- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока по теме: Жиры
Конспект урока по теме: Жиры
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | КУДРЯШОВА В.И. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по теме: «Жиры».
Цель урока:
сформировать представление о составе, строении, свойствах, биологической роли жиров
Задачи:
1.Образовательные: установить взаимосвязь между составом, строением молекулы жира и его свойствами.
2.Познавательные: способствовать развитию навыков работы с литературой, умения выбирать главное, рассуждать, делать выводы; развитию внимания, памяти, речи.
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, развивать коммуникативные способности детей, умение работать в группе.
Форма урока:
проблемно - поисковый урок
Оборудование урока:
Твердый жир, растительное масло, вода, жесткая вода, мыло, стиральный порошок, спирт, фенолфталеин, бензин, фильтровальная бумага.
Ход урока:
Вступление: (читает ученик).
Нам каждый день природа дарит
Прикосновенье к алтарю.
За жизнь космический подарок -
Тебя Земля благодарю.
Круговращение планеты,
Прикосновение стихий.
Все - север, юг, зима и лето,
Дорога, труд, любовь, стихи.
Сплетение души и мысли,
Провалы, взлеты вверх и вниз….
Какой же смысл - в исканье слова?
Процесс познанья - в этом смысл.
*Актуализация темы.
Учитель. Эти стихотворные строки, как нельзя кстати подходят, к нашему уроку. А речь пойдет сегодня о веществах, которые вы видите на демонстрационном столе - Это подсолнечное масло, маргарин, сливочное масло, свеча, мыло - вещества, которые мы используем в своей повседневной жизни. Как, вы, их назовете одним словом? (Жиры).
Итак, тема урока: Жиры.
Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда. Профилактика и лечение тяжелого детского заболевания - рахит не обходится без жира, а именно, хорошо знакомого вам рыбьего жира
Что, вы, уже знаете о жирах? (Ученики отвечают, что они знают о жирах).
Учитель. Жиры - основной источник нашего питания. А, что еще, вы хотели бы узнать? (Ученики формулируют цели урока).
Учитель. Что же это за вещества - жиры, которые играют в нашей жизни такую большую роль? Зло это или благо? Об этом тоже пойдет сегодня речь на уроке.
*Подготовка к восприятию нового материала.
Самостоятельная работа.
Выполняют работу по двум вариантам ( 5 мин.) Обмениваются работами с соседом по парте и выставляют себе оценку в " оценочный лист".
Оценка знаний на уроке.
Элементы знаний
Проверочная работа(тест)
Лабораторная работа
Работа с учебником
Сообщение, доклад
Оценка учителя
Итог
Оценка
Тест.
Вариант 1.
-
Из приведенных формул выберите многоатомный спирт глицерин:
1. СН2ОН - СНОН - СН3 2. СН3 -СН2-СН2- СН2ОН 3. СН2ОН - СНОН-СН2ОН
2. Из приведенных формул выберите формулу предельной карбоновой кислоты:
1. СН3СООН 2. НСОН 3. СН3ОН
3. Определите формулу сложного эфира:
1. СН3-О-СН3 2. СН3СООС2Н5 3. СН4
4. Сложные эфиры образуются в результате реакции:
1. Этерификации 2. Галогенирование 3. Гидрирования.
Вариант 2.
-
Из приведенных формул выберите многоатомный спирт этиленгликоль:
1. СН2ОН - СНОН - СН3 2. СН3 -СН2-СН2- СН2ОН 3. СН2ОН - СНОН-СН2ОН
2. Из приведенных формул выберите формулу предельной карбоновой кислоты:
1. С2Н5СООН 2. НСОН 3. СН3ОН
3. Определите формулу сложного эфира:
1. СН3СООСН3 2. СН3-О-С2Н5 3. СН4
4. Сложные эфиры образуются в результате реакции:
1. Дегидрирования 2. Галогенирования 3. Этерификации.
Оценка "5" - выполнены все задания ;
"4"- допущена одна ошибка;
"3"- допущены две ошибки.
Новый материал.
Делают вывод по результатам самостоятельной работы.
Что называется реакцией этерификации?
Показываю формулу спирта.
Задаю вопрос: Как называется это вещество?
Показываю формулы высших карбоновых кислот
Предельные: С17Н35СООН стеариновая кислота, С15Н31СООН пальмитиновая кислота
Непредельные: С17Н31СООН линолевая, С17Н33СООН олеиновая.
Вопрос: почему эти вещества относятся к кислотам?
Как, вы, считаете можно провести реакцию этерификации между глицерином и высшими карбоновыми кислотами?
Показываю.
СН2-ОН НО-ОС-R CH2-O-CO-R
СН-ОН + HO-OC-R CH -O-CO-R + 3 Н2О
СН2-ОН HO-OC-R CH2 -O-CO-R
глицерин карбоновая кислота жир
Что такое жир? ( находят в учебнике).
