- Преподавателю
- Химия
- Внеклассное мероприятие по химии Путешествие по Периодической системе
Внеклассное мероприятие по химии Путешествие по Периодической системе
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фатхуллина Р.Р. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Путешествие по Периодической системе
(внеклассное мероприятие по химии)
Эпиграф:
«ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - КОМПАС ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ» -
Уильям Рамзай ( английский химик и физик, лауреат Нобелевской премии)
Цели мероприятия.
Обобщить знания учащихся по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"; стимулировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету, мыслительную деятельность - эрудицию, логическое рассуждение, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; воспитывать чувство ответственности за результаты коллективной работы.
Оборудование.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; "слепая" таблица периодической системы (2 экземпляра); стаканчики со спиртом и водой, спиртовка, лучинка, носовой платок, щипцы, спички ; дихромат аммония, лабораторный штатив с лапкой, асбестовая сетка (фарфоровая чашка); магнитофон; колба с раствором железного (медного) купороса.
Предлагаемая методическая разработка-игра для учащихся VIII класса. Игру можно провести после изучения тем: «Предмет химии», «Химический элемент», «Количественные отношения в химии».
В марафоне участвуют две команды. В начале соревнования команды приветствуют друг друга и представляют себя зрителям. У каждой команды есть группы болельщиков, которым тоже предоставится возможность участвовать в соревнованиях. Цель игры первым добраться до финиша, выиграв максимальное количество конкурсов, за каждый правильный ответ и выполненное задание команда получает жетон.
Ход мероприятия:
Станция «географическая»
-
Какие химические элементы названы в честь стран, городов, островов и материков?
-
В названии каких химических элементов можно встретить представителей живой природы?
Станция «Историческая»
1.При Петре I вручалась медаль "За пьянство". Из какого металла она изготавливалась и где хранилась?
2.Какой металл по праву считается одним из самых древних и ценных металлов, а в представлении алхимиков считалось " царём металлов". В природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках или в виде мелких зерен и чешуек, вкраплённых в твёрдые породы.
3. Какие химические элементы названы
именами героев древних мифов и сказаний ?
4. Какие элементы названы в честь ученых?
Станция «Математическая»
Какой элемент зашифрован?
Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году в солнечном спектре.
Строение атома
Положение химического элемента в периодической системе
Порядковый номер
Номер периода
Номер группы
Заряд ядра
Г
Д
Ж
Число электронов в атоме
Е
З
К
Число протонов в ядре атома
Л
М
Н
Число нейтронов в ядре атома
Ю
У
С
Число электронов на внешнем уровне
О
П
И
Число энергетических уровней
Ч
Й
Я
Станция «Народная»
О каких элементах ПСХЭ Д. И. Менделеева идет речь?
Заполните пропуски.
1.Куй …… пока горячо!
2.Слово - ……. , а молчание ……
3.Не человек, а …… !
4. …… в огне закаляется, человек - в нужде.
5. Правда дороже …… !
6. Кто живет в добре, тот ходит в …….
Станция «Таинственная»
Внимание: черный ящик!
Что здесь:
В холод прячется в нору,
поднимается в жару.
(Ртуть в термометре)
И как на любом уроке химии нам нельзя обойтись без техники безопасности. Эти градусники не должны применяться в быту. их место прочно заняли электронные и другие безопасные виды термометров.
Станция «Химический кроссворд»
1. Элемент, входящий в состав поваренной соли (Натрий).
2. Основной элемент земной мантии (Кремний).
3. Химический элемент, образующий известковые породы (Кальций).
4. Металл, извлекаемый из руд с помощью бактерий (Молибден).
5. Металл, также извлекаемый из руд с помощью бактерий (Сурьма).
6. Элемент, входящий в состав океанических базальтов (Марганец).
Станция «поэтическая»
Домашнее задание . Обе команды читают стихи:
С. Щипачев."Другого ничего природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет-
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы стройной,
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вздыхай, руками трогай"
(Н. Глазков)- Пусть зимний день с метелями
НЕ навевает грусть -
Таблицу Менделеева
я знаю наизусть
Зачем её я выучил?
Могу сказать - зачем
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть!
Станция «Уникум Менделеева»
- Конечно, открытие ПЗ - это научный подвиг, но это не единственное, что сделал для науки Менделеев. Он обогатил теоретическую и экспериментальную химию рядом первоклассных работ по исследованию растворов, газов; написал прекрасный учебник "Основы химии". Кроме того, он был первоклассным практиком, часто посещал заводы, на месте оказывая конкретную помощь, особенно интересовался нефтеперерабатывающими предприятиями.
Менделеева с полным правом можно назвать прекрасным агрономом. В своём имении Боблово он проводил с/х опыты для изучения возможностей повышения урожая.
Менделеев был прекрасным педагогом.
Его лекции всегда вызывали большой интерес, слушать его собирались студенты всего университета. Он был гордостью Петербургского университета.
Велики заслуги Менделеева в аэростатике. Как-то он полетел на воздушном шаре, чтобы лучше увидеть солнечное затмение, не в шутку перепугав местных крестьян - вообразив, что сам бог спускается к ним с небес.
Он любил переплетать книги и делать чемоданы. Однажды он покупал материал для работы, кто-то спросил: "Кто это такой?" - "Неужели вы не знаете?" - ответил продавец. "Их все знают - это известный чемоданных дел мастер, господин…".
Кого имел в виду продавец?
Станция « Угадайкино»
По-античному наивно,
Откровенно простовато
Совершенно "неделимым"
Называли греки атом.
Но теперь твердит наука:
Атом - непростая штука
И устроен он хитро.
В центре - плотное ядро,
А вокруг, как роем мошки,
Пляшут электроны-крошки…
В электронных облаках,
Как кораблик на волнах,
Плыть стремится каждый атом
По своим координатам
В Менделеевской таблице.
Дочитаем всю страницу…
Имена координат
Даст отгадка двух шарад.
I.
Три буквы плода треугольного,
Две буквы от стола, от школьного,
"П" между этими фрагментами…
Все вместе - столбик с элементами!
II.
Птичий мех, но не пух, и без букв последних двух,
Плюс раствор для смазки ссадин, что сажают дети за день;
Вместе - ряд горизонтальный получаем моментально.
Больше, чем его, друзья,
В природе нету элемента.
В его присутствии железо
Горит, как магниевая лента.
Ещё сказать уместно:
Всем он нужен и во сне.
Что за элемент чудесный?
Кто узнал, скажите мне?
( Кислород)
Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнём,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нём.
Он как кумир, он свержен нами,
Уж блеск его не так манит:
Ведь хорошо мы знаем с вами-
Не всё так ценно, что блестит.
( Золото)
Станция «Найди соответствие»
Фосфор - от греческого "лоитос" - камень;
Фтор - от латинского "рубидос" - тёмно-красный;
Бром - от греческого названия "Магнии" - местность в Фессалии, где добывали магнезию- окись магния;
Йод - от греческого "хромос" - краска, цвет и т. д.
Астат - от древнегреческого "бромос" - зловонный
Литий - в переводе с греческого - "светоносец";
Рубидий - от греческого "фторос" - разрушение, гибель;
Магний - с греческого - "фиолетовый", "тёмно-синий";
Хром - от греческого "астатос" - неустойчивый;
Подведение итогов.
№ станции
1 команда (баллы)
2 команда (баллы)
1 Историческая
2 Географическая
3 Математическая
4 Таинственная
(«Черный ящик»)
5. Народная.
6. Уникум Менделеева
7. Угадайкино
8. Кроссвордная
9. Найди соответствие
Возвращение из путешествия
Объявление результатов