Конспект урока по теме: Жиры

Это проблемно - поисковый урок о составе, строении, свойствах и биологической роли жиров. При изучении материала данной темы учащиеся должны установить  взаимосвязь между составом, строением молекулы жира и его свойствами. На уроке дети развивают навыки работы с литературой, умения выбирать главное, рассуждать, делать выводы; развивают внимание, память, речь.Воспитательные задачи урока: бережное отношение к своему здоровью, развитие коммуникативных способностей детей, умение работать в группе.  ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: «Жиры».

Цель урока:

сформировать представление о составе, строении, свойствах, биологической роли жиров

Задачи:

1.Образовательные: установить взаимосвязь между составом, строением молекулы жира и его свойствами.

2.Познавательные: способствовать развитию навыков работы с литературой, умения выбирать главное, рассуждать, делать выводы; развитию внимания, памяти, речи.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, развивать коммуникативные способности детей, умение работать в группе.

Форма урока:

проблемно - поисковый урок

Оборудование урока:

Твердый жир, растительное масло, вода, жесткая вода, мыло, стиральный порошок, спирт, фенолфталеин, бензин, фильтровальная бумага.

Ход урока:

Вступление: (читает ученик).

Нам каждый день природа дарит

Прикосновенье к алтарю.

За жизнь космический подарок -

Тебя Земля благодарю.

Круговращение планеты,

Прикосновение стихий.

Все - север, юг, зима и лето,

Дорога, труд, любовь, стихи.

Сплетение души и мысли,

Провалы, взлеты вверх и вниз….

Какой же смысл - в исканье слова?

Процесс познанья - в этом смысл.

*Актуализация темы.

Учитель. Эти стихотворные строки, как нельзя кстати подходят, к нашему уроку. А речь пойдет сегодня о веществах, которые вы видите на демонстрационном столе - Это подсолнечное масло, маргарин, сливочное масло, свеча, мыло - вещества, которые мы используем в своей повседневной жизни. Как, вы, их назовете одним словом? (Жиры).

Итак, тема урока: Жиры.

Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда. Профилактика и лечение тяжелого детского заболевания - рахит не обходится без жира, а именно, хорошо знакомого вам рыбьего жира

Что, вы, уже знаете о жирах? (Ученики отвечают, что они знают о жирах).

Учитель. Жиры - основной источник нашего питания. А, что еще, вы хотели бы узнать? (Ученики формулируют цели урока).

Учитель. Что же это за вещества - жиры, которые играют в нашей жизни такую большую роль? Зло это или благо? Об этом тоже пойдет сегодня речь на уроке.

*Подготовка к восприятию нового материала.

Самостоятельная работа.

Выполняют работу по двум вариантам ( 5 мин.) Обмениваются работами с соседом по парте и выставляют себе оценку в " оценочный лист".

Оценка знаний на уроке.

Элементы знаний

Проверочная работа(тест)

Лабораторная работа

Работа с учебником

Сообщение, доклад

Оценка учителя

Итог

Оценка


Тест.

Вариант 1.

  1. Из приведенных формул выберите многоатомный спирт глицерин:

1. СН2ОН - СНОН - СН3 2. СН3 -СН2-СН2- СН2ОН 3. СН2ОН - СНОН-СН2ОН

2. Из приведенных формул выберите формулу предельной карбоновой кислоты:

1. СН3СООН 2. НСОН 3. СН3ОН

3. Определите формулу сложного эфира:

1. СН3-О-СН3 2. СН3СООС2Н5 3. СН4

4. Сложные эфиры образуются в результате реакции:

1. Этерификации 2. Галогенирование 3. Гидрирования.

Вариант 2.

  1. Из приведенных формул выберите многоатомный спирт этиленгликоль:

1. СН2ОН - СНОН - СН3 2. СН3 -СН2-СН2- СН2ОН 3. СН2ОН - СНОН-СН2ОН

2. Из приведенных формул выберите формулу предельной карбоновой кислоты:

1. С2Н5СООН 2. НСОН 3. СН3ОН

3. Определите формулу сложного эфира:

1. СН3СООСН3 2. СН3-О-С2Н5 3. СН4

4. Сложные эфиры образуются в результате реакции:

1. Дегидрирования 2. Галогенирования 3. Этерификации.

Оценка "5" - выполнены все задания ;

"4"- допущена одна ошибка;

"3"- допущены две ошибки.

Новый материал.

Делают вывод по результатам самостоятельной работы.

Что называется реакцией этерификации?

Показываю формулу спирта.

Задаю вопрос: Как называется это вещество?

Показываю формулы высших карбоновых кислот

Предельные: С17Н35СООН стеариновая кислота, С15Н31СООН пальмитиновая кислота

Непредельные: С17Н31СООН линолевая, С17Н33СООН олеиновая.

Вопрос: почему эти вещества относятся к кислотам?

Как, вы, считаете можно провести реакцию этерификации между глицерином и высшими карбоновыми кислотами?

Показываю.

СКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыН2-ОН НО-ОС-R CH2-O-CO-R

СКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыН-ОН + HO-OC-R  CH -O-CO-R + 3 Н2О

СКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыН2-ОН HO-OC-R CH2 -O-CO-R

глицерин карбоновая кислота жир

Что такое жир? ( находят в учебнике).

Мы говорим спокойно: жир,

А между прочим, он - эфир.

Он из кислот и глицерина.

Такая вот у нас картина.

Общая формула жира:

CH2-O-CO-R

Конспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыCH -O-CO-R

Конспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыCH2 -O-CO-R

Чем жир отличается от сложных эфиров?

В состав жиров могут входить самые разнообразные высшие карбоновые кислоты, но только один спирт - глицерин, поэтому эти эфиры называют глицеридами.

Классификация жиров.

Самостоятельная работа с учебником. Параграф 37, стр. 221-222.

Задание.

Используя материал учебника, параграф 37, стр.221-222.

Заполните схему.

Жиры

|

По происхождению

Растительные Животные

По агрегатному состоянию

| |

Жидкие Твердые

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

По строению молекул жиры бывают:

| |

Непредельные Предельные

Примеры Пример

Подсолнечное масло, оливковое. Говяжий жир, свиной.

Сделайте вывод: Как эти классификации взаимосвязаны между собой?

Вывод: Предельный жир-твердый-животный.

Непредельный-жидкий-растительный.

Исключения( рыбий жир, кокосовое масло, масло какао).

Физические свойства жиров.

Что бы познакомиться с физическими свойствами спиртов, выполним опыт.

Проводим самостоятельную работу с учебником стр. 223.

Задание.

Выполните опыты, стр. 223, соблюдайте правила техники безопасности, результаты оформить в таблицу.

Что делаю

Наблюдаю

Вывод

Растворение жира в воде

Плавает по поверхности

Не растворяется в воде, плотность жира меньше плотности воды

Растворение жира в спирте

Содержимое светлеет

Растворяется в спирте

Нанесение капельки -спиртового раствора жира на фильтровальную бумагу

Доказательство непредельного характера жира.

Спирт испаряется, остается жирное пятно

Раствор перманганата калия обесцвечивается

Жир непредельный

Сделайте вывод о физических свойствах спиртов?

Поставьте оценку за выполнение работы.

Вывод. Жиры легкоплавкие, не растворяются в воде, растворяются в органических растворителях ( спирт, бензол, бензин, ацетон- используют для очистки одежды от жировых пяте

Химические свойства спиртов.

Можно ли непредельный спирт превратить в предельный? ( гидрирование)

Что называется реакцией гидрирования?

Это важнейший химический процесс.

СКонспект урока по теме:ЖирыН2-О-СО-С17Н33 Конспект урока по теме:ЖирыСН2-О-СО-С17Н35

СКонспект урока по теме:ЖирыН-О-СО-С17Н33 + 3Н2 СН-О-СО-С17Н35

СН2-О-СО-С17Н33 СН-О-СО-С17Н35

ВКонспект урока по теме:Жирыпервые эту реакцию провел французский ученый Поль Сабатье в 1912г и был удостоен Нобелевской премии. Получается искусственный твердый жир саломас, на его основе получают маргарин, заменитель сливочного масла.

Что такое гидролиз? ( обмен веществ с водой).

Этот процесс происходит в организме человека. Как и где это происходит?

( под действием фермента липазы в 12- перстной кишке и тонком кишечнике).

Шведский ученый Шееле впервые осуществил гидролиз, открыл глицерин.

CКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыH2-O-CO-R СН2-ОН

Конспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыCH -O-CO-R + 3 Н2О  СНОН + 3RCOOH

CКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыH2 -O-CO-R СН2ОН

Добавив щелочи или соды, получится мыло.

CКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыH2-O-CO-R СН2-ОН

Конспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыCH -O-CO-R + 3 NaОH  СНОН + 3RCOONa

CКонспект урока по теме:ЖирыКонспект урока по теме:ЖирыH2 -O-CO-R СН2ОН

Этот процесс называется омылением.

Из курса истории вы помните, что во время великой Отечественной войны Ленинград ( Санкт- Петербург) был блокирован гитлеровцами почти на 2,5 года.

Все было за это время: голод, холод, нехватка лекарств, но удивительно, что не было эпидемий инфекционных заболеваний. А помогло ленинградцам то, что они сами варили мыло как дезинфицирующее средство из жиров различных животных - собак, крыс, кошек.

Мыло твердое- натриевое, жидкое - калиевое.

В быту вместо мыла в качестве моющих средств используют синтетически моющие средства, стиральные порошки. По ряду свойств они превосходят мыла. Что бы в этом убедиться проведем опыты.

Сравнение свойств мыла и моющих средств

Задание.

Выполните опыт 4, стр.223 учебника. Сделайте вывод.

Какое средство лучше применять для стирки тканей, чувствительных к щелочи?

Вывод: стиральный порошок, его раствор имеет нейтральную реакцию.

Раствор мыла - щелочную.

Какое средство не утрачивает своей моющей способности в жесткой воде?

Моющие средства не утрачивают свое действие в жесткой воде, их кальциевые и магниевые соли растворимы.

