• Преподавателю
  • Химия
  • Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальности Сестринское дело базовая подготовка

Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальности Сестринское дело базовая подготовка

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал Бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики

среднего профессионального образования «Чебоксарский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики

в г. Канаш Чувашской Республики





Рабочая программа учебной дисциплины

ОУД.09 Химия

по специальности 34.02.01 Сестринское дело

базовая подготовка































КРабочая программа учебной дисциплины Химия для специальности Сестринское дело базовая подготовкаанаш, 2015

Рабочая программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины химия предназначенной для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Составитель:

Преподаватель химии филиала БОУ СПО «Чебоксарский медицинский колледж» МЗСР ЧР в г. Канаш Романова Л.В.




СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1. Паспорт программы учебной дисциплины

2. Структура и содержание учебной дисциплины

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 31


4

6

29















  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины ОУД.09 Химия предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 Сестринское дело в составе укрупненной группы специальностей 34.00.00 Сестринское дело

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОУД.09 Химия является составной частью общеобразовательного цикла на базе основного общего образования для 1 курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

- формирование знаний основ науки - важнейших теорий и законов, понятий, фактов, терминологии, доступных обобщений мировоззренческого характера,

- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды,

- воспитание любви к природе,

- развитие умений наблюдать и объяснять природные явления,

- развитие интереса к биологии, как к возможной области будущей практической деятельности,

- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности.

В результате изучения учебной дисциплины ОУД.09 Химия обучающийся должен

знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

- основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

- называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

-проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

- связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

- решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами;

-приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося часов 195 часа, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 130 часов, внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 65 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка(всего)

195

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

130

в том числе:


лекции

64

семинарские занятия и практические занятия

66

Самостоятельная работа (всего)

65

в том числе:


изучение основной и дополнительной литературы

15

выполнение упражнений из учебника

19

решение домашних задач

15

составление рефератов или электронных презентаций

10

составление химического домино

1

характеристика химического элемента

1.5

составление структурных формул

3.5

Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет в конце 2 семестра



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.18 Химия

Наименование

разделов и тем

Содержание

Объем часов

Уровень

освоения

Раздел 1.

Общая химия

Ауд/сам


Тема 1.1.

Химия - наука о веществах

3


1.1.1. Химия - наука о веществах

Содержание

1. Химический элемент. Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества.

2. Закон постоянства состава вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного состава. 3. Измерение вещества: масса атомов и молекул, относительные атомные и молекулярные массы. Количество вещества и единицы его измерения - моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Молярная масса. 4. Агрегатные состояния веществ: твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое, газообразное. Следствия закона Авогадро. 5. Смеси веществ. Различия между смесями и химическими соединениями. Массовая и объемная доли компонентов смеси

1


3


3

3


3


3

Практическое занятие 1. Решение задач по формулам веществ.

1.Фронтальный опрос «Основные понятия и законы химии»

2. Решение задач

2


3

3

Самостоятельная работа

1.Решение задач

2.Выучивание терминов и единиц измерения физических величин.

3. Работа с основной и дополнительной литературой

2


3

2

Тема 1.2.

Строение атома

3


1.2.1. Строение атома

Содержание

1. Атом - сложная частица. Доказательства: фотоэффект, катодные и рентгеновские лучи, радиоактивность, электролиз. Планетарная модель атома Резерфорда. Строение атома по Н.Бору. Современные представления о строении атома. Корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира. 2. Состав атомного ядра. Нуклоны - протоны и нейтроны. Изотопы. Устойчивость ядер. 3. Электронная оболочка атома Понятие об электронной орбитали. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Гунда. Электронные конфигурации атомов химических элементов. 4. Валентные возможности атомов химических элементов. 5. Электронная классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы.

Демонстрация: Опыт Резерфорда. Строение атома

1


2



3

2




2

2

Семинарское занятие 2. Строение атома

1. Фронтальный опрос по плану лекции

2. Составление электронных конфигураций и электронных, электронно-графических формул атомов элементов

2


3

3

Самостоятельная работа

1. Изучение теоретических вопросов по учебнику

2. Выучивание терминов

3. Составление электронных формул

2


2

3

Тема 1.3.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

4


1.3.1. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Содержание

1.Открытие Периодического закона. Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников, съезд химиков в Карлсруэ, личностные качества Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона.

2. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие химического элемента.

3. Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома.

4. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации; электроотрицательности.

5. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших.

6. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

2


1



3

3

3


2


1

Семинарское занятие 3. Периодический закон. Характеристика химических элементов

  1. Фронтальный опрос по плану лекции

  2. Решение задач на определение элементов

  3. Тестирование по теме

2


3

2

3

Самостоятельная работа

  1. Характеристика х/э (домашнее задание)

  2. Изучение теоретических вопросов по учебнику

2


3

Тема 1.4.

Строение вещества

4


1.4.1. Типы химической связи.

