- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока по химии на тему Основания
Конспект урока по химии на тему Основания
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Азарова О.В. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Азарова О.В.
Конспект урока химии 8 класс
Тема занятия: Основания: классификация, физические свойства и номенклатура.
Место урока в теме: II урок в теме «Основные классы неорганических соединений»
Цель урока: сформировать представления о составе, номенклатуре, физических свойствах оснований, действии оснований на индикаторы.
Задачи урока:
-
Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков.
-
Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.
-
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности; развивать интерес к знаниям, культуры общения, сотрудничества.
-
Здоровьесберегающие: формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
Место проведения занятия: кабинет химии.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Формы организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник «Химия 8» / Кузнецова Н. Е., Титова И. М., «Таблица растворимости кислот, оснований, солей», инструктивные карточки для проведения лабораторных опытов, компьютер, проектор.
Реактивы и оборудование:
-
штативы с пробирками;
-
твердые гидроксид калия KOH, гидроксид меди (II) Cu(OH)2, гидроксид кальция Ca(OH)2, гидроксид железа (III) Fe(OH)3, гидроксид калия KOH;
-
раствор гидроксида натрия NaOH;
-
химические стаканчики с водой;
-
стеклянные палочки;
-
индикаторы: растворы метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмуса;
на учительском столе: пульверизатор с раствором аммиака и лист белой бумаги с предварительно смоченной раствором фенолфталеина, а затем высушенной, надписью «основания».
Тип занятия:
-
по основной дидактической цели: урок изучения нового материала
-
по основным этапам учебного процесса: комбинированный
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I Организационный этап
Приветствует обучающихся, определяет их готовность к работе на уроке.
Приветствуют учителя, знакомятся с раздаточным материалом к уроку.
II Проверка/актуализация знаний
Задает вопросы:
-
С каким классом неорганических соединений мы с вами познакомились на прошлом уроке?
-
Что такое оксиды?
-
На какие группы делят оксиды?
-
Приведите примеры оксидов.
Контролирует чтобы за верный ответ учащиеся выставляли на полях рабочей тетради по 1 баллу
На доске/на слайде приводит формулы веществ:
NaOH, Al, CO2, O3, Fe(OH)3, SO3, MgO, Ba(OH)2, K2O
Задание учителя:
-
Выберите из списка простые вещества, запишите их в строчку под цифрой «1».
-
Выберите из списка кислотные оксиды и запишите их под цифрой «2».
-
Выберите из списка основные оксиды и запишите их под цифрой «3».
-
Назовите оксиды.
Демонстрирует слайды с эталонами ответов.
-
Простые вещества: Al, O3
-
Кислотные оксиды: CO2 - оксид углерода (IV), SO3 - оксид серы (VI)
-
Основные оксиды: MgO - оксид магния, K2O - оксид калия
Контролирует чтобы учащиеся выставляли на полях рабочей тетради баллы.
Фронтальная работа. Слушают, отвечают на вопросы учителя, анализируют правильность ответов одноклассников, корректируют неточности в ответах одноклассников.
За правильный ответ учащийся получает по 1 баллу, фиксирует его на полях своей рабочей тетради.
Индивидуальная работа в рабочих тетрадях.
-
Выбирают из списка простые вещества.
-
Выбирают из списка кислотные и основные оксиды, называют их.
Самопроверка по эталону на слайде:
1балл - правильно выписаны формулы простых веществ по заданным пунктам
1 балл - правильно названы оксиды
Учащиеся выставляют на полях рабочей тетради полученные баллы.
III Стадия вызова
Задает вопросы фронтально:
-
Какие вещества вы не выписали из списка?
-
Сравните их состав, что общего и какие различия?
-
Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу?
-
Как именно называется этот класс соединений мы узнаем после эксперимента
Демонстрирует эксперимент:
Пульверизатором с раствором аммиака опрыскивает лист белой бумаги и на нем появляется малиновая надпись темы урока «ОСНОВАНИЯ»
-
Давайте попытаемся сформулировать тему, цель и задачи нашего урока.
