- Преподавателю
- Химия
- Внеклассное мероприятие по химии
Внеклассное мероприятие по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Божкова Л.П. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий мероприятия
Внеклассное мероприятие по химии «Посвящение в химики»
Ведущий: Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Вспомните хотя бы старика Хоттабыча… Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? ВЕДЬ В ЖИЗНИ НИКТО ЕЩЕ НЕ ВСТРЕЧАЛ ВОЛШЕБНИКОВ, НЕ ХОДИЛ С НИМИ ПО УЛИЦАМ, НЕ РАЗГОВАРИВАЛ.
Ведущий: Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что либо чудесное. Наука - вот истинная волшебница наших дней. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром её называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого, она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Она превращает нефть в каучук, бензин; газ - в ткань, уголь - в духи и красители, лекарственные вещества.
Ведущий: Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит и одевает, обувает, наконец предоставляет блага, без которых немыслимо современное цивилизованное общество. Если бы кому - нибудь пришло в голову написать всё о химии во всём её многообразии и великолепии, то под угрозой оказались бы бумажные ресурсы даже высокоразвитого государства. Приложение №1(презентация «Летопись отечественных химических открытий XIXвека»)
Ведущий: Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм - большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций. Сегодня наше первое знакомство с химией. Мы покажем вам сказку, некоторые фокусы. Но предупреждаем: опыты можно проводить , только безупречно соблюдая технику безопасности, строжайший порядок и аккуратность и только в присутствии учителя.
Ведущий: Итак встречайте (на сцене персонажи сказки: царь, царевна - его дочь, женихи заморские и доморощенные, сказочник).
Сказочник:
Расскажу я вам, ребята,
Жил - был в царстве тридевятом
Царь по имени Игнат.
Был он славен и богат,
Да собрался на покой.
У царей закон такой:
Коль собрался на покой,
То и должен свою власть
В руки сына передать.
Но у нашего Игната
С сыновьями не богато,
Или, проще говоря, Только дочка у царя.
К слову скажем, что царевна
Хороша собой безмерно,
Да ещё премудра очень -
С книжками и днём и ночью.
И выходит по всему, Трон достанется тому,
С кем царевна под венцом
Обменяется кольцом.
Царь:
Слушай царский мой указ!
Я велю гонцам тотчас
Передать во все концы,
Чтоб съезжались молодцы,
Свою удаль показать
И удачу испытать.
Кто сумеет удивить,
Тем, чего не может быть,
Тот царевне мужем станет,
Государством будет править!
Сказочник:
Вот у царских у ворот
Собирается народ,
Чтоб удачу испытать,
Свою удаль показать.
Первый молодец:
Собрались мы удивить
Тем, чего не может быть.
В этом честном состязанье
Лучший сможет победить!
А видали ль вы когда,
Как горит огнём вода?
Вот, царевна, я при всех
Запылать заставлю снег!
Демонстрирует опыт «горячий снег» ( Приложение № 2.)
Второй молодец:
Это что! Сейчас я вам
Посложней урок задам!
По команде у меня
Выйдут змеи из огня.
Демонстрирует опыт «Фараоновы змеи».- (Приложение № 2)
направляет вверх.
Третий молодец:
Вот, царевна, раз-два-три!
На цветок свой посмотри:
Совершенно белоснежный,
Приобрёл цвет алый, нежный.
Демонстрирует опыт «Аленький цветочек»: - ( Приложение № 2)
Четвёртый молодец:
Дай, царевна, свой платок
Подошёл сейчас мой срок.
И прошу поверить мне:
Не сгорит платок в огне!
Демонстрирует опыт: « Несгораемый платочек»: - (Приложение № 2)
Пятый молодец:
Что же, мой пришёл черёд!
Заявляю на перед,
Что без всякого труда
Вспыхнет пламенем вода!
Демонстрирует опыт: «Вода - катализатор»: - ( Приложение № 2)
Царь:
Ох, потешили меня,
Почудили славно,
Но за всеми чудесами
Не забыл о главном.
Что же скажешь, дочь моя?
Кто же победитель?
Царевна:
Вот что я тебе скажу,
Дорогой родитель!
Все достойны похвалы,
Выбрать очень сложно,
И обидеть мне кого - то
Просто невозможно!
Хоть и много я читала,
Но, увы, не всё познала.
Помогите мне скорей,
Отыскать учителей,
Чтоб чудесную науку
Мне освоить побыстрей.
Царь:
Я на пенсию собрался,
Только малость просчитался.
Рановато на покой -
Подожду годок - другой.
Видно, так тому и быть-
Нужно дочку доучить!
В жизни всякая наука
Может пригодиться.
Вот поэтому так важно
Химии учиться!
Сказочник:
Тут и сказочке конец!
Кто всё понял - молодец!
Ведущий: Здесь в зале по мимо наших виновников торжества собрались ребята, которые уже учат эту интересную науку - химию. Я сейчас задам им несколько интересных вопросом и посмотрим: как они с ними справятся.
-
Нахожусь, друзья, везде,
В минералах и воде
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух (кислород)
-
Первый я на белом свете:
Во вселенной, на планете
Превращаясь в легкий гелий
Зажигаю солнце в небе. (водород)
-
Я, блестящий, светло - серый
Образую хлорофилл
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил. (магний)
-
Я - металл незаменимый
Очень лётчиком любимый
Лёгкий, электропроводный,
А характер - переходный.. (алюминий)
-
Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестящая и рыжа,
Очень в сплавах хороша. (медь)
-
Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно
Я - отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа. (вода)
-
Я парнишка не простой,
Если капнешь кислотой
Сразу стану ярко - красным,
Поменяю цвет я свой.