Содержание

1. Понятие о химической связи. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная. 2. Ковалентная химическая связь. Два механизма образования этой связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные параметры этого типа связи: длина, прочность. Основные свойства ковалентной связи: насыщенность, поляризуемость и прочность. Электроотрицательность и классификация ковалентных связей по этому признаку: полярная и неполярная ковалентные связи. Полярность связи. Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому признаку: s- и p-связи. Кратность ковалентных связей и классификация их по этому признаку: одинарные, двойные, тройные, полуторные. Типы кристаллических решеток у веществ с этим типом связи: атомные и молекулярные. Физические свойства веществ с этими кристаллическими решетками. 3 . Ионная химическая связь, как крайний случай ковалентной полярной связи Механизм образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. 4. Металлическая химическая связь, как особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Ее отличия и сходство с ковалентной и ионной связями. Свойства металлической связи. Металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. 5. Водородная химическая связь. Механизм образования такой связи. Ее классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Молекулярные кристаллические решетки для этого типа связи. Физические свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль водородных связей в организации структур биополимеров. 6. Единая природа химических связей: наличие различных типов связей в одном веществе, переход одного типа связи в другой и т.п.

Демонстрация: Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки

1


1


2









2


2



2




2



Семинарское занятие 4. Строение вещества

1. Фронтальный опрос по плану

2. Выполнение упражнений и решение задач

2

3

Самостоятельная работа

  1. Заполнение таблицы «Типы химических связей, кристаллических решеток и свойства веществ»

  2. Ответить на вопросы , пользуясь учебной литературой

  3. Работа по составлению сообщения о применении комплексных соединений.

2

3


3

1.4.2. Комплексные соединения

Содержание

1. Понятие о комплексных соединениях. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сфера комплексов.

2.Номенклатура комплексных соединений.

3. Значение комплексных соединений для человека и в природе.

4. Свойства комплексных соединений

Демонстрация: Разнообразие комплексных соединений

1


1


1

1

1

Тема 1.5.

Химические реакции

10


1.5.1. Классификация химических реакций

Содержание 1. Понятие о химической реакции. 2. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация и изомеризация. 3. Реакции, идущие с изменением состава веществ: -по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); -по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные и не окислительно-восстановительные реакции); -по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); -по фазе (гомо- и гетерогенные); -по направлению (обратимые и необратимые); -по использованию катализатора (каталитические и некаталитические);

Демонстрация опытов: Термическое разложение хлорида аммония, тепловой эффект при растворении селитры, реакции ионного обмена и замещения, окисление меди концентрированной азотной кислотой, взаимодействие иода с алюминием

1

2

2

2

2

2

2

2

Практическое занятие 5 : Химические реакции.

1. Классификация химических реакций.

2. Характеристика химических реакций.

3.Решение задач и выполнение упражнений

2


3

3

3

Самостоятельная работа:

  1. Характеристика химических реакций.

  2. Решение задач

  3. Заучивание терминологии

  4. Подготовка сообщения о значении скорости химических реакций в природе

2



2

2

2

1.5.2. Скорость химической реакции

Содержание 1. Понятие о скорости реакций. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации.

2. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. -Природа реагирующих веществ. -Температура (закон Вант-Гоффа). -Концентрация. -Катализаторы и катализ: гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. -Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ

Демонстрация опытов: Зависимость скорости химической реакции от катализаторов, от концентрации реагирующих веществ, от поверхности соприкосновения реагирующих веществ, от природы реагирующих веществ, о температуры, от влияния ингибиторов.

1


2

2






Практическое занятие 6. Скорость химической реакции 1. Разбор теоретических вопросов по теме. 2. Решение задач.

3. Самостоятельная работа

2


2

3

3

Самостоятельная работа: 1. Решение задач. 2. Подготовка сообщения о явлении химического равновесия вокруг нас

2

3

1.5.3. Химическое равновесие

Содержание

1. Обратимость химических реакций. 2. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. 3. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура (принцип Ле Шателье).

Демонстрация опыта: Смещение химического равновесия

2


2

2


2


Практическое занятие 7: Химическое равновесие в обратимых химических реакциях

1. Разбор теоретических вопросов по теме. 2. Решение задач. 3. Самостоятельная работа

2


2

2

Самостоятельная работа:

1. Решение задач.

2. Составление электронных презентаций о разнообразии и значении дисперсных систем


2


Тема 1.6.

Дисперсные системы

2


Содержание: 1. Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц. -Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. -Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). -Эффект Тиндаля. -Коагуляция в коллоидных растворах.

2. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, косметике. Биологические, медицинские и золи. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели

Демонстрация: Дисперсные системы. Эффект Тиндаля

1


2






2


Самостоятельная работа: 1. Составление электронных презентаций о разнообразии и значении растворов разных концентраций в медицинской практике. 2. Выучивание терминологии.

2


2

Тема 1.7

Растворы

7


1.7.1. Растворы,

их состав. Растворимость химических веществ

Содержание 1. Понятие о растворах. 2.Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. 3. Растворимость веществ. 4. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная концентрация.

Демонстрация опытов: Растворение серной кислоты в воде, тепловой эффект при растворении селитры. Образование кристаллогидратов, разрушение кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки

1


2

2


2

2

Практическое занятие 8: Растворы. Дисперсные системы

1. Разбор теоретических вопросов по теме. 2. Решение задач. 3. Самостоятельная работа

2


3

Самостоятельная работа:

1. Решение задач на получение растворов заданной концентрации

2

3

1.7.2. Электролитическая диссоциация. Гидролиз

Содержание

1. Понятие об ЭД. Механизм диссоциации веществ с различными типами химических связей. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. 2. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости. Сильные и средние электролиты. 3. Диссоциация воды. Среда водных растворов электролитов. 4. Реакции обмена в водных растворах электролитов. 5. Гидролиз как обменный процесс. Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его значение в практической деятельности человека. 6. Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Практическое применение гидролиза. 7. Гидролиз органических веществ (белков, жиров, углеводов, полинуклеотидов, АТФ) и его биологическое и практическое значение. Омыление жиров.

