Конспект урока по химии на тему Основания

Данный урок проводится по технологии развития критичекого мышления через чтение и письмо. Используемые приемы: заполнение кластера, таблиц, составление синквейна. В конспекте четко прослеживаются все три фазы урока по ТРКМ: стадия вызова, стадия осмысления и стадия рефлексии. В ходе урока учащиеся выполняют лабораторную работу, работают в группах и в парах. В середине урока проводится физкультминутка соответствующая теме урока. В работе представлены инструктивные карточки для работы каждой групп...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Азарова О.В.

Конспект урока по химии на тему Основания

Конспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему Основания

Конспект урока по химии на тему Основания

Конспект урока по химии на тему Основания

Конспект урока по химии на тему Основания

Конспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока по химии на тему ОснованияКонспект урока химии 8 класс



Тема занятия: Основания: классификация, физические свойства и номенклатура.

Место урока в теме: II урок в теме «Основные классы неорганических соединений»

Цель урока: сформировать представления о составе, номенклатуре, физических свойствах оснований, действии оснований на индикаторы.

Задачи урока:

  • Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков.

  • Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

  • Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности; развивать интерес к знаниям, культуры общения, сотрудничества.

  • Здоровьесберегающие: формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

Место проведения занятия: кабинет химии.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник «Химия 8» / Кузнецова Н. Е., Титова И. М., «Таблица растворимости кислот, оснований, солей», инструктивные карточки для проведения лабораторных опытов, компьютер, проектор.

Реактивы и оборудование:

  • штативы с пробирками;

  • твердые гидроксид калия KOH, гидроксид меди (II) Cu(OH)2, гидроксид кальция Ca(OH)2, гидроксид железа (III) Fe(OH)3, гидроксид калия KOH;

  • раствор гидроксида натрия NaOH;

  • химические стаканчики с водой;

  • стеклянные палочки;

  • индикаторы: растворы метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмуса;

на учительском столе: пульверизатор с раствором аммиака и лист белой бумаги с предварительно смоченной раствором фенолфталеина, а затем высушенной, надписью «основания».

Тип занятия:

  • по основной дидактической цели: урок изучения нового материала

  • по основным этапам учебного процесса: комбинированный



ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Организационный этап

Приветствует обучающихся, определяет их готовность к работе на уроке.

Приветствуют учителя, знакомятся с раздаточным материалом к уроку.

II Проверка/актуализация знаний

Задает вопросы:

  1. С каким классом неорганических соединений мы с вами познакомились на прошлом уроке?

  2. Что такое оксиды?

  3. На какие группы делят оксиды?

  4. Приведите примеры оксидов.

Контролирует чтобы за верный ответ учащиеся выставляли на полях рабочей тетради по 1 баллу


На доске/на слайде приводит формулы веществ:

NaOH, Al, CO2, O3, Fe(OH)3, SO3, MgO, Ba(OH)2, K2O

Задание учителя:

  1. Выберите из списка простые вещества, запишите их в строчку под цифрой «1».

  2. Выберите из списка кислотные оксиды и запишите их под цифрой «2».

  3. Выберите из списка основные оксиды и запишите их под цифрой «3».

  4. Назовите оксиды.

Демонстрирует слайды с эталонами ответов.

  1. Простые вещества: Al, O3

  2. Кислотные оксиды: CO2 - оксид углерода (IV), SO3 - оксид серы (VI)

  3. Основные оксиды: MgO - оксид магния, K2O - оксид калия


Контролирует чтобы учащиеся выставляли на полях рабочей тетради баллы.

Фронтальная работа. Слушают, отвечают на вопросы учителя, анализируют правильность ответов одноклассников, корректируют неточности в ответах одноклассников.

За правильный ответ учащийся получает по 1 баллу, фиксирует его на полях своей рабочей тетради.


Индивидуальная работа в рабочих тетрадях.

  1. Выбирают из списка простые вещества.

  2. Выбирают из списка кислотные и основные оксиды, называют их.


Самопроверка по эталону на слайде:

1балл - правильно выписаны формулы простых веществ по заданным пунктам

1 балл - правильно названы оксиды


Учащиеся выставляют на полях рабочей тетради полученные баллы.

