Разработка внеклассного мероприятия по химии Дуэль эрудитов

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по химии «Химический коктейль»

Цели мероприятия:

  1. Повторить и проверить знания, полученные на уроках химии.

  2. Развитие мышления, сообразительности, смекалки и внимания.

  3. Расширение кругозора обучающихся.

  4. Привитие интереса к предмету.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

План мероприятия:


  1. Визитка команд.

  2. Эстафета химика.

  3. Головоломка.

  4. Мозговой штурм.

  5. Решение задач.

  6. Капитаны, вперед!

  7. Домашнее задание.

  8. Награждение команд.

Пояснительная записка.

Участвуют 3 команды по 5 человек с групп П-21, П-22, ПП-21. . Участникам игры было дано домашнее задание: придумать название команды, девиз, приветствие, эмблему. Игра проводится в четыре раунда. Каждому раунду отведено ограниченное время.

Все вопросы и задания игры оформлены мультимедийно. В перерыве между раундами проводится игра со зрителями.

В состав жюри входят преподаватели, руководители методических объединений, они ведут учет балов набранных каждой командой.







Павлодарский технологический колледж





Внеклассное мероприятие по химии

Интеллектуальная игра «Химический коктейль»


Подготовила: Аспанова Г.С.





Павлодар, 2016 г

Девиз:

«Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда - попробуйте еще.»

(Д.И. Менделеев)



Сценарий игры

Ведущий. Добрый день дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех, кто собрался на нашу интеллектуальную игру «Химический коктейль»: зрителей, жюри и, конечно же, команды. Цель игры - расширить кругозор знаний, полученных при изучении химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы. При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов. Пусть эта игра откроет для каждого что - то

новое и интересное, пусть запомнятся улыбки, крепче станет дружба между вами.

Поприветствуем наши команды и многоуважаемое жюри.

Итак, мы начинаем игру.

Визитка команды


Ведущий. В конкурсе «Визитка команды» участвуют все члены команды. Каждая команда представит нашему вниманию свою «визитку» - это эмблема и название команды, а также приветствие соперникам, болельщикам. Максимальная оценка: 5 баллов. Пожалуйста, команды на сцену.

Этафета химика


Ведущий. Представление команд закончено. Проводим Эстафету химика. В конкурсе участвуют все члены команды. Команда выбирает капсулу, в которой находится вопрос. Вопрос зачитывает капитан команды. На обдумывание 10 - 15 секунд.

При правильном ответе команда получает 5 баллов. Если команда, не ответила, то отвечает другая команда. Если ни одна команда не ответила на вопрос, то ответ зачитывает ведущий.

Вопросы:

  1. Электроны, которые при движении образуют облако гантелеобразной формы (р-электроны)

  2. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов (ионы)

  3. Вид химической связи, образованной атомами элементов, электроотрицательность которых незначительно отличается (ковалентная полярная)

  4. Разновидность атомов одного итого же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов ядре, но разную массу (изотопы)

  5. Свойство атомов данного элемента оттягивать на себя электроны других элементов, входящих в соединение (электроотрицательность).

  6. Бесцветный газ с характерным запахом тухлых яиц, тяжелее воздуха, малорастворим в воде, его водный раствор на свету мутнеет вследствие выделения серы. В смеси с воздухом взрывоопасен, ядовит (сероводород)

  7. Бесцветный газ, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении превращается в твёрдую массу, похожую на снег. Применяется в пищевой промышленности при производстве сахара, пива, газированной воды, в химической промышленности для получения соды, мочевины и др. (углекислый газ)

  8. Газ без цвета, запаха и вкуса, продукт неполного окисления углерода, плохо растворим в воде, очень ядовит. Имеет большое промышленное значение как горючее (генераторный светильный газ) и восстановитель, в смеси с водородом - сырьё для синтеза метилового спирта (угарный газ)

  9. Смесь водорода и кислорода в объёмных соотношениях 2:1. При поджигании они соединяются мгновенно, происходит сильный взрыв («гремучий газ»)

  10. Газ бурого цвета, ядовит, вдыхание его отрицательно действует на деятельность сердца и легких (оксид азота (IV))

  11. Эта соль применяется в производстве соды, едкого натра, хлора, сульфата натрия, а в быту - как консервирующее средство (хлорид натрия)

  12. Эту соль калия применяют в стекольном и мыловаренном производстве, а также в сельском хозяйстве как калийное удобрение (карбонат калия)