Демонстрации опытов: Испытание электропроводности растворов, влияние концентрации раствора на диссоциацию. Гидролиз солей. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и с образованием воды

2


2


2


1

2

2


2

2

Практическое занятие 9: Электролитическая диссоциация. Гидролиз

1. Разбор теоретических вопросов по теме. 2. Выполнение упражнений по составлению уравнений реакций

1


2

2

Самостоятельная работа: Выполнение упражнений по составлению уравнений реакций. Изучение теоретических вопросов

2

2

Тема 1.8.

Окислительно-восстановительные реакции

4


1.8.1. Окисли-тельно-восстано-вительные реакции

Содержание:

1. Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. 2. Восстановительные свойства металлов - простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов - простых веществ. Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей (отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ, образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления. Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных элементами в промежуточных степенях окисления.

3. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования). 4. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций - метод электронного баланса.

Демонстрация опытов: реакция железа с раствором нитрата меди (II), окислительные свойства оксида серы (IV), взаимодействие соляной кислоты с перманганатом калия



1



3


2






2



3

Семинарское занятие 10: Окислительно-восстановительные реакции

2


Самостоятельная работа: Выполнение упражнений по составлению уравнений реакций. Изучение теоретических вопросов

2

3

1.8.2. Электролиз

Содержание учебного материала: 1. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). 2. Гальванические элементы и принципы их работы 3. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение электролиза

Демонстрация опыта: Электролиз раствора иодида калия и фильма «Электролиз и его промышленное применение»

1


1


1


2


Самостоятельная работа: Выполнение упражнений по составлению уравнений реакций. Изучение теоретических вопросов

1

2

Раздел 2.

Органическая химия



Тема 2.1.

Предмет органической химии. Теория химического строения Бутлерова.

12


2.1.1.Предмет органической химии.

Теория химического строения Бутлерова.

Содержание учебного материала:

1. Органическая химия - химия соединений углерода. 2. Основные положения тории Бутлерова. 3. Зависимость свойств органических веществ от химического строения. 4. Понятие о углеводородах. 5. Структурные формулы углеводородов. Изомерия 6. Особенность электронного строения атома углерода 7. Типы химических связей в органических веществах. 2 способа разрыва ковалентной связи: гомолитический, гетеролитический. Понятие свободного радикала

Демонстрация фильма: «Бутлеров и теория строения», опытов горение метана.

2



2

2

2

2

2

2

2

Семинарское занятие 11: Строение органических веществ. Изомерия. 1. Виды изомерии. 2. Изомеры и гомологи. 3. Выполнение упражнений на нахождение изомеров и гомологов. Составление изомеров определенного состава.

2


2

2

3

Самостоятельная работа: Составление структурных формул изомеров

1

-

2.1.2. Классификация органических соединений, их номенклатура

Содержание учебного материала:

1. Классификация органических веществ 2. Функциональные группы. 3. Основы номенклатуры органических веществ: тривиальные названия, международная номенклатура 4. Составление формул основных групп веществ

2



2

2

2

1

Семинарское занятие 12: Классификация органических веществ. Номенклатура

1. Классификация органических веществ 2. Функциональные группы. 3. Основы номенклатуры органических веществ: тривиальные названия, международная номенклатура 4. Составление формул основных групп веществ, выучить наизусть названия гомологов метана и их радикалов.

2



2

2

1

2

Самостоятельная работа: Составление названий о/в разных классов, изучение функциональных групп. Составление формул основных групп веществ, выучить наизусть названия гомологов метана и их радикалов

2

2

2.1.3. Классифи-кация реакций в органической химии

Содержание учебного материала:

1. Понятие о типах реакций в органической химии. 2.Классификация реакций по изменению в структуре субстрата: отщепления , присоединения, замещения, изомеризации, окисления. 3. Разновидности реакций: гидрирование, дегидрирование, галогенирование, дегалогенирование, гидратация, дегидратация, гидрогалогенирование, дегидрогалогенирование, полимеризация, поликонденсация, перегруппировка. 4. Особенности реакций окисления.

2



1

2


2



1

Семинарское занятие 13: Классификация химических реакций в органической химии 1. Реакции отщепления, присоединения, замещения, окисления, изомеризации

2


3

Самостоятельная работа: Составление уравнений реакций разных типов

2

2

Тема 2.2

Предельные углеводороды

6


2.2.1. Предельные углеводороды (Алканы, циклоалканы

Содержание учебного материала:

1. Понятие об алканах. 2. Гомологический ряд, гомологическая разность. 3. Строение молекулы метана. 4. Изомерия углеродного скелета 5.Номенклатура алканов 6. Алканы в природе. 7. Химические свойства: горение, галогенирование, разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. 8. Синтез углеводородов реакцией Вюрца. 9. Практическое значение алканов и их производных

Демонстрация: реакция взаимодействия метана с хлором

2



1

2

2

2

1

2


1

1

Семинарское занятие 14: Алканы, циклоалканы: строение и свойства. 1. Сравнение строения, свойств, способов получения и применения алканов и циклоалканов. 2. Составление химических реакций алканов и циклоалканов

2


3

3

Семинарское занятие 15: Решение задач на вывод химических формул органических веществ

2

3

Самостоятельная работа: Решение задач. Повторение свойств предельных углеводородов

2

3

Тема 2.3.