-
Демонстрирует слайд с целями и задачами урока после озвучивания их учащимися.
1. Выписывают оставшиеся вещества, сравнивают их состав, выявляют черты сходства и различия.
2. Делают вывод о существовании нового класса веществ.
3. Наблюдают за экспериментом.
3. Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
4. Формулируют цели и задачи урока:
-
Дать определение понятию «основания»
-
Познакомиться с составом, классификацией и образцами оснований
-
Изучить их физические свойства.
-
Научиться составлять формулы оснований, называть их.
-
Исследовать действие индикаторов на основания (с термином «индикатор» ребята познакомились на предыдущем уроке)/уметь распознавать основания среди других веществ.
IV. 1 Стадия осмысления
-
Помогает учащимся сформулировать определение «основания» (фронтальная работа)
-
Демонстрирует слайд с определением и общей формулой оснований.
Основания - это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп. Число годроксогрупп определяется валентностью металла.
Общая формула оснований:
Me(OH)n
Me - знак элемента металла
OH - гидроксильная группа (валентность равна I)
n -число гидроксильных групп = валентности металла
n =1 - 3
-
Формулируют понятие основания путем анализа выписанных формул.
-
Выводят общую формулу оснований.
-
Самопроверка собственного определения и формулы с эталоном в учебнике (§ 36)/на слайде.
-
Организует работу в парах по инструктивным карточкам № 1 (приложение 1).
-
Помогает при необходимости, разъясняет непонятные моменты.
-
Демонстрирует слайд с верными ответами:
Ca(OH)2 - гидроксид кальция
Fe(OH)3 - гидроксид железа (III)
NaOH - гидроксид натрия
Гидроксид лития -LiOH
Гидроксид меди (II) - Cu(OH)2
Гидроксид бария - Ba(OH)2
-
Демонстрирует слайд для первичного закрепления знаний по номенклатуре оснований, контролирует выставление баллов за верные ответы.
Задание: установите соответствие между формулой основания и его названием
Mg(OH)2
Гидроксид меди (I)
CuOH
Гидроксид магния
KOH
Гидроксид калия
-
Работа в парах по инструктивным карточкам № 1. (приложение 1)
-
Сравнивают свои ответы с эталоном на слайде, выставляют себе баллы за правильно выполненную работу.
1 балл - правильно названы все основания
1балл - правильно написаны формулы гидроксидов
-
По желанию участвуют в выполнении задания, получают балл за верный ответ. Остальные учащиеся слушают, анализируют правильность ответов одноклассников, корректируют неточности в ответах.
Физминутка
Называет формулы оксидов и оснований.
NaOH, BaO, Cu(OH)2, SO2, P2O5, Fe(OH)3, K2O, LiOH
Встают. Если названа формула оснований, поднимают руки вверх. Если назван другой класс соединений, трясут кистями перед собой.
IV. 2 Стадия осмысления
-
Делит класс на 2 группы (по желанию учащихся).
-
Дает задания группам:
1 группа по инструктивной карточке № 2 Лабораторный опыт «Физические свойства оснований» (Приложение 2).
2 группа работает с инструктивной карточкой № 3 Лабораторный опыт «Изменение окраски индикаторов в растворах оснований» (Приложение 2)
-
Координирует и направляет работу групп.
-
Осуществляет помощь в случае затруднения.
-
Контролирует выполнение правил техники безопасности при работе с реактивами и лабораторным оборудованием.
-
Проверка работы групп:
-
2 балла - успешный отчет о работе группы, тому кто представляет работу своей группы.
-
С учащимися анализирует демонстрационный эксперимент, проведенный в начале урока, на основании полученных ребятами знаний о действии индикаторов на основания.
-
Подводит к определению понятия щелочи, знакомит с «Таблицей растворимости кислот, оснований, солей»
-
Демонстрирует слайд с кластером «Применение оснований» (приложение 3), подготовленным группой ребят по материалам, выданным учителем (приложение 4)
-
Выполняют работу в группах по инструктивным карточкам, обсуждают результаты работы вначале в своей группе, а затем делятся новыми знаниями со второй группой.
