- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока химии: Моносахариды
Конспект урока химии: Моносахариды
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дымова Н.С. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
_____________________ 11 класс (химия)
Урок № 48. Моносахариды. Состав, строение молекулы и свойства глюкозы.
Цели урока: дать общее понятие об углеводах, как о полифункциональных органических соединениях; рассмотреть классификацию, строение, свойства, значение и применение этих соединений.
Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения углеводов на примере моносахаридов, их свойствами и значениями; продолжить развивать умение выявлять связь между составом, строением молекул углеводов и их свойствами и функциями; умение использовать полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы; формирование научного мировоззрения.
Ход урока:
-
Орг. момент - 2-3 мин.
-
Работа над ошибками - 10-12 мин.
-
Изучение нового материала - 15-20 мин.
-
Закрепление
Историческая справка:
-
тростниковый сахар был известен людям достаточно давно. Родиной сахарного тростника считается Индия. В соке этого растения содержится углеводород сахароза, который мы называем сахаром;
-
«главной сладостью» в европейских государствах с давних времен был мед и продукты на его основе. В составе меда обнаружен углевод, названный плодовым сахаром, теперь химики называют его фруктозой;
-
из сладких плодов и ягод был выделен виноградный сахар, названный в последствии глюкозой;
-
из молока млекопитающих еще в XVII в. Был получен молочный сахар (лактоза);
-
в прорастающих зернах ячменя (солод) содержится мальтоза…
Термин «углеводы» предложил в 1844 году Карл Шмидт.
В 1811 году Константин Готлиб Сигизмунд получил глюкозу гидролизом крахмала.
В 1953 году французский химик Лемье синтезировал сахарозу.
Какое значение для живых организмов имеют полифункциональные соединения - углеводы? (Углеводы широко распространены в живой природе, особенно в растительном мире, и составляют его основную массу органических веществ нашей планеты).
На долю углеводов приходится до 80% сухой массы растений.
В зависимости от строения углеводы подразделяют на:
- моносахариды
- дисахариды
- полисахариды
МОНОСАХАРИДЫ - углеводы, которые не гидролизуются с образованием более простых веществ.
Наиболее распространены глюкоза и фруктоза.
Состав и строение молекулы глюкозы.
Глюкоза (сладкий) - бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, сладкое на вкус.
Формула - С6Н12О6.
6 5 4 3 2 1 О
СН2ОН - СНОН - СНОН - СНОН - СНОН - С
Н
Глюкоза одновременно является многоатомным спиртом и альдегидом, то есть является альдегидоспиртом.
Нахождение в природе.
В свободном виде глюкоза содержится почти во всех органах зеленых растений. Особенно ее много содержится в соке винограда, поэтому иногда ее называют - виноградным сахаром. Мед состоит из смеси глюкозы и фруктозы. В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови и в небольших количествах во всех клетках.
Химические свойства глюкозы.
Реакции с учетом альдегидной группы.
Р-ция окисления: О t, NH3*H2O О
СН2ОН - (СНОН)4 - С + Ag2О СН2ОН - (СНОН)4 - С + 2Ag
Н ОН
Окисление глюкозы свежеприготовленным раствором гидроксида меди (II) при нагревании:
О t О
СН2ОН - (СНОН)4 - С + Cu(OH)2 СН2ОН - (СНОН)4 - С + Cu2О + 2Н2О
Н ОН
Лекарственный препарат глюконат кальция - соль глюконовой кислоты.
Реакция восстановления, глюкоза восстанавливается, образуя шестиатомный спирт - сорбит:
О Ni
СН2ОН - (СНОН)4 - С + Н2 СН2ОН - (СНОН)4 - СН2ОН
Н
Сорбит - исходное вещество для промышленного синтеза витамина С, он служит заменителем сахара для больных сахарным диабетом.
РЕАКЦИИ с участием ГИДРОКСИЛЬНЫХ ГРУПП
Глюкоза, как многоатомный спирт реагирует со свежеприготовленным гидроксидом меди (II) без нагревания, образуя соединение ярко-синего цвета.
Специфические свойства глюкозы.
Молекулы глюкозы подвергаются расщеплению, эту реакцию называют - брожением.
ферменты дрожжей
С6Н12О6 2С2H5ОН + 2СО2
Молочнокислое брожение протекает под действием ферментов, вырабатываемых молочнокислыми бактериями:
ферменты бактерий
С6Н12О6 2СН3 - СН - СООН
ОН молочная кислота
Биологическая роль и применение глюкозы учащиеся изучают в группах в классе.
Выполнение упражнения на стр. 131.
Домашнее задание: § 28, упр. 3-4. Вопросы.