• Преподавателю
  • Химия
  • Практическое занятие по теме Генетическая связь между классами органических соединений

Практическое занятие по теме Генетическая связь между классами органических соединений

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное планирование практических занятий

Преподаватель химии: Ледовская О.В.

Специальность__23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»,

Дисциплина: _____________Химия_______________________________

Практическое занятие №3.

Раздел 1 «Органическая химия».

Тема 1.2 Углеводороды и их природные источники.


Генетическая связь между классами органических соединений.

Наименование ЛО


Структура занятия:

1. Орг.момент. 2 мин.

2. Инструктаж об организации работы. 5 мин.

3. Закрепление изученного материала (повторение) 10 мин.

4. Выполнение упражнений, заданий. 20 мин.

5. Подведение итогов занятия, объявление оценок 5 мин.

6. Задание на дом: учебник Габриелян О.С. П7. 3мин.


Цель работы:

Обобщить знания о генетических связях между углеводородами .


Пояснения к работе

Углеводороды с открытой цепью углеродных атомов, связанных не только простыми связями, все остальные валентности углерода до предела насыщены водородом.

Их можно расположить в порядке увеличения числа атомов углерода

Практическое занятие по теме Генетическая связь между классами органических соединений

Практическое занятие по теме Генетическая связь между классами органических соединений

Практическое занятие по теме Генетическая связь между классами органических соединений

метан

этан

пропан и т.д.

При этом образуется гомологический ряд. Общая формула этого ряда СnН2n+2, где n - число атомов углерода. Гомологический ряд - это ряд соединений одного класса, отвечающих общей молекулярной формуле, где каждый последующий член ряда отличается от предыдущего на метильную группу СН2. Члены одного ряда обладают общими химическими свойствами и закономерно изменяющимися физическими свойствами. С 4 члена ряда наблюдается появление изомеров, отличающихся строением углеродной цепочки.

СН3-СН2-СН2-СН3

Практическое занятие по теме Генетическая связь между классами органических соединений

бутан

изобутан

Это называется изомерией цепи. Число изомеров быстро увеличивается с увеличением числа n.



пентан

С5Н12

3

гексан

С6Н14

5

гептан

С7Н16

9

октан

С8Н18

18

нонан

С9H20

35

декан

С10Н22

75

ундекан

С11Н24

159

…….



эйкозан

С20Н42

>300000 изомеров (366319)

Для составления названий этого множества соединений используют специальные системы названий (номенклатуру).

Необходимо знать следующие системы названий:

  • по греческим числительным, с окончанием -ан (см.выше);

  • рациональную номенклатуру;

  • международную номенклатуру (1892 г. - Женевская; 1930 г. - Льежская; 1957-1965 гг. - UPAC, Москва).

В рациональной номенклатуре за основу принимается простейший член ряда - метан. Заместители в названии перечисляются перед названием основы в порядке возрастания сложности. При наличии одинаковых заместителей перед названием заместителя ставится множащая приставка (ди-, три-, тетра-).

Например: диметилпропилметан

Практическое занятие по теме Генетическая связь между классами органических соединений

остаток метана

В систематической номенклатуре за основу берется самая длинная углеродная цепь. Эта цепь нумеруется с того конца, к которому ближе располагается разветвление. Радикалы, не вошедшие в основную цепь, перечисляются перед названием основы в порядке возрастания сложности, положение их указывается цифрами. Количество цифр должно соответствовать количеству заместителей. Название основы строится исходя из соответствующего греческого числительного с окончанием "ан". Например:

Практическое занятие по теме Генетическая связь между классами органических соединений

2, 4-диметил-3-изопропилгексан

Задание

Задание. Осуществить превращения.

Метан-хлорметан- дихлорметан-трихлорметан.

Этан- этен-этин-бензол.

С->СН4->С2Н6->С2Н4->С2Н2->С6Н6->С6Н5СI

С3Н8->С3Н6->С3Н7СI->С6Н14->C6Н12->С6Н6 à С6Н5Вr.

Необходимые принадлежности

(инструменты, стенды, приборы и т.п.)

Стенды, карточки, ТСО.

Работа в лаборатории

Осуществить превращения.

Метан-хлорметан- дихлорметан-трихлорметан.

Этан- этен-этин-бензол.

С->СН4->С2Н6->С2Н4->С2Н2->С6Н6->С6Н5СI

С3Н8->С3Н6->С3Н7СI->С6Н14->C6Н12->С6Н6 à С6Н5Вr.

Содержание отчета

Например:

  1. Номер и название занятия;

  2. Цель занятия;

  3. Задание;

  4. Необходимые принадлежности;


Контрольные вопросы

1. Какова роль нефти и газа в современной химии. Происхождение природных горючих ископаемых?

2. Каков состав нефти?

3. Каковы продукты переработки нефти?

  1. Где применяют нефтепродукты?

Какие виды изомерии вы знаете?

  1. Каков алгоритм названия веществ ациклического строения?

Литература

1. Габриелян О.С. 10КЛ.



© 2010-2022