Программа по кружку Увлекательная химия (внеурочная деятельность)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы муниципального района Волжский Самарской области

(МОУ ДОД ЦВР муниципального района Волжской Самарской области)


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ ДОД ЦВР

муниципального района Волжский

Самарской области

___________________ В.Е. Рябков

«______» ___________ 2013г.

Программа принята на основании

решения методического совета

Протокол № ___ от ______2013г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


«Увлекательная химия»

Возраст детей: 13-15 лет

Срок образования: 2 года (основное общее образование)


Автор-составитель:

педагог первой

квалификационной категории

юннатского отдела

Люкшина Наталия Александровна


Соавтор:

методист первой квалификационной категории

юннатского отдела

Гелик Инна Ивановна

Центр внешкольной работы 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

7. МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

8. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

на дополнительную образовательную программу

«Увлекательная химия»

МОУ ДОД ЦВР муниципального района Волжский Самарской области

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Увлекательная химия»

1.

По степени авторского вклада

Адаптированная

2.

По направленности

Эколого-биологическая

3.

По уровню освоения содержания

Предметная

4.

По уровню организации педагогической деятельности

Интегрированная, комплексная

5.

По уровню освоения теоретического материала

Учебно-исследовательская

6.

По форме организации детских формирований

Рассчитана на фронтальную, индивидуальную деятельность, работу групп

7.

По возрасту обучения детей

Программа основного общего образования (13 -15 лет)

8.

Специфика контингента обучающихся

Рассчитана на способных, одаренных детей

9.

По приоритетному целеполаганию

Развивающая

10.

По сроку реализации программы

2 года

11.

По масштабу

Учрежденческая

12.

По контингенту обучающихся

Общая и для одаренных детей

13.

По степени творческого подхода

Репродуктивно-творческая

14.

По степени реализации программы

Освоена полностью

15.

Компетентности

Духовно-нравственного воспитания,

познавательной деятельности, общении, здоровьесбережения


1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные особенности программы.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - ознакомление с веществами, их свойствами, строением, получением, применением. Изучение химии должно способствовать формированию у обучающихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.

Данная программа может с успехом использоваться в дополнительном образовании детей с обучающимися 8-9 классов. При изучении данной программы они должны овладеть знаниями по теории веществ, приобрести практические умения и навыки в обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и материалом при выполнении типовых химических операций.



2. Цели и задачи программы

Цели:

- расширение знаний обучающихся об объектах окружающего мира;

- развитие познавательной активности, самостоятельности и наблюдательности;

- формирование умений обращаться с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая технику безопасности.

Задачи

Учебные:

- формирование основ химической науки;

- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни.

Воспитательные:

- воспитывать ответственность при выполнении любой работы, усидчивость и трудолюбие, целеустремленность и самостоятельность;

- содействовать в формировании опыта творческой деятельности, сформировать ценностные ориентации.

Развивающие:

-сформировать у детей стойкий интерес химии в научную картину мира:

-сформировать увлечённость выбранным предметом;

-сформировать активную гражданскую позицию в отношении нарушений природоохранность норм поведения.

3. Режим работы объединения « Увлекательная химия»

Данная программа рассчитана на 2 года обучения и предусматривает последовательность изложения материал на основании тематического подхода.

Учебная нагрузка:

1 год обучения (8 классы, 13-14 лет) - 4 ч. в неделю, всего 144 ч. в год.

2 год обучения (9 классы, 14-15 лет) - 4 ч. в неделю, всего 144 ч. в год.

Программа рассчитана на средний возраст детей.

Количество воспитанников в группах:

- 1год обучения - 15 человек.

- 2 год обучения - 15 человек.

Продолжительность занятий - 45 минут, два раза в неделю.

Для реализации программы используются различные методы обучения и воспитания:

- словесные (используются для теоретических занятий в форме беседы, лекции, семинаров, деловых игр);

- наглядные (просмотр фото-видеоматериалов);

- практические (выполнение различных практических работ и исследований, проведение

экскурсий);

- участие в различных акциях, массовых мероприятиях, конкурсах;

- тренинги и тестирование.