Поставьте оценку за выполнение своей работы.

Делают вывод урока:

  1. Жиры - это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.

  2. Бывают животного и растительного происхождения, которые отличаются наличием в них различных карбоновых кислот.

  3. Основным свойством всех жиров является гидролиз.

Значение жиров.

А теперь посмотрим на жиры с разных точек зрения?

На уроке у нас сегодня присутствуют разные специалисты. ( Выступают биологи, медики, повара, работники химчистки). Послушаем их мнение о жирах

Биологи.

Жиры входят в состав организма человека, животных, растений, микробов и некоторых вирусов. В организме жиры выполняют различные функции. Основная функция жиров - энергетическая . Они служат для накопления энергии. Кало­рийность жиров гораздо больше калорийности других питательных веществ. Поэтому в организме животных, впадающих в спячку, к осени накапливается избыточный жир. В растениях обычно накапливаются масла (жидкие жиры). Жиры являются биологически активными веществами. Животные жиры поставляют организму витамины А и Д, а растительные масла - витамин Е. Важнейшее значение жиров для человека - использование их в качестве пищевых продуктов. Наибольшей калорийностью обладают твердые жиры (например, сало, коро­вье масло). Но необходимо употреблять в пищу и растительные жиры, так как непре­дельные карбоновые кислоты необходимы для синтеза в организме некоторых важных биологически активных веществ.

Медицинские работники.

Неправильное питание - причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании - основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой. Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40-50 лет. Не следует перегружать себя избыточной пищей. Ограничивать питание нужно за счет животной пищи, богатой белками и жирами, колбасных изделий, мясных консервов. Жиры лучше получать за счет кисломолочных продуктов, сои, орехов, семечек, растительных масел. Чтобы избежать переедания и ожирения, нужно есть низкокалорийные продукты с высоким содержанием клетчатки (прежде всего овощи и фрукты). Не следует употреблять «тяжелую» пищу на ночь (происходит нарушение сна и усиленное отложение жировых запасов), а также нельзя есть в агрессивном состоянии (у эмоционально неустойчивых людей нередко формируется привычка к обжорству).

Повар Жиры при высокой температуре разлагаются с образованием глицерина. При более сильном нагревании происходит дегидратация глицерина, образуется неустойчивый непредельный одноатомный спирт, который изомеризуется в непредельный альдегид - акролеин, обладающий резким раздражающим запахом . Жиры широко используются для приготовления пищи. Жир придает пищи своеобразный вкус и обогащает его калориями. Растворяя красящие и ароматические вещества овощей при жарении, жир придает блюдам золотистый цвет. При длительном кипячении мясных бульонов происходит гидролиз жиров и образование жирных кислот, которые придают бульону мутность и неприятный запах. Жиры относятся к числу скоропортящихся продуктов, поэтому лучше их хранить в темноте .

Работники химчистки.

Знание химии может облегчить решение бытовых проблем. Дадим вам некоторые советы: засаленные манжеты и воротнички можно почистить губкой, смоченной раствором нашатырного спирта; свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань утюгом через несколько слоев промокательной бумаги; с шерстяной ткани жировое пятно удаляют с помощью теплого водного раствора стирального порошка

Раздают буклеты с советами химчистки

Заключение

Исходя из прозвучавших выступлений, сделайте вывод:

жиры - это зло или благо?

Делают вывод :

Жиры имеют важное значение в жизни человека, они выполняют важные функции, энергетическую,защитную и строительную.

Употребление жиров в пределах нормы необходимо и очень важно для человека. Суточная потребность для здорового организма составляет 70-100г. С увеличением возраста и уменьшения физической нагрузки потребление жиров должно быть снижено, т.к. избыток жиров в организме человека является причиной многих заболеваний в частности, сердечно- сосудистых.

Закрепление.

Тест.

Выбрать из перечня положений те, которые соответствуют жирам:

1.Это соли высших карбоновых кислот

2.Это сложные эфиры, образованные глицерином и высшими карбоновыми кислотами

3.Хорошо растворимые в воде вещества.

4.Растворяются только в органических растворителях

5.Бывают жидкие и твердые

6.Имеют постоянную температуру плавления

7.В организме человека гидролизуются с образованием глицерина и высших карбоновых кислот

8.Гидролизуются с образованием щелочей и карбоновых кислот

9.Растворяют многие витамины

10.Жиры - источники энергии

11.Жиры используются для получения мыла

12.Жир - теплоизолирующая оболочка

13.Жиры выполняют строительную функцию

14.Жировая ткань очень агрессивна.

Учащиеся выбирают ответы, которые потом обсуждаются. Правильные ответы (2,4,5,7,9,10,11,12,13,14) ( взаимопроверка).

Домашнее задание. Параграф 37, стр224, упр. 1,2.

Упр.4 по желанию.

Рефлексивный тест.

1. Я узнал много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие вопросы у меня в ходе урока, я получил(а) ответ.

5. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг.

Благодарю за урок и продолжайте процесс познанья на следующих уроках.













© 2010-2022