Влияние физминуток как фактора, повышающего психологический комфорт на занятиях
Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20% здоровье, медицина и экология - по 10-15%, а окружающая среда - 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние. В школе психологический комфорт необходим для успешного развития личности, успешного усвоения знаний, благоприятного физического и эмоционального состояния.
Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся (по данным психологической диагностики, проведенной в сентябре 2008 года) такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами.
Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.
Рассмотрим виды нагрузок во время урока.
1. Умственная нагрузка (связана с затратами энергии на мыслительные
процессы, при приобретении знаний).
2. Статическая (связана с необходимостью длительное время удерживать
вынужденное положение тела во время учебных занятий, очень тяжела для
младшего школьного возраста).
3. Динамическая (как правило, недостаточно, что приводит к гиподинамии).
Значит, динамическую нагрузку можно и нужно увеличивать с помощью
физминуток.
Физминутки могут быть традиционными (чаще используются в начальных классах), оздоровительными (гимнастика для глаз, самомассаж), расслабляющие (с элементами релаксации), развлекательные (с использованием игровых ситуаций). При выборе разрядки выбираются упражнения, которые не приводят к нарушению дисциплины в классе. Использование физминуток позволяет расходовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. После физминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Учащиеся, участвовавшие в опросе на вопрос: «Физминутки на уроках помогают или мешают?» ответили:
- помогают преодолевать сонливость и однообразность 35%;
- повышают работоспособность 30%;
- создают хорошее настроение 20%;
- способствуют общению 6%;
- мешают уроку 5%;
- ограничивают время урока 4%.
На вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения физминуток?» даны следующие ответы:
- перестали ждать перемену 25%;
- уроки проходят быстрее 20%;
- уроки стали интереснее 27%;
- улучшились учебные результаты 11%;
- повысилась активность на уроке 10%;
- изменились взаимоотношения с учителями 6%.
Вывод: релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровьесбережение учащихся и учителей.