План - конспект урока на тему: «Типы химических реакций»

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8»

ХМАО - ЮГРА, ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСК

Конспект урока химии в 8 классе

(автор учебника О.С.Габриелян)

Тема урока: « Типы химических реакций».

1. ФИО (полностью) Николайчук Жанета Дмитриевна

2. Место работы МБОУ «СШ №43»

3. Должность Учитель

4. Предмет Химия

5. Класс 8

6. Базовый учебник Габриелян О.С. Химия 8 класс

7. Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике - составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.

8. Задачи

· Обучающие: - систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций, продолжить формирование умения при написании реакций обмена.

· Развивающие:- совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

· Воспитательные:- продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся, умение наблюдать, формулировать выводы и обобщать информацию.

9. Тип урока: урок обобщения знаний.

10. Вид урока:Урок-лекция с элементами беседы и эксперимента.

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах и групповая.

12. Краткое описание: Урок рассчитан на учеников 8 класса. Проводится с выполнением демонстрационных опытов, характеризующих химические реакции. Демонстрационные опыты имеют поисковый характер. В результате показанных опытов учащиеся углубляют знания о типах химических, что позволяет им лучше усвоить материал. Набор используемых реактивов имеется в каждой школе.

13. Средство обучения:

Для учителя:

Ø Реактивы

Ø Компьютер, мультимедиа проектор, мобильный класс, подключенный к сети Интернет.

Для ученика:

Ø Тетрадь

Ø Таблица растворимости

Ø Периодическая система химических элементов.

Ø Лист самоконтроля

Ø Оборудование для лабораторного опыта.

Оборудование: Растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, соляная (хлороводородная) кислота, цинк, бихромат аммония, 3 пробирки, штатив, спички, спиртовка, защитные очки, лучинка.

14. Структура и ход урока.

· Организационный момент

· Повторение и дополнение ранее полученных знаний.

· Актуализация знаний. Изучение нового материала.

· Обобщение и систематизация знаний.

Воспроизведение на новом уровне .

· Построение проекта выхода из затруднения.

· Практическая деятельность учащихся

· Валеологическая пауза

· Рефлексия деятельности

· Домашнее задание.

Технологическая карта урока химии.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

1

2

3

4

5

1.

Организационный момент Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Вступительное слово учителя: разъяснение учащимся цели и задачи урока, значения изучаемой темы, сообщение плана урока. Начальные записи в тетрадях.

"Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия.

Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты,

поэтому постоянный контроль опытом необходим"

М.Фарадей

Приветствуют учителя.

Активно включаются во фронтальную беседу, что создает психологический настрой, положительную мотивацию для работы на уроке.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные :целеполагание;

- учебно-познавательная мотивация ;

- планирование учебного сотрудничества

2.

Повторение и дополнение ранее полученных знаний

Фронтальная беседа по пройденному материалу: химические уравнения и химические реакции

Учащиеся обсуждают поставленные вопросы.

Регулятивные УУД Оценка(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

3.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала

Беседа по слайдам с элементами эксперимента

Дайте определения следующим понятиям:

- химические реакции;

- классификации реакций.

Опыт№1. Реакция соединения
Прокалить медную проволоку
Прокомментировать свои наблюдения, и определить вид реакции.
Перед экспериментом повторяются правила по технике безопасности при работе со спиртовкой.( ученик прокаливает медную проволоку над пламенем спиртовки, наблюдает образование налета и делает заключение, что произошла химическая реакция, т. к. образовалось новое вещество).

Опыт №2 Реакция обмена между хлоридом меди (II) и гидроксидом натрия.
2NaOH + CuCl2 -->Cu(OH)2+2 NaCl
Учитель: Запишите по схеме уравнение реакции взаимодействия между гидроксидом натрия и хлоридом меди (II).(Ученики записывают уравнения реакции).
- Какие вещества вступают в реакцию? (Сложные)
- Какой тип реакции? (Обмена)
- Какие продукты будут образовываться? (Гидроксид меди (II) и хлорид натрия).
Найдите в таблице растворимости эти вещества, что можно сказать о них? (Гидроксид меди (II) - нерастворимое основание, следовательно, выпадает в осадок, в уравнении около этой формулы ставим стрелку вниз )

Опыт №3 . Реакция замещения
Учитель. Давайте заложим опыт. В пробирку со стальным гвоздем прильем раствор хлорида меди (II). Какие изменения происходят, мы увидим позже, а пока запишем уравнение реакции.
Пока протекает реакция, ученики записывают уравнение.
CuCl2 + Fe --> Fe Cl2 + Cu, определяется ее тип.
А теперь посмотрите, произошли или изменения в пробирке в заложенным нами опытом? (Стальной гвоздь покрывается красным налетом - медью, а раствор изменился с голубого на зеленый).

Учащиеся отвечают на вопросы входного контроля (приложение 1). По окончании работы учащиеся сдают лист ответов, сверяют ответы на листе самопроверки со слайдом 6 и выставляют себе оценки по схеме: 1 балл за каждый правильный ответ.

Регулятивные: целеполагание,

контроль, саморегуляция;

коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: общеучебные, построение логической цепи рассуждений, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения.

4.

Обобщение и систематизация знаний.

Воспроизведение на новом уровне .

Тестирование по теме типы химических реакций

Учащие выполняют индивидуальнее задания у доски:

1 ученик: провести классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

2 ученик: провести классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

3 ученик: провести классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

Регулятивные УУД

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция(внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

5.

Построение проекта выхода из затруднения.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель напоминает о том, что нужно поставить себе оценку за этот этап работы.

Учащиеся оценивают свою работу и заносят в лист самооценки.

коммуникативные:инициативное сотрудничество

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

6.

Практическая деятельность учащихся

Учитель консультирует.

Лабораторный опыт.

Правила техники безопасности

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

Учащиеся повторяют правила Т.Б.,

Коммуникативные:инициативное сотрудничество

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

7.

Валеологическая пауза

От умственных упражнений перейдем к физическим

Слоганы

Упражнения

Реакции обмена

Правое плечо вверх - вниз;

Вы словно перемена.

Левое плечо вверх - вниз.

Их признаки запомним навсегда!

Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и повороты в плечевом суставе вперед - назад;

Нам газа запах сладок,

Руки вверх - 2 раза;

И выпавший осадок,

Руки вниз - 2 раза;

И абсолютно новая вода!

Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед и назад.

Учащиеся выполняют упражнения, предложенные учителем.

Ребята отдохнули и готовы для дальнейшей работы.

8.

Рефлексия деятельности

Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания:

Вопросы:

· Какую задачу ставили?

· Удалось решить поставленную задачу?

· Какие получили результаты?

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Оценка(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

9.

Домашнее задание.

Домашнее задание: § 33

На 3: упражнение 1

На 4: упражнения 1,3

На 5: упражнения 1,2,4

Записывают домашнее задание в тетради.

- самоопределение(Л)

- смыслообразование (Л)

Литература для учащихся:

О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. М.: Дрофа 2009г. § 38.

Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.

Литература для учителя:

О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова,

А.В. Яшукова. Химия. Настольная книга учителя. М.:Дрофа, 2007.

Практикум по неорганической химии/Л.Бабич и др. М.: Просвещение, 1991.

Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент. М.: Школа-Пресс, 1998.

Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя. М.: Прсвещение,1993.



© 2010-2022