Этиленовые и диеновые углеводороды

6


2.3.1. Алкены

Содержание учебного материала:

1. Понятие о непредельных углеводородах. 2. Понятие об алкенах. 3. Строение молекулы этилена. 4. Гомологический ряд этилена. 5. Изомерия (углеродного скелета, положения двойной связи и заместителей, цис-транс-изомерия, межклассовая). 6. Номенклатура. 7. Получение алкенов (разложение алканов, дегидратация спиртов, дегидрогалогенирование галогеналканов). 8. Химические свойства алкенов - реакции присоединения (водорода, воды, галогенов, галогеноводородов, полимеризация). Правило Марковникова. Окисление алкенов в мягких и жестких условиях, горение. 9. Применение алкенов

2



1

1

2

1

2


2

2


2



1

Демонстрация: Получение этилена реакцией дегидратации этанола, горение этилена, окисление этилена раствором перманганата калия, присоединение брома к этилену.



Самостоятельная работа: Выполнение упражнений из учебника, изучение теоретических вопросов с помощью учебника

2

2

2.3.2.Алкадиены.

Синтетические высокомолекулярные соединения

Содержание учебного материала:

1. Понятие об алкадиенах. 2. Номенклатура диеновых 3. Виды изомерии. 4. Химические свойства диеновых (присоединения, полимеризация). Особенности химических свойств сопряженных диенов: реакции 1,4-присоединения 5. Способы получения диеновых: работы С.В.Лебедева, дегидрирование алканов.

6. Понятие о реакциях полимеризации на примере полимеризации алкенов, алкадиенов и их галогенопроизводных. 7. Понятие о мономере, полимере, степени полимеризации, структурном звене. Полимеры линейные, разветвленные, термопластичные, термореактивные, стереорегулярные. 8. Реакции поликонденсации.

9. Виды высокомолекулярных соединений: каучуки: натуральный и синтетические), вулканизация каучука; волокна природные и синтетические, пластмассы: полиэтилен, полипропилен, тефлон

2



1

2

1

2


2

2


2


2


2

Семинарское занятие 16: Строение и свойства углеводородов с двойной связью.

2

3

Самостоятельная работа: Составление уравнений химических реакций

1


Тема 2.4.

Ацетиленовые углеводороды

4


2.4.1. Ацетиленовые углеводороды (алкины)

Содержание учебного материала:

1. Понятие об алкинах. 2. Строение молекулы ацетилена. 3. Гомологический ряд ацетилена. 4. Изомерия алкинов и номенклатура. 5. Получение алкинов ( пиролиз метана, карбидный метод). 6. Свойства алкинов (присоединения, тримеризация, окисления, реакция Кучерова, взаимодействие с солями серебра и меди (I)). 7. Применение алкинов.

Демонстрация: Получение ацетилена из кабида кальция, отношение ацетилена к бромной воде и раствору перманганата калия, горение ацетилена, реакции замещения ацетилена. Реакция Зелинского

2



1

2

1

2

2

2


1

Семинарское занятие 17: Строение и свойства ацетиленовых углеводородов

2

2

Самостоятельная работа: Выполнение упражнений из учебника

2

3

Тема 2.5.

Ароматические углеводороды

4


2.5.1.Ароматичес- кие углеводороды (арены)

Содержание учебного материала:

1. Понятие о ароматических углеводородах. 2. Современные представления о строении молекулы бензола. 3. Названия аренов по рациональной номенклатуре, изомерия боковой цепи. 4. Получение бензола и его гомологов из алканов и циклоалканов, алкилирование бензола. 5. Физические свойства бензола и толуола 6. Химические свойства бензола и толуола(замещения бромом, нитрование, присоединения водорода и хлора, окисление раствором «марганцовки») Взаимное влияние атомов на примере толуола. 7. Применение бензола, толуола, стирола

Демонстрации опытов: Физические свойства бензола, хлорирование бензола, нитрование бензола, горение бензола, окисление толуола, взаимодействие стирола с бромной водой

2



1

2

2

2

2

2


1

Семинарское занятие 18: Ароматические углеводороды

2

2

Самостоятельная работа: Составление формул гомологов бензола, выполнение упражнений из учебника

1

3

Тема 2.6.

Природные источники углеводородов

4


2.6.1. Природные источники углеводородов

Содержание учебного материала:

1. Природный газ, состав, применение 2. Попутный нефтяной газ, состав, применение 3. Нефть, ее состав, свойства 4. Фракционная перегонка нефти и применение ее продуктов 5. Уголь, его химическая переработка. Коксование угля

Демонстрации опытов: Перегонка нефти, крекинг нефтепродуктов

2



2

2

2

2

2

Семинарское занятие 19: Природные источники углеводородов

Состав, месторождения, способы добычи, переработки нефти, природного газа, угля.

2



2

Самостоятельная работа: Составление химического домино по теме, изучение теоретических вопросов по учебнику

1


2

Тема 2.7.