Если щёлочи добавишь,
Сразу жёлтым стану я
Назови ка ты меня. (индикатор)
-
Нрав у газа, ох, не прост
Много жизней он унёс
А сейчас нам помогает
От микробов защищает. (хлор)
Ведущий: А сейчас перед нами выступят учащиеся 9 класса, которые покажут нам интересные фокусы:
(На сцену поочерёдно выходят учащиеся и выносят осторожно лотки с необходимыми для того или иного опыта реактивами.).
1). - Жители одного небольшого городка, в котором жил и работал знаменитый шведский учёный Берцелиус, спросили однажды его кухарку, чем собственно занимается её хозяин?
- Не могу сказать в точности, - ответила она. - он берёт большую колбу с какой - то жидкостью, выливает из неё в маленькую, встряхивает, выливает еще в маленькую, опять встряхивает, выливает в совсем маленькую…
- а потом?
- а потом выливает всё вон. (реактивы: растворы щёлочи, фенолфталеина, кислоты, метилоранжа).
2) - Я буду лить воду из колбы в стаканы, и в каждом из них будет образовываться другая жидкость: «вода», «газировка», «сок», «молоко». (реактивы: сода, метилоранж, хлорид бария).
3).- Вы не раз слышали, как говорят «Дыма без огня не бывает». А я могу показать, что бывает. (реактивы: раствор аммиака, концентрированная соляная кислота).
4). - Можно ли без спичек зажечь огонь? Сделаю это с помощью волшебной палочки. ( реактивы: перманганат калия, концентрированная серная кислота, спиртовка).
5). - Давайте получим морковный сок! (реактивы: растворы глюкозы, щёлочи, сульфата меди (II), спиртовка).
6). А к соку быстро сделаем студень. (реактивы: раствор силиката натрия, соляная кислота, стеклянная палочка).
7). - А, хотите в воде поселим «водоросли»? (реактивы: раствор силиката натрия, (1: ), соли кальция, марганца, никеля, кобальта).
Ведущий: Мы показали лишь некоторые химические чудеса. Такие опыты можете научиться делать и вы, если с первых же уроков подружитесь с химией, овладеете химическим языком, изучите свойства различных веществ. Эти знания помогут вам при обращении с веществами, иначе вы можете попасть в неприятную историю, подобную вот такой.
Оловянная чума
Руки интенданта, открывавшего склад, заметно дрожали: внезапный приезд ревизора хорошего ему не сулил.
- Здесь у нас хранятся оловянные пуговицы для солдатских мундиров, - доложил он, распахивая дверь склада.
- Посмотрим, как они у вас хранятся, - буркнул в ответ старший ревизор, - откройте! - кивнул он, указывая в сторону одного из ящиков.
Интендант поднял крышку и… остолбенел от неожиданности и удивления: вместо блестящих пуговиц в ящике был какой то серый порошок. Несмотря на страшный холод в складе, интенданту стало жарко.
- Ничего не понимаю, ваше превосходительство, - пролепетал он. - В этих ящиках были пуговицы.
- Вы, кажется, за дурака меня принимаете, милостивый государь, - закричал ревизор. - Этот порошок я отправлю нашу лабораторию, Химики точно скажут, что вы положили в ящики вместо украденных пуговиц.
Через несколько дней удивляться пришлось ревизору: « Присланное вами для анализа вещество, - писал в своём заключении начальник лаборатории, несомненно, олово. Очевидно, в данном случае имело место явление, известное в химии по названием «оловянная чума».
Что же произошло с оловянными пуговицами? (При низких температурах белое олово превращается в серое олово - аллотропное видоизменение. Процесс медленно распространяется вокруг точки, где он начался, подобно воспалительному процессу в живых организмах).
Все вместе: (учащиеся проводившие опыты)
Науку прекрасную выбрали вы
Ив юные химики вас посвящая,
Мы в вашу честь зажигаем огни. (поджигают спирт, налитый в выпарительные чашки. Спирт горит синим, зелёным, красным пламенем).
1 ведущий:
Наступает торжественный момент. Прошу кандидатов на звание «Юный химии» встать. (На столе покрытой красной скатертью лежат учебник химии. Ребята кладут на учебник правую руку.
2 ведущий: Сейчас они присягнут на верность химии.
1 ученик:
Мы жизнь свою решили посвятить
Науке царственной, великой химии.
Уверены, она научит жить
В согласии с надеждами счастливыми.
2ученик:
С тобою, химии, мы многого добьёмся.
И от тебя мы никогда не отречёмся.
Перед лицом друзей, учителей
Торжественно клянёмся:
3 ученик:
Всегда уроки посещать,
Про кружки не забывать,
Энциклопедии читать,
Знания в жизни применять!
Все:
Клянёмся!
4ученик:
Все законы изучать,
Пройденное повторять,
Задачи трудные решать, Контрольные на «Пять» писать!
5 ученик:
Эксперимент осуществлять,
Честь нашей школы защищать, Своих позиций не сдавать,
Престиж науки поднимать, Идти вперёд, не уставать!
Все:
Клянёмся!
6 ученик:
Учителей не подводить,
Всегда, во всём примером быть,
Народу пользу приносить, Науку химию любить
И верно её всегда служить.
Все:
Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
Знайте, люди: это тут
Менделеевы растут!
(Ведущие дарят учащимся 8 класса буклетики о науке химии.)
Ведущий:
Сейчас мы посмотрим видеофрагмент «Химия вокруг нас»
Ведущий:
Теперь вы действительно убедились насколько интересная и нужная в нашей жизни наука - химия.
Ведущий: « Я интересна, я умна, я взрывоопасна.
И химией зовут меня, конечно, не напрасно.
Владею я ключом от тайн строенья вещества
И с вами поделиться рада я своим секретом
мастерства».