- Преподавателю
- Химия
- Разработка урока в соответствии с ФГОС ОО (применение деятельностного подхода в обучении химии) по теме «Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества»
Разработка урока в соответствии с ФГОС ОО (применение деятельностного подхода в обучении химии) по теме «Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дьячук Е.Ю. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка урока в соответствии с ФГОС ОО
(применение деятельностного подхода в обучении химии )
по теме « Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества».
Цели урока:
-
Используя знания о массовой доле растворенного вещества, массе раствора, массе вещества, плотности,
-
сформировать у учащихся умение готовить растворы с заданной массовой долей;
-
продолжить развивать навыки работы с лабораторным оборудованием;
-
формировать умение анализировать свою деятельность в соответствии с целями урока, составлять алгоритм действий и использовать его для решения проблемы урока,
-
формировать коммуникативные умения.
Оборудование и реактивы. Карточки с «информацией к размышлению», карты-инструкции, карты-задания; навески кристаллов различных солей: NaCl, KMnO4,CuSO4, и глюкозы, колбы с отмеренными объемами воды.
Карточки
«Информация к размышлению».
В а р и а н т I. Ученики 8-х классов на уроке биологии узнали, что в составе плазмы крови человека содержится 0,12 % глюкозы. Учитель на практической работе дал задание приготовить 0,12%-й раствор глюкозы, которую называют «сахаром крови».
В а р и а н т ІІ. Известно, что физиологический раствор - это 0,9%-й раствор хлорида натрия (NaCl), применяемый как основа для инъекций, а также при больших потерях крови. Ученики на занятиях кружка «Юный химик» решили сами попробовать приготовить физиологический раствор.
В а р и а н т ІII. В медицине применяют в качестве антисептического средства 5%-й раствор перманганата калия (KМn04). По правилам техники безопасности в школьной аптечке кабинета химии такой раствор должен быть постоянно в наличии. Лаборанта попросили приготовить этот раствор.
Карты-инструкции
Практическая работа « Приготовление растворов заданной концентрации» ( по учебнику).
Цель: Приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества.
1.Получите задание у учителя.
Прочитав задание, сформулируйте проблему в виде вопроса. Запишите вопрос-проблему в тетрадь.
2.Найдите теоретическое решение вопроса-проблемы:
1)вспомните «Что знаем?»;
2)используя формулы, проведите расчеты, зафиксируйте их в тетрадь;
3)выберите из предложенных вариантов ту навеску сульфата меди(II) - CuSO4 и тот объем воды, которые будете использовать для приготовления вашего раствора;
4) приготовьтесь участвовать в обсуждении.
3. Решите проблему практически:
1) в коническую колбу внесите требуемую навеску сульфата меди(II) CuSO4 (рис. 1);
Рис 1.
2) добавьте через воронку рассчитанный объем воды (рис. 2);
Рис. 2
3) перемешайте смесь стеклянной палочкой до растворения соли (рис. 3);
Рис. 3
4) прикрепите этикетку с данными о растворе к колбе;
5) наведите порядок на своем рабочем месте.
4. Сформулируйте вывод в виде ответа на вопрос-проблему.
Тексты карт-заданий.
В а р и а н т I. Приготовьте 500 г раствора сульфата меди(II) с массовой долей соли 0,5 %.
В а р и а и т II. Приготовьте 250 г раствора сульфата меди(II) с массовой долей соли 3 %.
Вариант III. Приготовьте 100 г раствора сульфата меди(II) с массовой долей соли 5 %.
Ход урока
Организационный момент
Демонстрация видеофрагмента о растворах ( 2 мин).
УЧИТЕЛЬ. На какое свойство воды мы сегодня обратим внимание?
I. Вызов
Собственно вызов
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используя «информацию к размышлению», предложенная вам на кар-точках, сформулировать тему урока.
В ходе осуждения называют тему урока
«Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества»
Сформулировать цель и проблему урока.
Формулируют цель урока и вопрос-проблему: как приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества?
Актуализация знаний
-
«Что знаем?» мы по этому вопросу
Самостоятельная работа
Графический диктант. На листочках нарисована числовая прямая из восьми отрезков. Верные ответы отмечают против соответствующего числа знаком ^.
Утверждения для д и к т а н т а «Свойства воды»
1) Масса раствора равна разности массы растворителя и растворенного вещества.
2) Температура замерзания воды - 0 °С.
3) Температура кипения воды - 100 °С.
4) Плотность воды равна 2 г/мл.
5) Массовая доля растворенного вещества - это отношение массы растворенного вещества к 100 г воды.
6) Растворимость показывает, сколько граммов вещества растворяется в 100 г воды при определенной температуре.
7) Формула сульфата меди(II) - CuSO4.
8) Масса раствора равна отношению объема раствора к его плотности.
Правильные ответы на экране.
II. Осмысление
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организует обсуждение по проблеме урока.
На экране алгоритм решения задач.
Все проверили свои расчеты и переходят к практической части.
Первичное закрепление изученного материала.
Изучают карты-инструкции,
делают расчеты по картам-заданиям.
По вариантам обсуждают свои расчеты и проверяют их. В ходе обсуждения выстраивают алгоритм расчета массы соли и объема воды, которые необходимо взять для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей. Записывают алгоритм в тетрадях.
Выбирают верную навеску соли, приготовленную заранее, отмеряют нужный объем воды, готовят раствор и прикрепляют этикетку.
Делают вывод, дают ответ на вопрос-проблему.
Самостоятельная работа
В а р и а н т I. Рассчитайте количества воды и соли, необходимые для приготовления 200 г 0,9 %-го раствора NaCl.
Вариант II. Рассчитайте количества воды и соли, необходимые для приготовления 50 г 5 %-го раствора KMnO4.
Вариант III. Рассчитайте количества воды и глюкозы, необходимые для приготовления 150 г 0,12%-го раствора.
III. Рефлексия
Тест
Фамилия ,имя
№ п/п
Оцени свои умения
+
-
Знаю
Умею
Не знаю
Не умею
Рассчитать:
1
массу растворенного вещества
2
массу воды
3
объем воды
Выбрать:
4
необходимую навеску соли
5
необходимый объем воды
Приготовить:
6
раствор по схеме алгоритма
7
раствор без схемы алгоритма
Объяснить, что такое:
8
физиологический раствор
9
противоожоговый раствор
10
сахар крови
11
содержание сахара в крови
Домашнее задание. Приняв массу морей и океанов равной 1,4 · 1018 тонн, рассчитать массу любого растворенного в морской воде элемента из приведенных в таблице.
Таблица
Примерный состав морской воды
Элемент
O
H Cl
Na Mg
S
ω, %
Элемент
ω, %
Элемент
ω, %
Элемент
ω, %
O
H
85,82
Ca
0,04
Si
0,0001
I
5æ10-6
H
10,72
K
0,037
F
0,0001
As
1,5æ10-6
Cl
1,39
0,0066
2æ10-5
Cu
2æ10-6
Na
1,06
C
0,002
Li
1,5æ10-5
Cs
2æ10-7
Mg
0,14
Sr
0,001
Zn
5æ10-5
Ag
3æ10-8
S
0,09
0,0004
P
6æ10-6
Au
1æ10-9
6