Гидроксильные соединения

6


2.7.1. Предельные одноатомные и многоатомные спирты

Содержание учебного материала:

1. Понятие о спиртах. Классификация спиртов по типу углеводородного радикала и числу гидроксильных групп, по типу углерода, с которым связана гидроксильная группа. 2. Строение молекул ПОС 3. Гомологический ряд ПОС и изомерия ПОС и МС, номенклатура 4. Получение спиртов (гидратация алкенов, гидролиз галогеналканов, восстановление альдегидов) 5. Физические свойства спиртов. Наличие водородных связей между молекулами спиртов 7. Химические свойства (замещения Н в ОН-группе), реакции с оксидом и гидроксидом меди, дегидратация межмолекулярная, внутримолекулярная. 8. Применение этанола, глицерина

Демонстрация опытов: Взаимодействие этанола и глицерина с натрием, внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация спиртов, горение спиртов, окисление спиртов, качественная реакция на многоатомные спирты, реакция этерификации

2



2

2

2


2

1

2


2

Самостоятельная работа: Выполнение упражнений из учебника, составление электронных презентаций, изучение теоретических вопросов по учебнику

2

3

2.7.2. Фенолы

Содержание учебного материала:

1. Понятие о фенолах. 2. Строение фенола, взаимное влияние атомов. Взаимное влияние ароматического кольца и ОН-группы 3. Получение фенола. 4. Физические свойства. 5. Химические свойства (по по ОН-группе - взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, по бензольному кольцу - нитрование, бромирование (качественная реакция), цветная реакции хлоридом железа (III)). 6. Применение фенола

Демонстрация опытов: Растворимость фенола в воде, взаимодействие фенола с натрием, гидроксидом натрия, с бромной водой; качественная реакция на фенол

2


2


2

2


2



1

Семинарское занятие 20: Спирты и фенолы

2

2

Самостоятельная работа: Выполнение упражнений из учебника, составление электронных презентаций, изучение теоретических вопросов по учебнику

2

3

Тема 2.8

Альдегиды и кетоны

4


2.8.1. Альдегиды и кетоны

Содержание учебного материала:

1. Понятие об альдегидах и кетонах, как о карбонильных соединениях. 2. Строение молекул альдегидов и кетонов 2. Изомерия и номенклатура 3. Физические свойства формальдегида и диметилкетона 4. Получение альдегидов (окисление спиртов, гидратация алкинов, окисление углеводородов) 5. Химические свойства альдегидов (окисления, качественные реакции на альдегидную группу, реакция восстановления) 7. Применение. Формальдегид. Реакция поликонденсации Фенолформальдегидные смолы.

Демонстрация опытов: окисление альдегида свежеосажденным гидроксидом меди (II)

2



1

2

2

1

2

2


2

Семинарское занятие 21: Альдегиды и кетоны

2

2

Самостоятельная работа: Выполнение упражнений из учебника, чтение учебной литературы

1

3

Тема 2.9.

Карбоновые кислоты и их производные

8


2.9.1. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры Мыла

Содержание учебного материала:

1. Понятие о карбоновых кислотах. Классификация карбоновых кислот. 2. Строение карбоксильной группы. Взаимное влияние атомов. 3. Гомологический ряд карбоновых кислот их изомерия и номенклатура. 4. Получение КК (окисление алканов, алкенов, первичных спиртов, альдегидов). 5. Физические свойства КК (наличие водородных связей между молекулами КК) 6. Химические свойства КК (общие для всех кислот, реакция этерификации, образование ангидридов). 7. Представители КК: муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, линолевая, щавелевая, бензойная кислоты.(знать формулы, названия солей, нахождение в природе)

8. Понятие о сложных эфирах. Строение и номенклатура, межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами. 9. Реакция этерификации, ее обратимость. 10. Физические и химические свойства эфиров ( гидролиз). 11. Понятие о жирах как о сложных эфирах глицерина. 12. Свойства жиров (окисление, гидролиз, гидрирование). 13. Биологическая роль жиров, их использование в быту и промышленности. 14. Мыла, состав, сущность моющего действия. Отношение мыла к жесткой воде. Синтетические моющие средства, их преимущества и недостатки

Демонстрация опытов: Диссоциация карбоновых кислот; взаимодействие карбоновых кислот с металлами, с основными оксидами, основаниями, с солями более слабых и летучих кислот; реакция этерификации; обесцвечивание бромной воды олеиновой кислотой; разложение муравьиной кислоты

Демонстрация опыта: Омыление жиров

2



1

2

2

2

2

2


2



2


2

2

2

2

2

2

Семинарское занятие 22: Карбоновые кислоты

2

3

Семинарское занятие 23: Сложные эфиры. Жиры. Мыла

2

3

Самостоятельная работа: Выполнение упражнений из учебника, проработка теоретического материала, составление электронных презентаций по теме

3

3

Тема 2.10

Углеводы

6


2.10.1. Моносахариды. Дисахариды

Содержание учебного материала:

1. Понятие об углеводах, их классификация. 2. Строение глюкозы, физические свойства. 3. Химические свойства глюкозы ( реакции по альдегидной группе - «серебряного зеркала», гидрирование, по ОН-группам - взаимодействие с гидроксидом меди при нагревании и при комнатной температуре). Различные типы брожения - спиртовое, молочнокислое, маслянокислое. 4. Моносахариды в природе. Биологическая роль глюкозы. 5. Фруктоза как изомер глюкозы (сравнение строения и свойств). 6. Пентозы - рибоза и дезоксирибоза. 7. Сахароза, ее состав, строение, свойства. Технология получения сахарозы. 8. Мальтоза как изомер сахарозы