По количеству учащихся программой предусматривается фронтальная, групповая, индивидуальная и самостоятельная формы обучения.

Фронтальная форма применяется при работе с информационным материалом во время теоретической части занятия, когда весь коллектив слушает и воспринимает новую информацию, участвует в ее обсуждении, в восприятии явлений окружающего мира, при обобщении и обсуждении итогов занятия.

Групповая форма обучения применяется когда:

а) группа учащихся выбирает ситуацию и старается ее разрешить;

б) решается групповая задача, и принимаются совместные решения.

Индивидуальная форма обучения применяется параллельно с коллективной формой проведения занятий в виде индивидуальных консультаций для :

а) одаренных детей, идущих впереди программы или выполняющих дополнительные задания;

б) учащихся, испытывающих затруднения в какой-либо момент выполнения задачи.

Самостоятельная форма. Процесс накопления знаний, умений, навыков, необходимых для усвоения программы, наиболее удачно осуществляется через реферативную работу и защиту проектов. При работе над рефератом происходит развитие оценочного мышления, формирование навыков анализа, синтеза, обобщения и умения работать с учебной и специальной литературой. Проектная деятельность служит для компетентностного мышления.





2 Этапы педагогического контроля.

1. входящий контроль - педагог фиксирует знания ребенка в начале года;

2. промежуточный контроль - чему научился, как изменился обучающийся за полугодие;

3. итоговый контроль - уровень ЗУН, творческого роста, достижение ребенка за учебный год.

Оцениваем уровень знаний, умений и навыков в баллах: от 3 до 5, от среднего до очень высокого уровня.

В таблице достижений отмечаем уровень личных достижений и участия в мероприятиях коллектива, юннатского отдела, ЦВР; конкурсных мероприятиях разного уровня.

1 год обучения

Тема

Какие знания, умения и навыки контролируются

Формы контроля

Химия у нас дома. Вещества.

Свойства, превращения, применение веществ, которые есть у нас в домашней лаборатории ( на кухне).

Викторина

Чудесные превращения.

Правила техники безопасности при эксперименте.

Практическая работа

2 год обучения

Тема

Какие знания, умения и навыки контролируются

Формы контроля


Строение органических веществ

Модели строения органических веществ из отходного материала.


Практическая работа

Из истории органической химии

Биография. Творчество. Ученых химиков-органиков

Оформление рефератов

Мир полимеров

Влияние углеводов на окружающую среду.

Тест

3.Ожидаемые результаты образовательного процесса

1 год обучения


Обучающиеся должны знать


Обучающиеся должны уметь

- правила техники безопасности при работе с веществами(кислотами, солями, основаниями, оксидами);

- простые и сложные вещества;

- способы получения веществ ;

- основные загрязнители окружающей среды.

- характеризовать хим. элементы по таблице Д. И. Менделеева;

- распознавать вещества;

- собирать приборы для получения веществ;

-составлять уравнения, расставлять коэффициенты.

2 год обучения


Обучающиеся должны знать


Обучающиеся должны уметь

- строение органических веществ;

- основные положения теории строения органических веществ;

- свойства органических веществ, получение, применение;

-основные загрязнители окружающей среды.

-решать экспериментальные и теоретические задачи;

- уметь применять теоретические знания на практике;

- соблюдать технику безопасности при работе с органическими веществами;

- распознавать органические вещества;

- уметь моделировать приборы для получения органических веществ.

4.Психологическое сопровождение программы.

Важной частью программы является психологическая дигностика, предназначенная для изучения уровня самооценки, индивидуальных особенностей, сплоченности коллектива и оценки его морально-психологического климата. Знание результатов диагностики облегчает выбор оптимальной формы взаимодействия педагога с воспитанниками.

Часть методик педагог проводит самостоятельно, часть - с привлечением педагога-психолога. Диагностика личностных особенностей, межличностных отношений, морально-психологического климата коллектива проводится психологом и педагогом с помощью специально подобранных методик.

Диагностика ЗУН.

Личная карта учета успеваемости помогает педагогу отслеживать уровень знаний, умений и навыков и личного творческого роста ребенка на протяжении всего периода освоения программного материала.

