• Преподавателю
  • Химия
  • Текст выступления по теме Создание условий для психологического и физического комфорта на уроках и занятиях внеурочной деятельности по химии

Текст выступления по теме Создание условий для психологического и физического комфорта на уроках и занятиях внеурочной деятельности по химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологический комфорт на уроках и внеурочной деятельности по химии. Важен ли он?


Лаврухина И.В. 24.11.2014г

Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок.

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создается условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.

Очень важен психологический комфорт, психологический климат на уроке, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и ученика.

Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

  1. Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;

  2. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

  3. Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

  4. Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

  5. Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Под комфортом подразумевается условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Учителю важно помнить, что психологический комфорт на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю - это важнейший аспект психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

  1. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

  2. Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.

  3. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Существуют принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе, разработанные психологом - гуманистом Карлом Роджерсом:

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

5) Важно, чтобы в такой роли учитель выступал для каждого ученика;

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Химия, действительно, один из сложнейших школьных предметов. И в силу особенностей программы, и в силу того, что государству грамотный потребитель нынче не нужен, иначе как объяснить сокращение часов на изучение нашего предмета?

Хотя на самых первых уроках мы, учителя химии, все вспоминаем слова М.В.Ломоносова о том, что широко простирает химия руки свои в дела человеческие, обращаем внимание детей на то, что куда не кинешь свой взор - продукты, полученные не без помощи химии. Знать основы этой науки необходимо, чтобы уметь выживать в мире химических веществ. Знание химии - это наш комфорт и безопасность.

«Не о том вам надо думать, каким вас давят прессом, а о том, как вести себя под давлением» (Аркадий и Борис Стругацкие)

Я учитель. И моя цель, конечно, дать базовые химические знания учащимся, но важнее, я считаю, мотивировать ребенка вообще на учение, его стремление познавать, новые знания применять в различных ситуациях.

Научить преодолевать трудности и получать от этого радость. В наше время это очень важно, когда вокруг ребенка столько соблазнов, так легко стать зависимым от алкоголя, наркотиков, игр, в том числе и компьютерных и т.д.

Позитивный характер учебной деятельности учащегося возможен при выполнении ряда одинаково важных условий на всех этапах учебного процесса:

  • Личная заинтересованность учащегося в учебном предмете;

  • Отношение родителей или других референтных лиц к учебе в целом и к отдельным предметам

  • Взаимоотношения, которые складываются у учащегося с учителем химии, стиль преподавания и общения учителя.

Мне очень важно, чтобы дети хотели ко мне идти на урок, чтобы на моих занятиях им было комфортно. Тогда будет и результат.

Любой урок начинается со «входа», так называемого организационного момента. И хотя он занимает минимальное количество минут, именно этот момент обеспечит хороший эмоциональный настрой на всю работу. Можно в полушуточной манере познакомить с планом урока: «Сначала восхитимся глубокими знаниями…, потренируем мозги - порешаем задачи…, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…» Можно использовать короткий и простой опрос, цель которого - настроить ребенка на работу, а не устроить стресс с головомойкой. Например, «найди лишнего:

А) известняк, мел, мрамор, малахит;

Б) углерод, алмаз, графит, карбид.»

После подобного начала работать можно спокойно дальше, позитивный настрой создан. По ходу урока каждый учитель использует свои приемы дл поддержания психологического комфорта:

мозговой штурм,

лабораторный эксперимент,

загадка с отсроченной отгадкой,

решение проблемной ситуации, например, почему у мясного бульона появился привкус мыла?

«черный ящик», например: находится вещество, которое в 1802 году впервые выделил из виноградного сока французский химик Жозеф Луи Пруст. Это вещество твердое, сладкое на вкус, хорошо растворимое на вкус и т.д.

Какой же химик не любит решать задачи? Условие можно сформулировать и так: Вася решил сжечь 0,4 моль серы. Сколько литров ядовитого сернистого газа попадет в атмосферу в результате этого эксперимента Васи?

Неизвестные террористы для одной пакостной проделки получили 100 г серной кислоты. Сколько молей оксида серы (VI) они растворили для этого в воде?

