- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока Реакция нейтрализации как пример реакции обмена
Конспект урока Реакция нейтрализации как пример реакции обмена
Раздел | Химия |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Куприянчик Г.Г. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Реакция нейтрализации как пример реакции обмена»
Цель урока: формировать представление о реакции нейтрализации как частном случае реакции обмена.
Задачи:
- создать условия для развития представлений о реакции нейтрализации как частном случае реакции обмена;
- расширить знания учащихся о свойствах кислот и оснований;
- продолжить развитие умений составления уравнений химических реакций;
- воспитывать наблюдательность и внимание в ходе проведения демонстрационного эксперимента.
Тип урока: комбинированный
Оборудование и реактивы: соляная кислота, растворы гидроксида натрия, гидроксида меди (II), фенолфталеин, пробирки.
Ход урока
-
Организационный момент.
Ребята давайте продолжим наше путешествие по стране под название Химия. На прошлом уроке мы знакомились с городом под названием Основания и с его жителями. Основные жители данного города - это основания. Дайте определение понятию «основание». Ну а теперь давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.
-
Проверка домашнего задания.
№ 7, 8.
-
Опрос и дальнейшая актуализация знаний.
-
Какие классы неорганических веществ вы знаете?
-
Дайте определение понятиям «оксиды», «кислоты», «соли».
-
С какими веществами реагирует вода?
-
Какие вещества образуются при реакции воды с основными и кислотными оксидами?
-
Как доказать, что в результате взаимодействия воды с кислотным оксидом образуется кислота?
-
Что такое индикаторы?
О каком индикаторе идёт речь?
От щелочи я жёлт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
И я ищу спасительную влагу,
Чтоб не смогла заесть меня среда.
(Метилоранж.)
Попасть в кислоту для него неудача,
Но он перетерпит без вздоха и плача.
Зато в щелочах у такого блондина
Начнётся не жизнь, а сплошная малина.
(Фенолфталеин.)
-
Какие ещё индикаторы вы знаете?
-
Дайте определение понятиям «кислотный оксид», «основный оксид».
-
На какие группы делятся основания?
-
В какой цвет окрашивается фенолфталеин, метилоранж, лакмус в растворе щелочи?
-
Изучение нового материала.
Вы уже знаете, что щелочи это растворимые основания, при работе с ними необходимо соблюдать особые правила безопасного поведения, так как они оказывают разъедающее действие на нашу кожу. Но их можно «обезвредить», добавив к ним раствор кислоты - нейтрализовать. И тема сегодняшнего урока: «Реакция нейтрализации как пример реакции обмена» (запись темы на доске и в тетради).
Цель сегодняшнего урока: формировать представление о реакции нейтрализации; научится записывать уравнения реакций нейтрализации.
Давайте вспомним, какие вы уже знаете типы химических реакций. Определите тип данных реакциях
Na 2O + H2O = 2NaOH
2H2O = 2H2 + O2
Zn + 2HCl =ZnCl2 +H2
Дайте определение данным типам реакций.
Так же вы уже знаете, что если к щелочи добавить фенолфталеин, то раствор станет малинового цвета. Но если к этому раствору добавить кислоту, окраска исчезает (дем. взаимодействия NaOH и HCl). Это произошла реакция нейтрализации.
Запись уравнения на доске: NaOH + HCl = NaCl + H2O
В результате получается соль и вода.
Давайте все вместе попробуем дать определение реакции нейтрализации.
Реакция нейтрализации не относится ни к одному из известных до сих пор типов реакций. Это реакция обмена. Общая схема реакции обмена: AB +CD =AD + CB
То есть это реакция между сложными веществами, в ходе которых они обмениваются своими составными частями.
А кто знает, какая кислота находится у нас в желудке? Как вы думаете, почему при изжоге рекомендуется, если под рукой нет таблетки, выпить немного раствора соды?
Дело в том, что раствор соды тоже имеет щелочную среду и когда мы выпиваем этот раствор, происходит реакция нейтрализации. Раствор соды нейтрализует соляную кислоту, находящую в нашем желудке.
Как вы думаете, вступают ли в реакцию с кислотами нерастворимые основания? (Ответы учащихся). Дем. взаимодействия Cu(OH)2 и HCl .
Запись уравнения на доске: Cu(OH)2 + 2 HCl = CuCl2 + 2H2O.
-
Закрепление
-
Допишите следующие уравнения реакций:
а) KOH+ H2SO4 = …;
б) Fe(OH)2 + HCl =…;
в) Ca(OH)2+ H2SO4=…. .
-
Какие исходные вещества необходимо взять для получения следующих солей по реакции нейтрализации: Ca(NO3)2; NaI; BaSO4.
-
Даны вещества: HCl; H2SO4; Fe(OH)3. Составьте уравнения всех возможных реакций нейтрализации между ними.
Физкультминутка: Учитель показывает вещества, а учащимся необходимо определить к какому классу веществ относится вещество и выполнять следующие действия: оксид - руки вверх, соль - встать, кислота - руки в стороны, основания - ничего не делать.
-
Обобщение
-
Закончите предложенную схему
Основные классы неорганических веществ
?
СО2; Na2O ? ? ?
Н2SO4; HCl NaOH;Ca(OH)2 CaCl2;Na2SO4
2.Закончите нижеприведённые предложения:
- Группа атомов ОН называется …..
- Валентность этой группы постоянная и равна ….
- Основания состоят из атомов …. и одной или нескольких …. .
- К химическим свойствам оснований можно отнести их действие на … .При этом индикаторы приобретают окраску: лакмус - ….; фенолфталеин - ….; метилоранж - … .
- Кроме того, основания вступают в реакцию с …. .
- Эта реакция называется реакцией …
- Продуктами этой реакции являются …. и …. .
- Реакция обмена - это реакция между …. веществами, при которой они обмениваются своими … частями.
- Реакция нейтрализации - это частный случай реакции … .
VII Рефлексия
Что на сегодняшнем уроке нового вы узнали? Достигли ли мы целей, поставленных на уроке?
-
Домашнее задание: § 33 № 6, подготовится к практической работе № 6
Дополнительная информация: Знаете ли вы, что женщины Древней Руси мыли волосы раствором еловой золы или золы подсолнечника? Раствор золы мылкий на ощупь и называется «щелок». Такой раствор имеет щелочную среду, как и вещества, которые мы изучаем. По-арабски зола - «аль-кали».
Историческое названия важнейших щелочей: гидроксид натрия - едкий натр, гидроксида калия - едкий кали. Щелочи используются для производства стекла и мыла.
Загадка:
В ней металл и кислород,
Да ещё плюс водород.
И такое сочетание
Называют -….. (основание)
Леонид Чуешков
Впереди всегда здесь «аш»,
А за ним что остаётся.
Она щиплется и жжётся.
И на первый взгляд проста,
А зовётся - … (кислота)
Леонид Чуешков