III Стадия вызова

Задает вопросы фронтально:

  1. Какие вещества вы не выписали из списка?

  2. Сравните их состав, что общего и какие различия?

  3. Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу?

  4. Как именно называется этот класс соединений мы узнаем после эксперимента

Демонстрирует эксперимент:

Пульверизатором с раствором аммиака опрыскивает лист белой бумаги и на нем появляется малиновая надпись темы урока «ОСНОВАНИЯ»

  1. Давайте попытаемся сформулировать тему, цель и задачи нашего урока.

  2. Демонстрирует слайд с целями и задачами урока после озвучивания их учащимися.

1. Выписывают оставшиеся вещества, сравнивают их состав, выявляют черты сходства и различия.

2. Делают вывод о существовании нового класса веществ.

3. Наблюдают за экспериментом.

3. Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

4. Формулируют цели и задачи урока:

  • Дать определение понятию «основания»

  • Познакомиться с составом, классификацией и образцами оснований

  • Изучить их физические свойства.

  • Научиться составлять формулы оснований, называть их.

  • Исследовать действие индикаторов на основания (с термином «индикатор» ребята познакомились на предыдущем уроке)/уметь распознавать основания среди других веществ.

IV. 1 Стадия осмысления

  1. Помогает учащимся сформулировать определение «основания» (фронтальная работа)

  2. Демонстрирует слайд с определением и общей формулой оснований.

Основания - это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп. Число годроксогрупп определяется валентностью металла.

Общая формула оснований:

Me(OH)n

Me - знак элемента металла

OH - гидроксильная группа (валентность равна I)

n -число гидроксильных групп = валентности металла

n =1 - 3

  1. Формулируют понятие основания путем анализа выписанных формул.

  2. Выводят общую формулу оснований.

  3. Самопроверка собственного определения и формулы с эталоном в учебнике (§ 36)/на слайде.


  1. Организует работу в парах по инструктивным карточкам № 1 (приложение 1).

  2. Помогает при необходимости, разъясняет непонятные моменты.

  3. Демонстрирует слайд с верными ответами:

Ca(OH)2 - гидроксид кальция

Fe(OH)3 - гидроксид железа (III)

NaOH - гидроксид натрия

Гидроксид лития -LiOH

Гидроксид меди (II) - Cu(OH)2

Гидроксид бария - Ba(OH)2

  1. Демонстрирует слайд для первичного закрепления знаний по номенклатуре оснований, контролирует выставление баллов за верные ответы.

Задание: установите соответствие между формулой основания и его названием

Mg(OH)2

Гидроксид меди (I)

CuOH

Гидроксид магния

KOH

Гидроксид калия



  1. Работа в парах по инструктивным карточкам № 1. (приложение 1)

  2. Сравнивают свои ответы с эталоном на слайде, выставляют себе баллы за правильно выполненную работу.

1 балл - правильно названы все основания

1балл - правильно написаны формулы гидроксидов

  1. По желанию участвуют в выполнении задания, получают балл за верный ответ. Остальные учащиеся слушают, анализируют правильность ответов одноклассников, корректируют неточности в ответах.

Физминутка

Называет формулы оксидов и оснований.

NaOH, BaO, Cu(OH)2, SO2, P2O5, Fe(OH)3, K2O, LiOH

Встают. Если названа формула оснований, поднимают руки вверх. Если назван другой класс соединений, трясут кистями перед собой.

IV. 2 Стадия осмысления

  1. Делит класс на 2 группы (по желанию учащихся).

  2. Дает задания группам:

1 группа по инструктивной карточке № 2 Лабораторный опыт «Физические свойства оснований» (Приложение 2).

2 группа работает с инструктивной карточкой № 3 Лабораторный опыт «Изменение окраски индикаторов в растворах оснований» (Приложение 2)

  1. Координирует и направляет работу групп.

  2. Осуществляет помощь в случае затруднения.

  3. Контролирует выполнение правил техники безопасности при работе с реактивами и лабораторным оборудованием.

  4. Проверка работы групп:

  5. 2 балла - успешный отчет о работе группы, тому кто представляет работу своей группы.

  6. С учащимися анализирует демонстрационный эксперимент, проведенный в начале урока, на основании полученных ребятами знаний о действии индикаторов на основания.