Федя подмешивал сахар в суп Клавдии Петровны. Сколько граммов сахара получит на обед сегодня Клавдия Петровна, если в 250 мл (плотностью 1,1 г/мл) содержится теперь 30% этого калорийного продукта?

Или о серной кислоте:

…А в городе тем временем

Шум и суета -

Наделает большой беды

Сбежавшая кислота:

Загубит всю природу

И высушит леса

Погибнет рыба в озере

И закипит вода

Разрушатся металлы.

Исчезнут провода….

Например, тема «Гидролиз солей». Рассматриваем гидролиз соли хлорида алюминия.

AlCl3 → Al + 3Cl2

Представляем ситуацию: два пловца в воде. Какому пловцу через некоторое время понадобится помощь?

Выписываем «слабый» ион, в роли спасателя - вода:

Al + НОН → AlОН + Н2

«сильные пловцы» доплыли до соседнего берега, как ни в чем ни бывало вернулись обратно

Al + НОН → AlОН + Н2

Молекулярное уравнение 1-ой стадии гидролиза:

AlCl3 + Н2О → AlОНCl2 + НCl

«отдача электронов» - окисление

«взятие» - восстановление

Фенолфталеиновый - в щелочах малиновый.

Модель состояния веществ: твердые вещества - армейская дисциплина, жидкости - дружеская вечеринка, газы - футбольный матч

При изучении изомерии органических веществ использую анаграммы:

Когда ты утром сел за стол

Тебе понадобился он

Когда же опыты проводишь

Ее ты быстренько находишь (Колба - бокал)

Я - газ редчайший на Земле

Мне близки радий и свинец

Но буквы переставить мне

И - я истории творец (Радон - народ)

В слове «катод», как и в слове «минус» - 5 букв, а в слове «анод», как и в слове «плюс» - 4…

Заканчивается урок только на «положительном»: «Урок завершен. Успеха!»

И так приятно слышать в ответ: «Как? Уже?»

В состоянии комфортного общения две личности - учитель и ученик - начинают образовывать некое общее эмоционально - психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его действительности и себя самого, своих возможностей и способностей, т.е разворачивается процесс социализации личности ученика. Искусство общения учителя проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни, каким способом организует работу учащихся, включая их в решение учебно - познавательных задач, как он создает креативную атмосферу на уроке, как использует свое воображение, интуицию.

«У меня получается, получится и у тебя!»

Влияние физминуток как фактора, повышающего психологический комфорт на занятиях


Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20% здоровье, медицина и экология - по 10-15%, а окружающая среда - 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние. В школе психологический комфорт необходим для успешного развития личности, успешного усвоения знаний, благоприятного физического и эмоционального состояния.

Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся (по данным психологической диагностики, проведенной в сентябре 2008 года) такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами.

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рассмотрим виды нагрузок во время урока.

1. Умственная нагрузка (связана с затратами энергии на мыслительные

процессы, при приобретении знаний).

2. Статическая (связана с необходимостью длительное время удерживать

вынужденное положение тела во время учебных занятий, очень тяжела для

младшего школьного возраста).

3. Динамическая (как правило, недостаточно, что приводит к гиподинамии).

Значит, динамическую нагрузку можно и нужно увеличивать с помощью

физминуток.

Физминутки могут быть традиционными (чаще используются в начальных классах), оздоровительными (гимнастика для глаз, самомассаж), расслабляющие (с элементами релаксации), развлекательные (с использованием игровых ситуаций). При выборе разрядки выбираются упражнения, которые не приводят к нарушению дисциплины в классе. Использование физминуток позволяет расходовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. После физминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Учащиеся, участвовавшие в опросе на вопрос: «Физминутки на уроках помогают или мешают?» ответили:

- помогают преодолевать сонливость и однообразность 35%;

- повышают работоспособность 30%;

- создают хорошее настроение 20%;

- способствуют общению 6%;

- мешают уроку 5%;

- ограничивают время урока 4%.

На вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения физминуток?» даны следующие ответы:

- перестали ждать перемену 25%;

- уроки проходят быстрее 20%;

- уроки стали интереснее 27%;

- улучшились учебные результаты 11%;

- повысилась активность на уроке 10%;

- изменились взаимоотношения с учителями 6%.

Вывод: релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровьесбережение учащихся и учителей.


© 2010-2022