  13. Эта соль образует синие кристаллы, используется при получении минеральных красок, для пропитки древесины, для борьбы с вредителями и болезнями растений (сульфат меди (II))

  14. Соль кальция, применяется как наполнитель для бумаги, резины, линолеума, а её природные залежи - как строительный материал (карбонат кальция)

  15. Эту соль бария используют в стекольной промышленности, для изготовления эмалей, глазурей (карбонат бария)

Головоломка


Ведущий: Итак, Конкурс головоломка. Перед участниками команд послание, которое вам нужно расшифровать с помощью Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми (атомными) номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой:

Команде № 1

11

63

3

63

53

23

50

105

92

74

19

77

34

57

76

22

92

н

е

л

е

й

в

о

д

у

в

к

и

с

л

о

т

у

Команде № 2

10

63

61

59

50

4

92

53

74

63

щ

63

34

22

23

7

11

7

74

19

92

34

н

е

п

р

о

б

у

й

в

е

щ

е

с

т

в

а

н

а

в

к

у

с

Команда № 3

74

57

7

5

50

75

7

81

50

45

77

49

63

34

22

ь

11

63

57

ь

79

я

в

л

а

б

о

р

а

т

о

р

и

и

е

с

т

ь

н

е

л

ь

з

я

Мозговой штурм

Ведущий. На экране показана таблица 1. Команды по очереди выбирают тему и вопрос, стоимость каждого приведена в таблице. Вопрос зачитывает ведущий. На обдумывание 10 - 15 секунд. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии стоимости вопроса, если команда, выбравшая вопрос, не ответила, то отвечает другая команда. Если ни одна команда не ответила на вопрос, то ответ зачитывает ведущий.

Таблица 1

Тема второго раунда


Угадай вещество


10


20


30


40


Химические элементы


10


20


30


40


Литература и искусство


10


20


30


40


Перевёртыши


10


20


30


40-50


Литература и искусство.

10 баллов. В рассказе Н.Носова "Бенгальские огни" герой рассказа прочитал книгу "Занимательная химия" и решил сделать бенгальские огни из подручных средств. В дело пошли сахар, сера, казеиновый клей и …… порошок одного металла. Какой это металл?(алюминий).

20 баллов. Из чего были выкованы шлем Гектора и цепи Прометея согласно древнегреческому эпосу? (алмаз).


30 баллов. Какого цвета краску до середины 19 века художники ценили на вес золота? (синий).

40 баллов. В «Слове о полку Игореве» читаем: «Лисицы брешут на червленые щиты... Русичи великие поля червлеными щитами перегородили...» Что значит «червленый щит»?
Червленым щитом называли щит, окрашенный красной краской. У русских воинов
эта краска была символом храбрости, мужества и неустрашимости.
Краска была смесью сурика и киновари.

50 баллов. Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования так писал в письме М.Ломоносов Элеру. О чем идет речь? (закон сохранения масс)

Угадай вещество.

10 баллов. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота. По имени этого металла назван век (железо)

20 баллов. Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти.На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде на стол, где сидел князь и его приближенные. А гости попроще уходили "не солоно хлебавши" (поваренная соль)

30 баллов. Он был под запретом в Испании 43 года. Покупали его для подделок.В 1752г. в актах Стокгольмской академии наук появилось сообщение о белом золоте, или седьмом металле, "называемом серебром из Пинто". (платина)


40 баллов. Характерное украшение пещер - сталактиты. Капли, падающие со сталактита, с течением времени образуют поднимающийся такой же столб снизу - сталагмит. Каким веществом образованы эти необычные природные объекты? (карбонат кальция).

50 баллов. Газ без цвета, запаха и вкуса, продукт неполного окисления углерода, плохо растворим в воде, очень ядовит. Имеет большое промышленное значение как горючее (генераторный светильный газ) и восстановитель, в смеси с водородом - сырьё для синтеза метилового спирта (угарный газ)



Перевёртыши.

10 баллов. Гладь металл, пока холодно (куй железо, пока горячо).

20 баллов. Не та грязь, что тусклая (Не всё то золото, что блестит).

30 баллов. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы (Прошёл огонь, воду и медные трубы).

40 баллов. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.

(У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том).

50 баллов. Звери живут за металл (Люди умирают за золото)

60 баллов. Буквы как орлы - прилетают и ускользают (слово не воробей, вылетит не поймаешь)


Химические элементы.


10 баллов. Этот элемент сам дал название одной из стран Южной Америки (серебро - Аргентина).

20 баллов. Химически инертен.

Именно это вещество является причиной кессонной болезни.