  7. Подводит к определению понятия щелочи, знакомит с «Таблицей растворимости кислот, оснований, солей»

  8. Демонстрирует слайд с кластером «Применение оснований» (приложение 3), подготовленным группой ребят по материалам, выданным учителем (приложение 4)

  1. Выполняют работу в группах по инструктивным карточкам, обсуждают результаты работы вначале в своей группе, а затем делятся новыми знаниями со второй группой.

  2. Участвуют в обсуждении, контролируют и оценивают действия партнеров.

  3. Обобщают результаты своей деятельности, делают выводы физических свойствах оснований, их классификации и действии индикаторов на основания.

  4. Анализируют демонстрационный эксперимент, проведенный учителем на стадии вызова, на основании полученных знаний о действии индикаторов на основания.

  5. Выставляют баллы за успешную работу.

  6. Знакомятся с понятием «щелочь», делают запись в тетрадь:

  7. Щелочь - это растворимое основание.

  8. Знакомятся с таблицей растворимости, находят ее в своем учебнике.

  9. По кластеру «Применение оснований» знакомятся с применением оснований (приложение 3).

  10. Учащиеся, подготовившие кластер к уроку, получают по 2 балла.

V Закрепление

  1. Демонстрирует слайд с игрой «третий лишний»

1. Гидроксид, основание, оксид

  1. NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2

  2. LiOH, Zn(OH)2, Mg(OH)2

  3. Фенолфталеин, индикатор, гидроксид.

  4. Н2SO4, Сa(OH)2, HCl



  1. Демонстрирует ответы, обсуждает их с учащимися

  1. Оксид.

  2. Cu(OH)2 т.к. это нерастворимое основание, а остальные соединения - щелочи.

  3. LiOH т.к. это щелочь, а все остальные - нерастворимые основания.

  4. Гидроксид.

  5. Сa(OH)2 т.к. только это вещество является оксидом.

3.Учитель акцентирует внимание учащихся на формулах Н2SO4 и HCl и сообщает что с этим классом веществ ребята познакомятся на следующем уроке.

  1. Индивидуально в тетрадях пишут ответы.

  2. Фронтально обсуждают.

  3. Самопроверка и выставление баллов:

1 балл за каждый верный ответ.

VI Рефлексия

  1. Вернуться к задачам урока и проанализировать все ли они выполнены

  2. Предлагает составить синквейн по материалу урока. Исходное слово - «основания»

  1. Проводят совместно с учителем анализ.

  2. Составляют синквейн.

Например:

  1. Основания.

  2. Растворимые, нерастворимые

  3. Состоят, разъедают, применяются.

  4. Класс неорганических соединений.

  5. Гидроксиды.

VII Подведение итогов урока

  1. Выставляет отметки.

  2. Задает задание на дом.

Самооценка работы на уроке:

9 - 10 баллов - «5»

7 - 8 баллов - «4»

5 - 6 баллов - «3»

VIII Домашнее задание

Базовый уровень: § 36, упражнения 1, 3

Повышенный уровень: § 36, упражнения 1, 2, 3; начать создавать «Lapbook» на тему «Основания»

Примечание: «Lapbook» окончательно создается после изучения химических свойств оснований

Записывают домашнее задание в дневниках, делают выбор уровня и вида домашнего задания



Приложение 1

Инструктивная карточка №1.

  1. Запишите определение и общую формулу оснований в тетрадь.

  2. Изучите алгоритм составления названий оснований (стр 118, § 36)

  3. Пользуясь информацией, из учебника назовите основания: Ca(OH)2, Fe(OH)3, NaOH.

  4. Составьте формулы оснований по названиям: гидроксид лития, гидроксид меди (II), гидроксид бария.

Приложение 2

Инструктивная карточка № 2.

Лабораторный опыт «физические свойства оснований»

Техника безопасности: основания - очень едкие соединения. Раствор оснований оставляет скользкое ощущение на коже и жжение. При попадании вещества на кожу, следует смыть его проточной водой или раствором уксусной кислоты.

  1. Проверьте наличие необходимого оборудования: штатив с пробирками, стеклянная палочка, твердые гидроксид натрия, гидроксид меди (II), гидроксид кальция, гидроксида железа (III), гидроксида калия, вода.

  2. Рассмотрите выданные вещества.