2



1

1

2



1

2

1

2

1

Демонстрация опытов: Глюкоза как многоатомный спирт; реакция серебряного зеркала; окисление глюкозы гидроксидом меди (II), гидролиз сахарозы, образование и разложение сахарата кальция



Самостоятельная работа: Выполнение упражнений из учебника Составление электронной презентации о получении сахара и о значении углеводов

1

2

2.10.2. Полисахариды

Содержание учебного материала:

1. Строение молекул крахмала и целлюлозы 2. Физические свойства крахмала, его нахождение в природе и биологическое значение. Превращение крахмала пищи в организме 2. Химические свойства крахмала - качественная реакция (взаимодействие с иодом), гидролиз. 3. Физические и химические свойства целлюлозы (гидролиз, образование сложных эфиров с неорганическими и органическими кислотами) 4. Азотнокислые и уксуснокислые эфиры целлюлозы, их применение. Понятие об искусственных волокнах: ацетатный шелк, вискоза)

Демонстрация опытов: Гидролиз крахмала, гидролиз целлюлозы, Качественная реакция на крахмал, нитрование целлюлозы. Термическое разложение целлюлозы

2



1

2


2

2


1

Самостоятельная работа: Выполнение упражнений из учебника, чтение учебной литературы

2


Семинарское занятие 24: Углеводы

2

2

Тема 2.11.

Амины. Аминокислоты. Белки

4


2.11.1.Амины. Аминокислоты. Белки. Ферменты

Содержание учебного материала:

1. Понятие об аминах: алифатических, анилин. Амины первичные, вторичные, третичные. Изомерия и номенклатура аминов. 2. Получение аминов (из алканов). 3. Химические свойства: амины - органические основания, сравнение их с аммиаком . 4. Строение анилина. Свойства анилина (в сравнении с алифатическими). 5. Значение анилина в органическом синтезе. Органические красители. 6. Понятие об аминокислотах, их классификация и строение. Номенклатура. 7. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины - образование биполярного иона. 8. Реакции поликонденсации. Пептидная связь 9. Получение аминокислот. Биологическая роль аминокислот 10. Синтетические волокна: капрон, энант.

11. Белки -биополимеры АК. 12. Структура белков. Фибриллярные и глобулярные белки. 13. Физические свойства. 14. Химические свойства (горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции) 15. Биологическая роль белков. Белки как компонент пищи. 16. Ферменты - биологические катализаторы. Особенности их строения. Классификация. Селективность и эффективность ферментов. Зависимость активности ферментов от температуры и кислотности среды. Значение ферментов в природе и применение их в промышленности

Демонстрация опытов: Денатурация белков, цветные реакции белков

Демонстрация опытов: Получение анилина, растворение метиламина в воде и взаимодействие с соляной кислотой; взаимодействие анилина с водой, с раствором хлорной извести, окисление анилина. Амфотерность аминоуксусной кислоты

2




1

2

2

2

2

2

2


2

2

2


2

2

2

2

2

Семинарское занятие 25: Амины. Аминокислоты

2

2

Самостоятельная работа: Составление электронных презентаций по теме, чтение учебной литературы

1

3

Тема 2.12.

Азотсодержащие гетероциклы. Нуклеиновые кислоты

4


2.12.1. Нуклеиновые кислоты

Содержание учебного материала:

1. НК - биополимеры. 2. Нуклеотиды , их строение. 3. АТФ, АМФ, строение молекул, их взаимопревращение и роль этого процесса в природе. 4. ДНК - его структура. Комплементарность. 5. РНК, ее виды, их биологическая роль.

2



2

2

2

2

2

Семинарское занятие 26: Решение задач на определение органических веществ

1. Качественные реакции на органические вещества

2



3

Самостоятельная работа: Составление электронных презентаций по теме, чтение учебной литературы

2

2

Раздел 3

Неорганическая химия



Тема 3.1.

Химия элементов и веществ.

14


3.1.1.

Общие свойства металлов. Металлы главных подгрупп 1-3 групп

Содержание учебного материала:

1. Металлы. Положение металлов в Периодической системе и особенности строения их атомов. 2. Простые вещества - металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. 3. Общие физические свойства металлов и их восстановительные свойства: взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), водой, кислотами, растворами солей, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. 4. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств этих соединений от степеней окисления металлов. 5. Значение металлов в природе и жизни организмов. 6. Металлы в природе. Общие способы получения металлов 7. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение 8. Водородные соединения, оксиды, гидроксиды элементов. 9. Щелочные металлы. 10. Щелочноземельные металлы. 11. Алюминий

2



2

2

2




2


2

2

2


2

2

2

2

Демонстрация: Восстановление металлов оксидом углерода (II), алюминотермия. Общие химические свойства металлов



Самостоятельная работа: Выполнение упражнений из учебника

2

2

Семинарское занятие 27: Электролиз. Общие способы получения металлов

2

3

3.1.2. Сравнительная характеристика металлов побочных подгрупп

Содержание учебного материала:

1. Медь. 2. Цинк. 3. Железо. 4. Хром. 5. Марганец

Демонстрация опытов: Качественные реакции на ионы калия, натрия, бария, кальция алюминия. Горение натрия в хлоре. Взаимодействие алюминия с кислотами, с щелочами. Амфотерность гидроксида алюминия Взаимодействие железа с растворами кислот; качественная реакция на ионы железа, ионы меди (II), серебра, цинка



2



2

2

2

2

2

Самостоятельная работа: Составление электронных презентаций о металлах и их соединениях в медицине

1

2

Семинарское занятие 28: Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с металлами побочных подгрупп

2

3

3.1.3. Общие свойства неметаллов. Водород. Галогены

1. Положение неметаллов в периодической системе, особенности строения их атомов. Электроотрицательность. 2. Благородные газы. Электронное строение атомов благородных газов и особенности их химических и физических свойств. 3. Неметаллы - простые вещества. Атомное и молекулярное их строение. Аллотропия. 4. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях с фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).

