Урок Агрегатные состояния веществ

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Агрегатные состояния веществУрок Агрегатные состояния веществУрок Агрегатные состояния веществУрок Агрегатные состояния веществУрок Агрегатные состояния веществУрок Агрегатные состояния веществУрок Агрегатные состояния веществУрок Агрегатные состояния веществУрок Агрегатные состояния веществУрок Агрегатные состояния веществОткрытый урок по природоведению в 5 классе

Тема: Агрегатные состояния веществ

Цель: углубить знания учащихся о строении физических тел и свойства веществ. Познакомить школьников с агрегатными состояниями, в которых могут пребывать вещества, и условиями перехода веществ из одного состояния в другой.

Оборудование: бутылка с газированной водой, химический стакан со льдом, лабораторный штатив, нагревательный прибор, стеклянная пластина, пластилин, презентация

Базовые понятия и термины: агрегатные состояния веществ: твердое, жидкое и газообразное.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организация класса



  1. Актуализация опорных знаний

Беседа.

  • Что такое тела?

  • Что такое вещества?

  • Из каких частичек состоят вещества?

  • Брызнуть в воздухе дезодорант. Какое явление доказывает опыт?

  • Почему возможна диффузия?

  • С какой молекулой мы познакомились на прошлом уроке?

Изготовить модель молекулы воды из пластилина. Весь урок модель молекулы воды стоит на парте.



  1. Мотивация

Несколько человек должны постоять на одной ноге посреди класса, пока не начнут двигаться.

  • Легко ли вам было стоять неподвижно?

Вот и молекулы, как и вы, очень непоседливы, поэтому при любой возможности пытаются двигаться.

Демонстрация опыта с бутылкой минеральной воды.



  • Из каких веществ состоит бутылка и ее содержимое?

Пластмасс, вода и газ.

  • Какие общие свойства характерны для этих веществ?

  • Какие отличительные? (агрегатные состояния)

Значит, вещества в природе могут быть в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Перечисленные состояния называются агрегатными. Сегодня на уроке мы узнаем о поведении молекул в таких веществах.



  1. Новая тема

Презентация. (Одновременное заполнение схемы в тетради)

  1. Твердые вещества

Свойства твердых тел объясняются тем, что молекулы расположены почти вплотную друг к другу, поэтому велико притяжение между молекулами. Каждая частица совершает колебания около определенного положения равновесия и не уходит от этой точки.

Твердые тела в обычных условиях сохраняют и объем, и форму.

  1. Жидкости

Свойства жидкостей объясняются тем, что расстояние между молекулами жидкости меньше размеров молекул, поэтому объём постоянен, но форму сохранить не могут. Молекулы не расходятся на большие расстояния друг от друга, но могут перемещаться по всему объёму жидкости.

Жидкости мало сжимаемы, в условиях действия силы тяжести принимают форму сосуда, в котором находятся. Объем жидкости постоянен.

  1. Газообразные вещества

Свойства газов объясняются тем, что расстояния между молекулами много больше самих молекул, поэтому молекулы слабо притягиваются друг к другу. Молекулы движутся по всем направлениям, изменяя направление движения при соударениях.

Газы легко сжимаемы, не имеют собственной формы и постоянного объема.

Заполняется схема в тетради.

Вещества

твердые жидкие газообразные

постоянные есть объем, нет объема и

форма и объем но нет формы формы

Демонстрация опыта с плавлением и кипением воды(Правила БЖД)

Лед вода пар

  • Изменилась молекула воды при плавлении и кипении?

  • Что изменялось в опыте?



  1. Закрепление

Выполнение тестовых заданий

1. Молекулы воды, льда и водяного пара

А) отличаются друг от друга.

Б) не отличаются друг от друга.

2. Промежутки между молекулами минимальны в

А) жидкостях,

Б) газах,

В) твердых телах.

3. Твердое, жидкое и газообразное агрегатное состояние

А) могут иметь все вещества.

Б) имеет только вода.

В) имеют только некоторые вещества.

Вставить пропущенные слова:

  1. Тела, у которых частицы располагаются в определенном порядке, называются …

  2. Расстояние между двумя молекулами меньше размеров молекул, если вещество находится в … агрегатном состоянии.

  3. В условиях действия силы тяжести вещество принимает форму сосуда, в котором оно находится, так как притяжение между молекулами не настолько велико, чтобы сохранить свою форму. Это вещество находится в …. агрегатном состоянии.

  4. Движение частиц представляет собой колебания около определенных точек (положений равновесия), частицы не могут уйти от этих точек. Вещество находится в ….. агрегатном состоянии.

  5. Расстояния между молекулами много больше размеров самих молекул, поэтому молекулы слабо притягиваются друг к другу. Вещество находится в … агрегатном состоянии.

  6. Молекулы расположены почти вплотную друг к другу, силы взаимодействия удерживают их друг около друга. Вещество находится в … агрегатном состоянии.

  7. Вещество заполняет весь предоставленный объем, если находится в … агрегатном состоянии.

Загадки:

Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит.

Над рекой, над долиной повисла белая холстина.

С неба пришел, в землю ушел.

На всех садится, никого не боится.

Что в гору не выкатишь?

Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица.

Загадки в картинках:

Урок Агрегатные состояния веществ

На огне котел стоит,

А в котле вода кипит.

Жидкость стала убывать.

Что же стало прибывать?

Урок Агрегатные состояния веществ

В трубку дует стеклодув,

Ваза получается.

Здесь расплавленным стеклом

Форма заполняется.

Свойство жидкости назвать

Всем нам предлагается.

Урок Агрегатные состояния веществ

  1. На дом. § читать и пересказывать. На 12 баллов - написать сочинение «Путешествие капельки воды»



  1. Итог урока

  • Из чего состоят тела?

  • Из чего состоят вещества?

  • Какие агрегатные состояния веществ мы узнали?

  • Изменяются ли молекулы при изменении агрегатного состояния веществ?



© 2010-2022