В художественных хранилищах этим веществом наполняют футляр со свертками ценных картин, чтобы предохранить краски от химических изменений под влиянием химически активных составных частей воздуха. Ответ: азот (в переводе - отрицающий жизнь).


30 баллов. Название какого химического элемента спрятано в словосочетании: «Периодическая система»? (Йод)


40 баллов. Таинственный яд, не оставлявший улик и действовавший безотказно, с помощью которого совершали свои преступления коронованные правители средних веков.

Сейчас методы распознавания отравления этим элементом позволяют установить истину даже спустя много лет после смерти отравленного человека. (Мышьяк)

50 баллов. Одной из форм существования углерода является графит. Форму какого многогранника имеет элементарная ячейка кристаллической решетки графита? (шестигранник)


Решение задач


Командам предоставляется задача, которую они должны решить. Максимальное количество баллов 20. Пока команды выполняют задание проведем игру со зрителями.

Задача. Определить массу осадка, который образуется при взаимодействии 200 г гидроксида натрия с хлоридом магния. Если выход продукта составляет 85%.

Игра со зрителями


Ведущий. Самые активные болельщики будут награждены сладким призом и свой балл могут отдать любой команде.

Загадки.

  1. Удивить готов он нас -
    Он и уголь, и алмаз,
    Он в карандашах сидит,
    Потому что он - графит.
    Грамотный народ поймет
    То, что это …
    (Углерод)

  2. В чем горят дрова и газ,
    Фосфор, водород, алмаз?
    Дышит чем любой из нас
    Каждый миг и каждый час?
    Без чего мертва природа?
    Правильно, без …
    (Кислорода)

  3. В воздухе он главный газ,
    Окружает всюду нас.
    Угасает жизнь растений
    Без него, без удобрений.
    В наших клеточках живет
    Важный элемент …
    (Азот)


  1. Лакмус будет в них краснеть,
    Растворяться - цинк и медь.
    А мелок в них, посмотри,
    Вмиг пускает пузыри!
    И опасны для работы
    Эти жгучие …
    (Кислоты)

  2. Я растворчик изучал.
    Лакмус в нем синее стал.
    Поглощал раствор тотчас
    Кислый углекислый газ!
    Про такой раствор я знаю,
    Что среда в нем …
    (Щелочная)

  3. Вы, ребята, мне поверьте -
    Этот газ вполне инертен
    Он спокойный и ленивый,
    В трубках светится красиво.
    Для рекламы нужен он,
    Незаметный газ …
    (Неон)

  4. Я - газ, простое вещество,
    Двузначен номер мой,
    А слог мой первый - божество,
    Река - мой слог второй.
    (Родон)

  5. Основа моя - сухая трава,
    С обоих концов - согласные.
    В целом я - газ, дорогие друзья,
    И кто я, думаю, ясно вам.
    (Ксенон)

  6. Слепоту он вызывает -
    Каждый школьник это знает.
    Очень вреден, ядовит
    И ужасен этот спирт!
    (метанол)


  7. В честь него был назван век,
    Он в крови у нас у всех,
    В космосе метеорит
    Его содержит, и летит.
    Ржавчина его съедает.
    Кто металл этот не знает?
    (железо)


  8. Очень вреден винный спирт -
    Знает каждый ученик.
    Пить его совсем не надо,
    Вы запомните, ребята!
    Лучше молоко коровье -
    Оно полезней для здоровья!
    Играйте в прятки и в футбол,
    Но не пейте ….
    (этанол)


  9. Это жидкий неметалл.
    Чтобы каждый школьник знал,
    Информация такая:
    Он дыханье затрудняет
    И удушье вызывает,
    Очень сильно он воняет,
    Алюминий в нём сгорает.
    Седьмая группа - его дом.
    Догадались? Это …
    (бром)


  10. Раны смазываем мы
    Его раствором спиртовым,
    А в условиях обычных
    Твёрдый он, что непривычно,
    И к возгонке он способен,
    Переходит в пар легко
    Фиолетового цвета.
    Что за галоген же это?
    (йод)


Капитаны, вперед!


Ведущий. Сейчас я объявляю конкурс капитанов. Капитаны на сцену! Побеждает тот, кто правильно и быстро составит шаростержневые модели веществ (пропан, пропен, бутан). Итак, конкурс начинается.

Домашнее задание.


Ведущий: И последний конкурс домашнее задание участникам команд было дано задание подготовить ребусы соперникам.

Подведение итогов. Награждение команд.

© 2010-2022