-
Участвуют в обсуждении, контролируют и оценивают действия партнеров.
-
Обобщают результаты своей деятельности, делают выводы физических свойствах оснований, их классификации и действии индикаторов на основания.
-
Анализируют демонстрационный эксперимент, проведенный учителем на стадии вызова, на основании полученных знаний о действии индикаторов на основания.
-
Выставляют баллы за успешную работу.
-
Знакомятся с понятием «щелочь», делают запись в тетрадь:
-
Щелочь - это растворимое основание.
-
Знакомятся с таблицей растворимости, находят ее в своем учебнике.
-
По кластеру «Применение оснований» знакомятся с применением оснований (приложение 3).
-
Учащиеся, подготовившие кластер к уроку, получают по 2 балла.
V Закрепление
-
Демонстрирует слайд с игрой «третий лишний»
1. Гидроксид, основание, оксид
-
NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2
-
LiOH, Zn(OH)2, Mg(OH)2
-
Фенолфталеин, индикатор, гидроксид.
-
Н2SO4, Сa(OH)2, HCl
-
Демонстрирует ответы, обсуждает их с учащимися
-
Оксид.
-
Cu(OH)2 т.к. это нерастворимое основание, а остальные соединения - щелочи.
-
LiOH т.к. это щелочь, а все остальные - нерастворимые основания.
-
Гидроксид.
-
Сa(OH)2 т.к. только это вещество является оксидом.
3.Учитель акцентирует внимание учащихся на формулах Н2SO4 и HCl и сообщает что с этим классом веществ ребята познакомятся на следующем уроке.
-
Индивидуально в тетрадях пишут ответы.
-
Фронтально обсуждают.
-
Самопроверка и выставление баллов:
1 балл за каждый верный ответ.
VI Рефлексия
-
Вернуться к задачам урока и проанализировать все ли они выполнены
-
Предлагает составить синквейн по материалу урока. Исходное слово - «основания»
-
Проводят совместно с учителем анализ.
-
Составляют синквейн.
Например:
-
Основания.
-
Растворимые, нерастворимые
-
Состоят, разъедают, применяются.
-
Класс неорганических соединений.
-
Гидроксиды.
VII Подведение итогов урока
-
Выставляет отметки.
-
Задает задание на дом.
Самооценка работы на уроке:
9 - 10 баллов - «5»
7 - 8 баллов - «4»
5 - 6 баллов - «3»
VIII Домашнее задание
Базовый уровень: § 36, упражнения 1, 3
Повышенный уровень: § 36, упражнения 1, 2, 3; начать создавать «Lapbook» на тему «Основания»
Примечание: «Lapbook» окончательно создается после изучения химических свойств оснований
Записывают домашнее задание в дневниках, делают выбор уровня и вида домашнего задания
Приложение 1
Инструктивная карточка №1.
-
Запишите определение и общую формулу оснований в тетрадь.
-
Изучите алгоритм составления названий оснований (стр 118, § 36)
-
Пользуясь информацией, из учебника назовите основания: Ca(OH)2, Fe(OH)3, NaOH.
-
Составьте формулы оснований по названиям: гидроксид лития, гидроксид меди (II), гидроксид бария.
Приложение 2
Инструктивная карточка № 2.
Лабораторный опыт «физические свойства оснований»
Техника безопасности: основания - очень едкие соединения. Раствор оснований оставляет скользкое ощущение на коже и жжение. При попадании вещества на кожу, следует смыть его проточной водой или раствором уксусной кислоты.
-
Проверьте наличие необходимого оборудования: штатив с пробирками, стеклянная палочка, твердые гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид кальция, гидроксида железа (III), гидроксида калия, вода.
-
Рассмотрите выданные вещества.
-
Заполните первые 3 столбика таблицы.
-
Прилейте в 3 пробирки воды до половины каждой пробирки. Поместите в каждую из них по одному основанию. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой. Опишите растворимость веществ в четвёртом столбике таблицы.