Мы говорим спокойно: жир,
А между прочим, он - эфир.
Он из кислот и глицерина.
Такая вот у нас картина.
Общая формула жира:
CH2-O-CO-R
CH -O-CO-R
CH2 -O-CO-R
Чем жир отличается от сложных эфиров?
В состав жиров могут входить самые разнообразные высшие карбоновые кислоты, но только один спирт - глицерин, поэтому эти эфиры называют глицеридами.
Классификация жиров.
Самостоятельная работа с учебником. Параграф 37, стр. 221-222.
Задание.
Используя материал учебника, параграф 37, стр.221-222.
Заполните схему.
Жиры
|
По происхождению
Растительные Животные
По агрегатному состоянию
| |
Жидкие Твердые
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По строению молекул жиры бывают:
| |
Непредельные Предельные
Примеры Пример
Подсолнечное масло, оливковое. Говяжий жир, свиной.
Сделайте вывод: Как эти классификации взаимосвязаны между собой?
Вывод: Предельный жир-твердый-животный.
Непредельный-жидкий-растительный.
Исключения( рыбий жир, кокосовое масло, масло какао).
Физические свойства жиров.
Что бы познакомиться с физическими свойствами спиртов, выполним опыт.
Проводим самостоятельную работу с учебником стр. 223.
Задание.
Выполните опыты, стр. 223, соблюдайте правила техники безопасности, результаты оформить в таблицу.
Что делаю
Наблюдаю
Вывод
Растворение жира в воде
Плавает по поверхности
Не растворяется в воде, плотность жира меньше плотности воды
Растворение жира в спирте
Содержимое светлеет
Растворяется в спирте
Нанесение капельки -спиртового раствора жира на фильтровальную бумагу
Доказательство непредельного характера жира.
Спирт испаряется, остается жирное пятно
Раствор перманганата калия обесцвечивается
Жир непредельный
Сделайте вывод о физических свойствах спиртов?
Поставьте оценку за выполнение работы.
Вывод. Жиры легкоплавкие, не растворяются в воде, растворяются в органических растворителях ( спирт, бензол, бензин, ацетон- используют для очистки одежды от жировых пяте
Химические свойства спиртов.
Можно ли непредельный спирт превратить в предельный? ( гидрирование)
Что называется реакцией гидрирования?
Это важнейший химический процесс.
СН2-О-СО-С17Н33 СН2-О-СО-С17Н35
СН-О-СО-С17Н33 + 3Н2 СН-О-СО-С17Н35
СН2-О-СО-С17Н33 СН-О-СО-С17Н35
Впервые эту реакцию провел французский ученый Поль Сабатье в 1912г и был удостоен Нобелевской премии. Получается искусственный твердый жир саломас, на его основе получают маргарин, заменитель сливочного масла.
Что такое гидролиз? ( обмен веществ с водой).
Этот процесс происходит в организме человека. Как и где это происходит?
( под действием фермента липазы в 12- перстной кишке и тонком кишечнике).
Шведский ученый Шееле впервые осуществил гидролиз, открыл глицерин.
CH2-O-CO-R СН2-ОН
CH -O-CO-R + 3 Н2О СНОН + 3RCOOH
CH2 -O-CO-R СН2ОН
Добавив щелочи или соды, получится мыло.
CH2-O-CO-R СН2-ОН
CH -O-CO-R + 3 NaОH СНОН + 3RCOONa
CH2 -O-CO-R СН2ОН
Этот процесс называется омылением.
Из курса истории вы помните, что во время великой Отечественной войны Ленинград ( Санкт- Петербург) был блокирован гитлеровцами почти на 2,5 года.
Все было за это время: голод, холод, нехватка лекарств, но удивительно, что не было эпидемий инфекционных заболеваний. А помогло ленинградцам то, что они сами варили мыло как дезинфицирующее средство из жиров различных животных - собак, крыс, кошек.
Мыло твердое- натриевое, жидкое - калиевое.
В быту вместо мыла в качестве моющих средств используют синтетически моющие средства, стиральные порошки. По ряду свойств они превосходят мыла. Что бы в этом убедиться проведем опыты.
Сравнение свойств мыла и моющих средств
Задание.
Выполните опыт 4, стр.223 учебника. Сделайте вывод.
Какое средство лучше применять для стирки тканей, чувствительных к щелочи?
Вывод: стиральный порошок, его раствор имеет нейтральную реакцию.
Раствор мыла - щелочную.
Какое средство не утрачивает своей моющей способности в жесткой воде?
Моющие средства не утрачивают свое действие в жесткой воде, их кальциевые и магниевые соли растворимы.
Поставьте оценку за выполнение своей работы.
Делают вывод урока:
-
Жиры - это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.
-
Бывают животного и растительного происхождения, которые отличаются наличием в них различных карбоновых кислот.
