• Преподавателю
  • Химия
  • Конспект урока по химии Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

Конспект урока по химии Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

Все вещества состоят из «корпускул». Молекулы состоят из «элементов». М.В. Ломоносов                   Задачи урока: - познакомить учащихся с основными положениями атомно-молекулярного учения и выяснить его значение для науки химии; - развивать умение внимательно слушать учителя, рассуждать и применять полученные знания на практике; - воспитывать чувство бережного отношения к окружающему миру. Данный урок содержит различные виды деятельности с учащимися: игра, знакомство с новым материалом, творческие задания. Разработан для проведения урока химии в 9 классе.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по химии Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.Конспект урока по химии Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.Конспект урока по химии Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.Урок № 6

Тема: Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Все вещества состоят из «корпускул».

Молекулы состоят из «элементов».

М.В. Ломоносов



Задачи урока:

- познакомить учащихся с основными положениями атомно-молекулярного учения и выяснить его значение для науки химии;

- развивать умение внимательно слушать учителя, рассуждать и применять полученные знания на практике;

- воспитывать чувство бережного отношения к окружающему миру.

Средства обучения. Портрет М.В. Ломоносова, вопросы игры «Да - нет», дидактические карточки.

Ход урока

Провожу разминку. Проверка домашнего задания.

Игра «Да - нет»

Дайте ответ «да» или «нет» на нижеследующие утверждения.

( Вопросы можно заранее написать на доске или непосредственно проецировать на экран.)

  1. Морская вода - чистое вещество.

  2. Как разделить смесь песка и поваренной соли.

  3. Фосфор - это металл.

  4. Каковы отличия между чистыми веществами и смесями.

  5. Какие способы разделения неоднородных смесей вы знаете?

  6. Какие способы разделения однородных смесей вы знаете?

  7. Дистиллированная вода - чистое вещество.

  8. Сахар из водного раствора можно выделить фильтрованием.

  9. Поваренную соль из водного раствора можно выделить выпариванием.

  10. Зачем нужно разделять смеси?


Задание. Выпишите названия веществ, прозвучавших в тексте. Напишите формулы этих веществ.

Вопросы ( устный опрос по материалу прошлого урока «Физические и химические явления»).

  • Что такое физические явления? Приведите примеры.

  • Что такое химические явления? Примеры.

  • Какие признаки химических явлений вы знаете?

  • Укажите, какие из перечисленных явлений являются физическими, а какие - химическими:

1) кипение воды,

2) горение природного газа,

3) протекание электрического тока через металлический проводник,

4) ржавление железа,

5) плавление льда,

6) фотосинтез,

7) горение,

8) диффузия,

9) испарение,

10) образование накипи в чайнике,

11) растворение жира мылом,

12) гниение листьев? Докажите.

Новый материал.

Дается историческая справка об открытии атомно-молекулярного учения.

В 1741 году в книге «Элементы математической химии» Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких- либо меньших и отличающихся от него тел… Корпускулы есть собрание элементов, образующее одну малую массу… Корпускулы однородны, если состоят из одинакового числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом… Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе; от этого зависит бесконечное разнообразие тел».

Представление о мельчайших частицах вещества зародилось в трудах древнегреческих философов. Задолго до начала нашей эры философы пытались объяснить все загадочные явления природы естественными причинами - соединением и разъединением, перемещением и смешиванием невидимых частичек - вечно существующих атомов. Но философы древности считали атомами те частицы, которые сейчас мы называем молекулами. Поэтому они могли объяснить лишь физические природные явления, такие как ветер, буря, распространение запахов, испарение воды.

Теоретическую основу химии составляет учение о строении веществ, которые состоят из молекул и атомов, или атомно-молекулярное учение. Это учение было сформулировано великим русским ученым М.В. Ломоносовым в середине 18 века. Всеобщее признание оно получило после работ английского химика Джона Дальтона. Атомно-молекулярное учение складывается из молекулярной и атомной теорий.

Представления о молекулах заключены в основных положениях молекулярной теории.

  • Вещества состоят из молекул. Молекула - это наименьшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства.

  • Молекулы состоят из атомов химических элементов.

  • Молекулы находятся в непрерывном движении.

  • Молекулы состоят как из одинаковых, так и различных атомов.

  • При физических явлениях молекулы сохраняются, при химических - разрушаются.

Основные положения атомной теории обобщают научные представления об атомах.

Молекулы веществ состоят из еще более мелких частиц - атомов. Атом - это наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.

  • Атомы разных химических элементов отличаются массой, размерами и другими свойствами.

  • Атомы находятся в непрерывном движении.

  • Одна из форм движения атомов - химические реакции, то есть явления, в результате которых из атомов, составляющих молекулы исходных веществ, образуются молекулы новых веществ (продуктов реакции).

Обе эти теории объединяются в атомно-молекулярное учение. Сущность этого учения можно сформулировать в виде нескольких положений.

  • Вещество делимо не до бесконечности, а лишь до его молекул.

  • Атомы одного химического элемента сходны друг с другом, но отличаются от атомов любого другого элемента.

