Реакции ионного обмена и условия протекания

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Реакции ионного обмена и условия их протекания»

Класс: 9

Цель урока: Углубить изучение реакции обмена, заложенные в курсе 8 класса; сформировать понятие необратимых реакций ионного обмена. Выяснить условия протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов до конца.

Задачи урока:

Образовательные:

повторить типы химических реакций, признаки их протекания;

формировать знания о реакциях ионного обмена, протекающих с образованием конечного продукта;

формировать умения составления полного и сокращенного ионного уравнений на основе молекулярного;

Воспитательные:

воспитание активной личности: умения проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию, быть коммуникативным;

активизация познавательной деятельности учащихся в групповой работе по разрешению проблемной ситуации;

способствование формирования коммуникативных способностей учащихся;

создание ситуации успеха.

воспитывать толерантные отношения в группе, классе.

Развивающие:

развитие мышления, речи, творческих способностей, познавательного интереса к предмету;

развитие навыков работы с химическими реактивами; соблюдая правила безопасной работы с ними;

развитие умения выдвигать гипотезы, анализировать полученные результаты, делать выводы.

развивать умение логично излагать свою точку зрения;

учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку;

развивать умение получать информацию, в том числе и с помощью информационных технологий.

Учащиеся знают:

· Обратимые и необратимые реакции обмена

· Правила составления ионных уравнений реакций

· Правила Бертолле

· Признаки химических реакций обмена

Учащиеся умеют:

Составлять ионные уравнения реакции на основе молекулярных

Пользоваться таблицей растворимости кислот, солей и оснований

Проводить лабораторный опыт.

Основные понятия и термины урока:

Ионы, катионы, анионы, электролит, ионное уравнение реакции, правило Бертолле.

Подробное описание урока

Классу предлагается побывать на уроке алхимии.

  1. Вспоминайка.

Типы химических реакций. Вспомнить типы химических реакций по числу и составу исходных веществ.

Признаки химических реакций. а). дописать правые части уравнений; б) определить признаки реакций; в)расставьте коэффициенты. (Демонстрация лабораторных опытов).

Na2CO3 + HCL = NaCL + H2O + CO2

CuSO4 + NaOH = Cu (OH)2↓ +Na2SO4

NaOH + HCI = NaCI + H2O (добавить фенолфталеин)

Лабораторный опыт. Демонстрация учителем опытов.

а) определить признаки реакций;

б) составить уравнения реакции и расставить коэффициенты

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + HCl

Na2CO3 + HCL = NaCL + H2O + CO2

NaOH + HCl= NaCl + H2O

MgCl2 + Na2SO4 ó2NaCl + MgSO4

По таблице растворимости кислот, солей, оснований определить какие соли растворимы, какие нет.

  1. Классификация реакций ионного обмена.

  • Необратимые (идущие до конца)

а) с выпадением осадка; BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl (молекулярное уравнение)

Ba2++2Cl-+ 2Н ++SO42-=BaSO4+2Н ++2Cl- (полное ионное уравнение)

Ba2+ + SO42- = BaSO4(сокращенное ионное уравнение)

б) с выделением газа; Na2CO3+H2SO4=Na2SO4+H2O+CO2 (молекулярное уравнение)

2Na++CO32- +2H++SO42-=2Na++SO42-+H2O+CO2 (полное ионное уравнение)

2H+ + CO32- = H2O+CO2(сокращенное ионное уравнение)

в) с образованием малодиссоциируемого вещества (к примеру, молекулы воды).

2 NaOH + H2SO4= Na2SO4 + 2 H2O (молекулярное уравнение)

2Na++2OH-+2H++SO42- =2Na+ +SO42-+2H2O (полное ионное уравнение)

2H+ +2ОH- = 2H2O(сокращенное ионное уравнение)


  • Обратимые. В результате реакции не образуются малодиссоциирующие вещества или неэлектрлиты.

MgCl2 + Na2SO4 ó2NaCl + MgSO4 (молекулярное уравнение)

Mg 2+ +2Cl- + 2Na + + SO42- ó 2Na + + 2Cl- + Mg 2+ +SO42-

(полное ионное уравнение). Обмен не окончательный, получаются смеси солей. Сокращенное ионное уравнение не составляется!


  1. Физминутка


  1. Алгоритм составления реакций ионного обмена (РИО) в молекулярном, полном и кратком ионном виде

Алгоритм составления уравнений реакций ионного обмена:

1) Записывают уравнение в молекулярном виде и расставляют коэффициенты:

Реакции ионного обмена и условия протекания.

2) Записывают уравнение в ионном виде.

Для этого необходимо посмотреть в таблицу растворимости. Если вещество растворимо - его записывают в виде ионов (на пересечение которых смотрели, чтобы определить растворимо ли вещество). Если вещество нерастворимо - записывают в молекулярном виде:

Хлорид бария - растворим, значит записываем его в виде ионов бария и хлора. При этом необходимо помнить о коэффициентах и индексах (BaCl2 состоит из бария и 2-х хлоров, поэтому индекс «2» мы будем ставить перед анионами хлора):

Реакции ионного обмена и условия протекания.

Смотрим на растворимость серной кислоты - растворима, записываем в виде протонов водорода и сульфат-анионов (т.к. в серной кислоте 2 атома водорода - значит, при её диссоциации образуется 2 протона):

Реакции ионного обмена и условия протекания.

Далее переходим к продуктам реакции и снова смотрим, растворимы ли они. Сульфат бария - не растворим, значит, его мы записываем в молекулярном виде:

Реакции ионного обмена и условия протекания.

Соляная кислота: растворима, записываем в виде ионов. Т.к. перед формулой стоит коэффициент «2» - мы ставим его и перед ионами:

Реакции ионного обмена и условия протекания.

уравнение в ионном виде.

3) Составляем уравнение в сокращённом ионном виде. Для этого мы вычёркиваем те ионы, которые повторяются слева и справа (т.е. не участвуют в реакции):

Реакции ионного обмена и условия протекания.

Оставшиеся частицы переписываем. Это и будет сокращённым ионным уравнением:

Реакции ионного обмена и условия протекания.

В результате взаимодействия катионов бария с сульфат-анионами образуется нерастворимое в воде соединение - сульфат бария (осадок белого цвета)

Правило Бертолле.

Реакции обмена в растворах электролитов возможны только тогда, когда в результате реакции образуется либо твердое малорастворимое вещество, либо газообразное, либо малодиссоциирующее, то есть слабый электролит.


  1. Выбрать правильный ответ из тренажера

  1. в каком случае образуется не растворимая соль.

  2. в каком из вариантов образуется соль и щелочь.

  3. при взаимодействии каких веществ между собой образуется осадок.

Подчеркнуть одной чертой катионы, двумя чертами - анионы, входящие в состав реагентов. Зачеркнуть крестиком формулы нерастворимых веществ. Дописать уравнения реакции.

NaOH + K2SO4=

NaOH + NH4NO3 =

NaOH + ZnS =

ZnS + HCl =


  1. Домашнее задание. Повторить тему урока.


© 2010-2022