-
Основным свойством всех жиров является гидролиз.
Значение жиров.
А теперь посмотрим на жиры с разных точек зрения?
На уроке у нас сегодня присутствуют разные специалисты. ( Выступают биологи, медики, повара, работники химчистки). Послушаем их мнение о жирах
Биологи.
Жиры входят в состав организма человека, животных, растений, микробов и некоторых вирусов. В организме жиры выполняют различные функции. Основная функция жиров - энергетическая . Они служат для накопления энергии. Калорийность жиров гораздо больше калорийности других питательных веществ. Поэтому в организме животных, впадающих в спячку, к осени накапливается избыточный жир. В растениях обычно накапливаются масла (жидкие жиры). Жиры являются биологически активными веществами. Животные жиры поставляют организму витамины А и Д, а растительные масла - витамин Е. Важнейшее значение жиров для человека - использование их в качестве пищевых продуктов. Наибольшей калорийностью обладают твердые жиры (например, сало, коровье масло). Но необходимо употреблять в пищу и растительные жиры, так как непредельные карбоновые кислоты необходимы для синтеза в организме некоторых важных биологически активных веществ.
Медицинские работники.
Неправильное питание - причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании - основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой. Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40-50 лет. Не следует перегружать себя избыточной пищей. Ограничивать питание нужно за счет животной пищи, богатой белками и жирами, колбасных изделий, мясных консервов. Жиры лучше получать за счет кисломолочных продуктов, сои, орехов, семечек, растительных масел. Чтобы избежать переедания и ожирения, нужно есть низкокалорийные продукты с высоким содержанием клетчатки (прежде всего овощи и фрукты). Не следует употреблять «тяжелую» пищу на ночь (происходит нарушение сна и усиленное отложение жировых запасов), а также нельзя есть в агрессивном состоянии (у эмоционально неустойчивых людей нередко формируется привычка к обжорству).
Повар Жиры при высокой температуре разлагаются с образованием глицерина. При более сильном нагревании происходит дегидратация глицерина, образуется неустойчивый непредельный одноатомный спирт, который изомеризуется в непредельный альдегид - акролеин, обладающий резким раздражающим запахом . Жиры широко используются для приготовления пищи. Жир придает пищи своеобразный вкус и обогащает его калориями. Растворяя красящие и ароматические вещества овощей при жарении, жир придает блюдам золотистый цвет. При длительном кипячении мясных бульонов происходит гидролиз жиров и образование жирных кислот, которые придают бульону мутность и неприятный запах. Жиры относятся к числу скоропортящихся продуктов, поэтому лучше их хранить в темноте .
Работники химчистки.
Знание химии может облегчить решение бытовых проблем. Дадим вам некоторые советы: засаленные манжеты и воротнички можно почистить губкой, смоченной раствором нашатырного спирта; свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань утюгом через несколько слоев промокательной бумаги; с шерстяной ткани жировое пятно удаляют с помощью теплого водного раствора стирального порошка
Раздают буклеты с советами химчистки
Заключение
Исходя из прозвучавших выступлений, сделайте вывод:
жиры - это зло или благо?
Делают вывод :
Жиры имеют важное значение в жизни человека, они выполняют важные функции, энергетическую,защитную и строительную.
Употребление жиров в пределах нормы необходимо и очень важно для человека. Суточная потребность для здорового организма составляет 70-100г. С увеличением возраста и уменьшения физической нагрузки потребление жиров должно быть снижено, т.к. избыток жиров в организме человека является причиной многих заболеваний в частности, сердечно- сосудистых.
Закрепление.
Тест.
Выбрать из перечня положений те, которые соответствуют жирам:
1.Это соли высших карбоновых кислот
2.Это сложные эфиры, образованные глицерином и высшими карбоновыми кислотами
3.Хорошо растворимые в воде вещества.
4.Растворяются только в органических растворителях
5.Бывают жидкие и твердые
6.Имеют постоянную температуру плавления
7.В организме человека гидролизуются с образованием глицерина и высших карбоновых кислот
8.Гидролизуются с образованием щелочей и карбоновых кислот
9.Растворяют многие витамины
10.Жиры - источники энергии
11.Жиры используются для получения мыла
12.Жир - теплоизолирующая оболочка
13.Жиры выполняют строительную функцию
14.Жировая ткань очень агрессивна.
Учащиеся выбирают ответы, которые потом обсуждаются. Правильные ответы (2,4,5,7,9,10,11,12,13,14) ( взаимопроверка).
Домашнее задание. Параграф 37, стр224, упр. 1,2.
Упр.4 по желанию.
Рефлексивный тест.
1. Я узнал много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие вопросы у меня в ходе урока, я получил(а) ответ.
5. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг.
Благодарю за урок и продолжайте процесс познанья на следующих уроках.