Карта творческого роста обучающихся (КТР) рассчитана на весь курс обучения. Заполняется педагогом периодически на каждом году обучения, чтобы педагог мог составить полную картину личностного роста обучающегося, выявить особенности этого процесса на протяжении всех лет обучения в данном коллективе и корректировать данный процесс.



6.Условия реализации программы

Для успешной организации учебного процесса необходимы:

Методическое и дидактическое обеспечение: пособия для педагогов и детей,

учебная литература: хим. оборудование, реактивы (кислоты, соли, основания, оксиды, органические вещества), справочники, учебные пособия. Модели неорганических и органических веществ, аудио - видео средства, раздаточные материалы, индивидуальные задания.

Кадровое обеспечение: для успешной реализации программы желательно наличие специалистов с химическим образованием

Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий, химическое оборудование, наличие хим. реактивов, журнал по технике безопасности, канцтовары, видеомагнитофон, телевизор, видеокассеты.

компьютер (минимум 1).

7. Массовые мероприятия

В течение года планируется участие детей в массовых мероприятиях эколого-биологической направленности. Для успешной реализации программы необходимо сделать, коллектив дружным и сплоченным, этому поможет участие в различных мероприятиях, которые носят познавательный и воспитательный характер.

Наименование

Срок и место проведения

Цель

1.

День рождения объединения « Увлекательная химия»


октябрь

Создание традиций, сплочение детей, организация досуга.

2.

Игровая программа «Посвящения в химики» (для 1 группы обучения)


ноябрь

Сплочение детей, организация досуга, знакомство с химическими веществами.

3.

Новогодняя игровая программа

декабрь

Сплочение детей, организация досуга.

4.

Акция «Птичьи хлопоты»


январь-март

Привлечение внимания к проблемам зимующих птиц, пропаганда охраны птиц.

5.

Выставка творческих работ по химии за год.

апрель

Формирование у детей чувства ответственности по работе с веществами.


8. Работа с родителями

Виды работ

Срок

Задачи


1.

Родительские собрания в объединении «Увлекательная химия»


Май-июнь

Решение организационных вопросов, подведение итогов, подготовка к экскурсиям. Планирование на следующий год.

2.

Открытые занятия в объединении Увлекательная химия»

По графику

Знакомство с требованиями и результатам учебной программы.

3.

Консультации для родителей

В течение года

Решение совместных задач по воспитанию детей.


.4.

Привлечение родителей к посильному участию в жизни объединения «Увлекательная химя» (оформление кабинета, организация и участие в праздниках, конкурсах, выставках, экскурсиях, акциях, лекциях и т.д.)



В течение года

Решение совместных задач по воспитанию и организации досуга детей.



5.

Проведение в детских объединениях совместных тематических вечеров:

- День матери;

- День защитника отечества;

- Международный женский день;

- Новогодние праздники.

Сентябрь

Февраль

Март

Декабрь

Воспитание чувства уважения, любви к родителям, чувства нравственности, патриотизма.

Содействие в раскрытие индивидуальности каждого ребёнка.




9 .Список используемой литературы.

Для педагогов:

1. Журналы «Химия в школе. Химия и жизнь»2. Журналы «Экологическое образование»

3. В. И. Соболевский. Замечательные минералы. М. 1983 г..

5. С.И. Венецкий. Рассказы о металлах. М.» Просвещение». 1986 г.

6. В. Н. Алексинский. Занимательные опыты по химии. М. « Просвещение», 1995 г.

7.В.В.Сорокин Э.Г. Злотников. Как ты знаешь химию? Л. 1987г.

Для обучающихся:

1. Д. И. Шкурко. Забавная химия. Изд. « Детская лит.» Л. 1966.

2. Атлас Самарской области. Федеральная служба геодезии и картографии. 1999.

3. Детский экологический журнал «Свирель» для чтения в кругу семьи и в школе.

Популярный литературно-художественный альманах экологической направленности «Лазурь».

5. О. С. Габриелян. Химия - 8, 9. М. « Дрофа». 2010- 11 г.

6. Энциклопедия «Я познаю мир». - М., Астель, изд. АСТ, 2001.


© 2010-2022