5. Двойственное положение водорода в ПС. 6. Изотопы водорода. Тяжелая вода. 7. Окислительные и восстановительные свойства водорода. 8. Получение и применение водорода. 9. Роль водорода в живой природе. 10. Химические свойства воды

11. Галогены - нахождение в природе, положение в ПС, строение молекул простых веществ, химические свойства, получение и применение

Демонстрация опытов: горение серы в кислороде, взаимодействие йода с алюминием, получение аммиака в лаборатории

Демонстрация опытов: Качественные реакции на иодид-, бромид-, хлорид-ионы

2


2

2


1

2




2

2

2

2

2

2


2

Самостоятельная работа: Выполнение упражнений из учебника

1

2

3.1.4. Аллотропия. Сера, ее соединения

Содержание учебного материала:

  1. Халькогены. Аллотропия серы и кислорода.

  2. Соединения серы.

  3. Получение и свойства серной кислоты.

Демонстрация опытов: качественные реакции на сульфат-, силикат-, карбонат-ионы. Пластическая сера.

2


2


2

2

Самостоятельная работа: Составление электронных презентаций о неметаллах и их соединениях в медицине

2


3.1.5. Соединения азота и фосфора

Содержание учебного материала:

1. Азот, строение атома. Степени окисления и валентности азота. 2. Простое вещество азот. 3. Аммиак. 4. Оксиды азот. 5. Кислоты. Свойства азотной кислоты. 6. Соли аммония и нитраты.

7. Фосфор: простое вещество, оксид и гидроксиды

Демонстрация опытов: качественные реакции на нитрат-, фосфат-ионы, на ион аммония.

2



2

2

1

2

2


2

Самостоятельная работа: Составление электронных презентаций о получении и применении серной, азотной кислот в промышленности

2


Тема 3.2.

Основные классы неорганических веществ

10


3.2.1. Водородные соединения неметаллов. Оксиды и ангидриды карбоновых кислот

Содержание учебного материала:

1. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. 2. Оксиды, их классификация. 3. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. 4. Соли средние, кислые, оснóвные и комплексные. 5. Водородные соединения неметаллов. Получение аммиака и хлороводорода синтезом и косвенно. Физические свойства. Отношение к воде: кислотно-основные свойства. 6. Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их свойства. Оснóвные оксиды, их свойства. Амфотерные оксиды, их свойства. Зависимость свойств оксидов металлов от степени окисления. Ангидриды карбоновых кислот как аналоги кислотных оксидов

2



2

2

2

2

2

2


Демонстрации опытов: получение аммиака в лаборатории, растворение аммиака в воде, взаимодействие его с соляной кислотой. Взаимодействие углекислого газа с гидроксидом натрия. Растворение оксида фосфора в воде.



Самостоятельная работа: Составление формул оксидов и ангидридов и предположение их свойств. Изучение получения аммиака и его применения в медицине

1

3

3.2.2.

Кислоты и основания. Амфотерные соединения. Соли

Содержание учебного материала:

1. Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, оснóвными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. 2. Основания органические и неорганические. Основания в свете теории электролитической диссоциации. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. 3. Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами.

4. Соли. Классификация и химические свойства солей. Особенности свойств солей органических и неорганических кислот. 5. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. 6. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (серы и кремния), переходного элемента (цинка). Са ® СаО ® Са3(РО4)2 ® Са(ОН)2

Р ® Р2О5 ® Н3РО4

Сu ® CuO ® CuSO4 ® Cu(OH)2 ® CuO ® Cu

C2H5OH ® C2H4 ® C2H4Br2

7.Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ

Демонстрация опытов: Окисление оксида меди с концентрированной и разбавленной азотной кислотой. Свойства концентрированной серной кислоты. Взаимодействие аммиака с соляной кислотой, взаимодействие метиламина с соляной кислотой. Амфотерность гидроксида алюминия, амфотерность аминоуксусной кислоты


2



2





2




2

Семинарское занятие 29: Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей

2

3

Семинарское занятие 30: Решение задач на определение неорганических веществ

2

3

Самостоятельная работа: Выполнение упражнений из учебника. Изучение теоретических вопросов по учебнику

2

2

Семинарское занятие 31: Генетическая связь классов органических и неорганических веществ

2

3

Тема 3.3.

Химия в жизни общества

2


Химия в повседневной жизни Химия и медицина

Семинарское занятие 32: Химия в повседневной жизни. Химия и медицина

Содержание учебного материала: - Защита рефератов и презентаций по темам: 1. Моющие и чистящие средства. 2. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. 3. Средства личной гигиены и косметики. 4. Химия и пища. Маркировка упаковка пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать. 5. Экология жилища. 6. Химия и генетика человека. 7..Домашняя аптечка 8. Лекарства как химиотерапевтические препараты. 9. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), антипиретики (аспирин), анальгетики (анальгин). Антибиотики, их классификация по типу и спектру применения. Безопасные способы применения.

