- Преподавателю
- Химия
- Практическое занятие по теме Генетическая связь между классами органических соединений
Практическое занятие по теме Генетическая связь между классами органических соединений
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ледовская О.В. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Поурочное планирование практических занятий
Преподаватель химии: Ледовская О.В.
Специальность__23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»,
Дисциплина: _____________Химия_______________________________
Практическое занятие №3.
Раздел 1 «Органическая химия».
Тема 1.2 Углеводороды и их природные источники.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Наименование ЛО
Структура занятия:
1. Орг.момент. 2 мин.
2. Инструктаж об организации работы. 5 мин.
3. Закрепление изученного материала (повторение) 10 мин.
4. Выполнение упражнений, заданий. 20 мин.
5. Подведение итогов занятия, объявление оценок 5 мин.
6. Задание на дом: учебник Габриелян О.С. П7. 3мин.
Цель работы:
Обобщить знания о генетических связях между углеводородами .
Пояснения к работе
Углеводороды с открытой цепью углеродных атомов, связанных не только простыми связями, все остальные валентности углерода до предела насыщены водородом.
Их можно расположить в порядке увеличения числа атомов углерода
метан
этан
пропан и т.д.
При этом образуется гомологический ряд. Общая формула этого ряда СnН2n+2, где n - число атомов углерода. Гомологический ряд - это ряд соединений одного класса, отвечающих общей молекулярной формуле, где каждый последующий член ряда отличается от предыдущего на метильную группу СН2. Члены одного ряда обладают общими химическими свойствами и закономерно изменяющимися физическими свойствами. С 4 члена ряда наблюдается появление изомеров, отличающихся строением углеродной цепочки.
СН3-СН2-СН2-СН3
бутан
изобутан
Это называется изомерией цепи. Число изомеров быстро увеличивается с увеличением числа n.
-
пентан
С5Н12
3
гексан
С6Н14
5
гептан
С7Н16
9
октан
С8Н18
18
нонан
С9H20
35
декан
С10Н22
75
ундекан
С11Н24
159
…….
эйкозан
С20Н42
>300000 изомеров (366319)
Для составления названий этого множества соединений используют специальные системы названий (номенклатуру).
Необходимо знать следующие системы названий:
-
по греческим числительным, с окончанием -ан (см.выше);
-
рациональную номенклатуру;
-
международную номенклатуру (1892 г. - Женевская; 1930 г. - Льежская; 1957-1965 гг. - UPAC, Москва).
В рациональной номенклатуре за основу принимается простейший член ряда - метан. Заместители в названии перечисляются перед названием основы в порядке возрастания сложности. При наличии одинаковых заместителей перед названием заместителя ставится множащая приставка (ди-, три-, тетра-).
Например: диметилпропилметан
остаток метана
В систематической номенклатуре за основу берется самая длинная углеродная цепь. Эта цепь нумеруется с того конца, к которому ближе располагается разветвление. Радикалы, не вошедшие в основную цепь, перечисляются перед названием основы в порядке возрастания сложности, положение их указывается цифрами. Количество цифр должно соответствовать количеству заместителей. Название основы строится исходя из соответствующего греческого числительного с окончанием "ан". Например:
2, 4-диметил-3-изопропилгексан
Задание
Задание. Осуществить превращения.
Метан-хлорметан- дихлорметан-трихлорметан.
Этан- этен-этин-бензол.
С->СН4->С2Н6->С2Н4->С2Н2->С6Н6->С6Н5СI
С3Н8->С3Н6->С3Н7СI->С6Н14->C6Н12->С6Н6 à С6Н5Вr.
Необходимые принадлежности
(инструменты, стенды, приборы и т.п.)
Стенды, карточки, ТСО.
Работа в лаборатории
Осуществить превращения.
Метан-хлорметан- дихлорметан-трихлорметан.
Этан- этен-этин-бензол.
С->СН4->С2Н6->С2Н4->С2Н2->С6Н6->С6Н5СI
С3Н8->С3Н6->С3Н7СI->С6Н14->C6Н12->С6Н6 à С6Н5Вr.
Содержание отчета
Например:
-
Номер и название занятия;
-
Цель занятия;
-
Задание;
-
Необходимые принадлежности;
Контрольные вопросы
1. Какова роль нефти и газа в современной химии. Происхождение природных горючих ископаемых?
2. Каков состав нефти?
3. Каковы продукты переработки нефти?
-
Где применяют нефтепродукты?
Какие виды изомерии вы знаете?
-
Каков алгоритм названия веществ ациклического строения?
Литература
1. Габриелян О.С. 10КЛ.