  • Новые вещества(продукты реакции) образуются в процессе химических реакций из тех же самых атомов, из которых состояли исходные вещества(реагенты).

До конца 19 века считалось, что атомно-молекулярное учение было введено в науку для облегчения понимания химических процессов. Реальность существования атомов и молекул не могла быть подтверждена из-за невозможности непосредственно их измерить и взвесить. Французский физик Жан Батист Перрен классическими опытами положил конец сомнениям относительно существования атомов и молекул. В них он использовал резиновую смолу, которая в воде не растворялась, а распадалась на множество микроскопических шариков. Перрен изучал распределение частиц в воде. Он помещал взвесь смолы (шарики смолы, перемешанные с водой) в специальный сосуд и наблюдал в микроскоп, как изменяется количество шариков смолы на разных уровнях сосуда.

Вычислив их количество в единице объема на разных уровнях, ученый установил, что распределение частиц смолы в воде подчиняется тому же закону, что и распределение молекул газов в атмосфере. Это позволило ему определить массу молекул кислорода и тем самым доказать реальность их существования.

В настоящее время современные приборы дают возможность не только вычислять размеры отдельных молекул и их абсолютную массу, но и определять расстояние между ними, а в некоторых случаях - даже фотографировать молекулы.

Атомно-молекулярное учение имеет исключительное значение для развития науки. Считают, что химия действительно стала наукой в то время, когда химические реакции стали истолковывать с точки зрения атомно-молекулярного учения.

Более двухсот лет назад М.В. Ломоносов объявил изучение строения вещества главной задачей химии. За это время его идеи о строении вещества прошли всестороннюю проверку, и их справедливость была полностью подтверждена.

Значение атомно-молекулярного учения состоит в том, что на нем базируются современные научные представления о строении материи, о свойствах веществ, о природе физических и химических явлений.

Атомно-молекулярное учение, превратившись из догадок и предположений в научную теорию, является мощным инструментом для правильной трактовки самых разнообразных явлений природы.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Вокруг нас, ребята, существует великое множество различных веществ!

Есть вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чем же они отличаются?

Они отличаются температурами плавления и кипения. Вещества немолекулярного строения имеют более высокие температуры плавления и кипения. Их структуру вещества не так- то легко разрушить, для этого необходимо затратить огромное количество энергии. Напротив, вещества молекулярного строения имеют низкие температуры плавления и кипения. Разрушить связи между молекулами в таких веществах намного легче. Это можно проделать даже не в специально оборудованной химической лаборатории, а в домашних условиях.

Формы существования химического элемента

Одиночные атомы простое вещество сложное вещество

Вещества, состоящие не из целых молекул, а из одиночных атомов - это и есть вещества немолекулярного строения. Более подробно такие вещества мы с вами будем изучать в дальнейшем, когда начнем рассматривать типы химической связи. А пока я только приведу примеры этих веществ.

Вещества молекулярного строения: вода, водород, сульфид железа, кислород, углекислый газ, азот, эфир ; перманганат калия или как его называют в быту «марганцовка».

Вещества немолекулярного строения: сера, железо, красный фосфор, белый фосфор, алмаз, натрий.

Закрепление новой темы.

Упражнения (заранее написаны на карточках).

  1. Что представляют собой с точки зрения атомно-молекулярного учения раствор и химическая реакция?

  2. Вместо пропусков в предложениях вставьте слова «молекула» или «атом».

А) Сладкий вкус сахарного сиропа определяется содержанием в нем … сахара.

Б) В состав … гемоглобина входят … железа.

В) При растворении кислорода в воде его … распределяются между … воды.

Г) Запах йодной настойки обуславливается испарением из нее … йода.

Д) … воды состоит из … водорода и кислорода.

Е) Воздух - смесь, в состав которой входят … кислорода.



  1. До возникновения учения об атомах химики в течение многих веков безуспешно пытались превратить неблагородные металлы в золото. Как объяснить неосуществимость этой задачи в свете атомно-молекулярного учения?

Подведение итогов урока. Выводы.

  1. Атомно-молекулярное учение - это теоретическая основа химии.

  2. Атомно-молекулярное учение сложилось из атомного и молекулярного учений.

  3. Основные положения атомно-молекулярного учения сформулированы М.В. Ломоносовым. Свое признание оно получило после работ английского ученого Джона Дальтона.

  4. Опыты Жана Батиста Перрена подтвердили существование атомов и молекул.

Творческое домашнее задание.

По учебнику и конспектам в тетрадях изучите основные положения атомно-молекулярного учения. Разделите страницу тетради на две части. В левой части выпишите основные положения этого учения, а в правой части проиллюстрируйте их рисунком, символом, схемой и т.д.

Дополнительное задание.

Объясните на основе атомно-молекулярного учения:

А) разложение воды при высокой температуре;

Б) испарение бензина;

В) водный раствор сахара;

Г) испарение спирта;

Д) высыхание мокрого белья на воздухе;

Е) распространение запаха цветов в комнате.

Параграф № 4 ( стр. 13-17); ответить на вопросы 1-10 ( стр. 25).




















© 2010-2022