1




Самостоятельная работа: Составление электронных презентаций и рефератов по теме

1

1

Тема 3.4.

Повторение основ общей, органической и неорганической химии

2


3.4.1. Контрольная работа

Семинарское занятие.

2



Самостоятельная работа: Повторение курса органической химии по лекциям и учебной литературе..

1

2

Всего (аудиторных занятий/внеаудиторной самостоятельной работы): 195 часов

130/65


Уровни освоения учебного материала:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- стол и стул для преподавателя,

- ученические столы и стулья (на 25-30 человек),

- доска классная

Технические средства обучения:

- персональный компьютер, - мультимедийная система с экраном

Электронные учебные издания

1. Виртуальная химическая лаборатория. 9 класс[Электронный ресурс]. - М.: Новый диск, 2005. - Электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. Мультимедийное учебное издание. Химия. 11 класс: комплект электронных пособий [Электронный ресурс]. - М.: Дрофа, 2008. - Электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Химия. 9 класс. Видеодемонстрации [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 2010. - Электрон. опт. диск (DVD)/

4. Химия. 10 класс. Видеодемонстрации [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 2010. - Электрон. опт. диск (DVD).

5. Химия. 10 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 2012. - Электрон. опт. диск (СD).

6. Химия. 11 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 2012. - Электрон. опт. диск (СD).

3.2. Информационное обеспечение обучения

1. Основная литература

1. Габриэлян О.С. Химия, 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г Лысова . - 15-2 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 398 с.

2. Габриэлян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. - 14 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013

3. Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.

4. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: базовый уровень / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.

2. Дополнительная литература

1. Варавва Н.Э. Химия в схемах и таблицах / Н.Э.Варавва. - М.: Эксмо, 2010. -208 с.

2. Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.М.Радецкий. - М.: Просвещение,2010. - 144 с.

3. Химия в таблицах и схемах. Составитель Касатикова Е.Л. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012

4. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2010. - 214 с.

Интернет-ресурсы:


1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Тематическая подборка ЦОР по химии. Педагогическая мастерская (коллекция уроков учителей - лауреатов конкурсов педагогического мастерства). Мастер-классы по использованию ресурсов Единой коллекции в учебном процессе). Методические рекомендации по использованию ресурсов Единой Коллекции в учебном процессе, созданные преподавателями school-collection.edu.ru

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Электронные образовательные ресурсы для всех уровней и ступеней образования трех типов: информационные, практические, контрольные eor.edu.ru

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Разработки уроков, авторские программы элективных курсов, статьи и т.д. festival.1september.ru

4. Портал естественных наук. Теоретическая база по химии. Электронные книги. Библиотека. Словарь терминовe-science.ru/

5. Сайт о химии ХиМиК. Учебники по химии. База знаний. Сервисы (форматировать формулы; редактор формул, уравнивание реакций xumuk.ru

6. Алхимик. Полезные сведения и советы. Задачники, вопросники, электронные пособия, Методические находки. Химический кабинет (модели и коллекции по химии).Веселая химия. Химическая всячинаalhimik.ru

7. Сеть творческих учителей. Сайты учителей химии. Разнообразные материалы и ресурсы по использованию ИКТ в учебном процессе (библиотеки готовых учебных проектов, методик проведения уроков с применением ИКТ. Руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе) it-n.ru

8. Химоза. Методическое объединение учителей химии. База данных передового опыта. VCT-проекты, НИТИ-методики. Методические материалы. Статьи и советы. Полезные ссылки it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4605&tmpl=com

9. Кархим. Сетевое сообщество учителей химии. Цифровые образовательные ресурсы. Элементы Единой Коллекции ЦОР. Планы-конспекты уроков. Мастер-классы. Дистанционное обучениеopenclass.ru/node/100273

10. Учительский портал. Форумы учителей химии. Сайты. Статьи. Уроки. Презентации. Контрольные работы. Внеклассные мероприятия. Интерактивная доска.Тесты. планирование. Компьютерные программы uchportal.ru/publ

11. ru.wikipedia.org 12. curator.ru

13. hemi.nsu.ru/ 14. chemistry.ssu.samara.ru/

14. rosolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников

15. chem.msu.ru/rus/olimp/ Задания олимпиад различных этапов

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины (результаты обучения, формы и методы контроля)



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

Наблюдение и оценка выполнения практических действий.

Оценивание решения расчетных и проблемных задач.

Ответы на фронтальные вопросы.

Выполнение самостоятельных работ.

Использование тестовых заданий.

Контрольные работы

Составление логических цепочек.

Игра «третий лишний»

Выступления с рефератами, сообщениями, электронными презентациями.

Индивидуальные задания.

Вклад студента во взаимообучение

называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

Знания

Оценка компьютерных презентаций по заданной теме.

Индивидуальный и групповой опрос. Наблюдение и оценка выполнения практических действий.

Оценивание решения расчетных и проблемных задач.

Выполнение самостоятельных работ.

Использование тестовых заданий.

Контрольные работы

Составление логических цепочек.

Игра «третий лишний»

Выступления с рефератами, сообщениями, электронными презентациями.

Индивидуальные задания.

Вклад студента во взаимообучение

-важнейшие химические понятия

-основные законы химии

-основные теории химии

-важнейшие вещества и материалы



© 2010-2022