-
Сделайте вывод о растворимости оснований. Можно ли растворимость оснований считать критерием для классификации? Заполните кластер.
-
Допишите вывод по работе.
-
Название основания
Формула основания
Цвет вещества
Растворимость
ОСНОВАНИЯ
малорастворимые
Fe(OH)3
NaOH
Вывод:
Физические свойства оснований:
Основания - ____ (отметьте агрегатное состояние) вещества _______ цвета с различной _______ в воде.
Примечание: в классах с хорошей подготовкой учащиеся формулируют вывод самостоятельно (без эталона ответа).
Инструктивная карточка № 3
Лабораторный опыт
«Изменение окраски индикаторов в растворах оснований»
Проблема: на заводе по производству твердого мыла стерлись этикетки с двух склянок. В одной из них находился раствор гидроксида натрия, а в другой дистиллированная вода. Как с помощью индикаторов можно распознать эти вещества?
Техника безопасности: основания - очень едкие соединения. Раствор оснований оставляет скользкое ощущение на коже и жжение. При попадании вещества на кожу, следует смыть его проточной водой или раствором уксусной кислоты.
-
Проверьте наличие необходимого оборудования: раствор гидроксида натрия NaOH, стаканчики с водой, растворы метилового оранжевого фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.
-
Налейте в 3 пробирки раствор гидроксида натрия до половины пробирки.
-
Прилейте в первую пробирку раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска?
-
Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
-
Прилейте в 3-ю пробирку раствор лакмуса. Как изменилась окраска?
-
Проделайте эти же действия с водой.
-
Заполните таблицу.
-
Сделайте вывод по работе.
-
Индикатор
Цвет индикатора в воде
Цвет индикатора в щелочи
-
Метиловый оранжевый
-
Фенолфталеин
-
Лакмус
-
Вывод: в растворе щелочи свою окраску изменяет только индикатор _______, приобретая ______ окраску. Именно при помощи этого индикатора можно _________.
Примечание: в классах с хорошей подготовкой учащиеся формулируют вывод самостоятельно.
Приложение 3
Кластер «Применение оснований»
Производство твердого мыла
Производство кожи
Определение CO2 в газах
Гидроксид натрия
(едкий натр)
Фармацевтика
Гидроксид бария
(баритовая вода)
Производство бумаги
Применение
оснований
Очистка нефти
В строительстве
«варка» стекла
Гидроксид кальция
(гашенная известь)
Гидроксид калия
(едкий кали)
Производство
бумаги
Для распознавания CO2
Производство жидкого мыла
Борьба с вредителями с/х культур
Очистка нефти
Приложение 4
Задание к уроку: составить кластер «Применение оснований»
Гидроксид натрия
Что за вещество скрывается под названиями "алкаль", "едкая щелочная соль", "каустик", "каустическая сода"? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название - едкий натр, предложенное еще в 1807 году русским химиком Александром Ивановичем Шерером. В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть "каустиком" (от греческого "каустикос" - жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01-0,02г наступает смерть в первые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги.
Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике и в производстве бумаги.
Гидроксид калия
Называют "едкое кали" по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при "варке" тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла, при очистке нефти.
Гидроксид кальция
В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: "воздушная", или "негашеная известь", "известковое молоко", "известковая вода". Негашеная известь - это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь - это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко - суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых.
Оксид кальция можно использовать для простейшей химической грелки: два пакетика, один большой, другой - маленький, из водонепроницаемого и химически стойкого материала. Чтобы грелка заработала, заполняют негашеной известью маленький пакет и добавляют в него немного воды. Потом пакет тщательно закрывают, вставляют в большой и еще раз закупоривают. Грелка готова.
Гидроксид кальция входит в состав "бордосской жидкости" в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур.
Применяется для распознавания углекислого газа.
Гидроксид бария
Гидроксид бария - "баритовая вода" - применяют для качественного и количественного определения содержания углекислого газа в газах.