  3. Заполните первые 3 столбика таблицы.

  4. Прилейте в 3 пробирки воды до половины каждой пробирки. Поместите в каждую из них по одному основанию. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой. Опишите растворимость веществ в четвёртом столбике таблицы.

  5. Сделайте вывод о растворимости оснований. Можно ли растворимость оснований считать критерием для классификации? Заполните кластер.

  6. Допишите вывод по работе.


Название основания

Формула основания

Цвет вещества

Растворимость




















ОСНОВАНИЯ




малорастворимые



Fe(OH)3

NaOH



Вывод:

Физические свойства оснований:

Основания - ____ (отметьте агрегатное состояние) вещества _______ цвета с различной _______ в воде.

Примечание: в классах с хорошей подготовкой учащиеся формулируют вывод самостоятельно (без эталона ответа).

Инструктивная карточка № 3

Лабораторный опыт

«Изменение окраски индикаторов в растворах оснований»

Проблема: на заводе по производству твердого мыла стерлись этикетки с двух склянок. В одной из них находился раствор гидроксида натрия, а в другой дистиллированная вода. Как с помощью индикаторов можно распознать эти вещества?

Техника безопасности: основания - очень едкие соединения. Раствор оснований оставляет скользкое ощущение на коже и жжение. При попадании вещества на кожу, следует смыть его проточной водой или раствором уксусной кислоты.

  1. Проверьте наличие необходимого оборудования: раствор гидроксида натрия NaOH, стаканчики с водой, растворы метилового оранжевого фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.

  2. Налейте в 3 пробирки раствор гидроксида натрия до половины пробирки.

  3. Прилейте в первую пробирку раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска?

  4. Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?

  5. Прилейте в 3-ю пробирку раствор лакмуса. Как изменилась окраска?

  6. Проделайте эти же действия с водой.

  7. Заполните таблицу.

  8. Сделайте вывод по работе.

Индикатор

Цвет индикатора в воде

Цвет индикатора в щелочи

  1. Метиловый оранжевый


  1. Фенолфталеин


  1. Лакмус


Вывод: в растворе щелочи свою окраску изменяет только индикатор _______, приобретая ______ окраску. Именно при помощи этого индикатора можно _________.

Примечание: в классах с хорошей подготовкой учащиеся формулируют вывод самостоятельно.

Приложение 3

Кластер «Применение оснований»

Производство твердого мыла

Производство кожи

Определение CO2 в газах

Гидроксид натрия

(едкий натр)

Фармацевтика

Гидроксид бария

(баритовая вода)

Производство бумаги

Применение

оснований



Очистка нефти



В строительстве

«варка» стекла

Гидроксид кальция

(гашенная известь)

Гидроксид калия

(едкий кали)

Производство

бумаги

Для распознавания CO2

Производство жидкого мыла

Борьба с вредителями с/х культур

Очистка нефти





Приложение 4

Задание к уроку: составить кластер «Применение оснований»

Гидроксид натрия

Что за вещество скрывается под названиями "алкаль", "едкая щелочная соль", "каустик", "каустическая сода"? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название - едкий натр, предложенное еще в 1807 году русским химиком Александром Ивановичем Шерером. В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть "каустиком" (от греческого "каустикос" - жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01-0,02г наступает смерть в первые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги.
Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике и в производстве бумаги.

Гидроксид калия

Называют "едкое кали" по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при "варке" тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла, при очистке нефти.

Гидроксид кальция

В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: "воздушная", или "негашеная известь", "известковое молоко", "известковая вода". Негашеная известь - это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь - это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко - суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых.

Оксид кальция можно использовать для простейшей химической грелки: два пакетика, один большой, другой - маленький, из водонепроницаемого и химически стойкого материала. Чтобы грелка заработала, заполняют негашеной известью маленький пакет и добавляют в него немного воды. Потом пакет тщательно закрывают, вставляют в большой и еще раз закупоривают. Грелка готова.

Гидроксид кальция входит в состав "бордосской жидкости" в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур.

Применяется для распознавания углекислого газа.

Гидроксид бария

Гидроксид бария - "баритовая вода" - применяют для качественного и количественного определения содержания углекислого газа в газах.



© 2010-2022