- Преподавателю
- Химия
- Обобщение знаний по теме Газообразное состояние вещества
Обобщение знаний по теме Газообразное состояние вещества
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грацианова Е.А. |
Дата | 12.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Обобщение, систематизация и коррекция
знаний, умений и навыков учащихся по
темам: «Газообразное состояние вещества»,
«Водород».
Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни - в делах, в уменье перехода от слова к делу, в их согласовании.
Д.И. Менделееев
Обучающие цели урока:
- организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации
знаний в рамках тем: «Газообразное состояние вещества», «Водород»;
-создать условия для отработки понятий, определений ,умений
характеризовать водород как химический элемент и как простое
вещество;
-обеспечить отработку учащимися умений составлять уравнения
химических реакций, решать расчетные задачи;
-обеспечить установление учащимися связей между химическими
свойствами и областями его использования человеком.
Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:
-создать условия для развития у школьников умений формулировать
проблемы, предлагать пути их решения через разработку и
презентацию творческих проектов
-развивать навыки общения, исследовательской и творческой
деятельности;
-способствовать развитию готовности учащихся к самоопределению и
выбору деятельности на уроке с целью постоянного пополнения своих
знаний.
Воспитательные цели:
-содействовать развитию умений учащихся общаться между собой;
-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование и дидактический материал: магнитные доски, наборное полотно, плакаты, дидактический материал для наборного полотна и магнитных досок, набор необходимых дидактических материалов для отработки материала по технологии КСО, тесты, периодическая система Д.И. Менделеева, таблицы по химии, мультимедиа проектор, диски с электронными учебниками, творческие проекты учащихся, аппарат Киппа.
Вещества: цинк, соляная кислота. Урок проводится в кабинете информатики.
V. Задание на дом.
Ход урока.
I .Оргмомент (1 минута).
Посадка учащихся в группы по 4 человека с учетом индивидуальных особенностей.
II . Сообщение темы и цели урока (через мультимедиа проектор) (4 минуты).
Вступительное слово учителя.
Из атомов мир создавала Природа.
У Солнца она заняла водорода,
Соединила его с кислородом,
Ну а потом и с азотом сроднила,
Много веществ она с ним получила.
Стал водород чуть не всюду своим,
Он человеку необходим:
Удобрения, ракеты, аэростаты…
Впрочем, начнем по порядку, ребята.
На протяжении нескольких уроков мы изучали химический элемент и вещество водород. Вы знаете, что это самое легкое вещество-газ.
На сегодняшнем уроке нам необходимо обобщить, систематизировать и расширить знания о газообразном состоянии веществ, строении молекулы водорода, его физических и химических свойствах, получении и использовании человеком; закрепить умения и навыки в составлении уравнений химических реакций, решении расчетных задач. Кроме этого, начнем проводить презентации ваших проектов.
III. Повторение и обобщение учебного материала.
1. Актуализация опорных знаний и представление учащихся о газовых законах, свойствах водорода.
1.1 Работа с таблицей физических величин.
1.2.Дать определения (с использованием таблицы) ( 2 мин.):
количество вещества; молярная масса;
молярный объем; число Авогадро;
1.3. Дайте характеристику химического элемента водорода по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева по алгоритму .Индивидуальный опрос. (1 мин)
Примерный ответ. В периодической системе водород находится в первой группе главной подгруппы. Порядковый номер его равен 1, формула молекулы H2 . Водород проявляет валентность равную 1, например: Н2 O, HCL, CH4 .
В большинстве реакций выступает в качестве восстановителя.
1.4. Какими физическими свойствами обладает простое вещество - водород? (используй алгоритм) (1 мин.)
Примерный ответ: Водород- бесцветный газ, без запаха, в 14,5 раза легче воздуха, малорастворим в воде. При температуре ниже -2400 С под давлением сжижается, а при температуре -2520 С и нормальном давлении кипит, при ее быстром испарении получается твердый водород в виде прозрачных кристаллов.
Дополнительные сведения: водород образует двухатомные молекулы легкого водорода- H2 (протий), молекулы тяжелого водорода - Д2 (дейтерий), Т2- (тритий).Кроме этого, возможно такое сочетание: HД -протодейтерий, HТ- прототритий, и ДТ - дейтеротритий
1.5. Охарактеризуйте химическую активность водорода по плану: (1 мин.)
-
С какими веществами реагирует водород при обычных условиях?
-
Взаимодействие с неметаллами.
-
Взаимодействие с металлами.
-
Восстановительные свойства водорода.
2. Уплотненный опрос.
2.1. Химический диктант с комментированием. (4 мин.)
H2 +O2 (H2 O - вода)
C+ H2 (CH4 - метан)
N2 + H2 (NH3 - аммиак)
Ca + H2 (Ca H2- гидрид кальция)
CuO+ H2 (Cu+ H2 О)
H2+S (H2S- сероводород)
C+ H2 O CO+H2
Образец комментирования:
«Аш» два плюс «О» два, стрелочка, в правой части схемы получится «H 2O».
Уравниваем схему. В левой части уравнения кислорода два атома, а в правой - один. Следовательно, в правой части уравнения перед формулой молекул воды поставим коэффициент два. Проверяем количество атомов водорода в схеме. В левой части уравнения атомов водорода два, а в правой- четыре. Следовательно, в левой части уравнения перед формулой молекулы водорода ставим коэффициент два. Вместо стрелочки ставим знак равенства. Прочитаем уравнение:
Два «аш» два плюс «О» два равно два «аш» два «О». Назовите продукт(ы) реакции. (вода)
2.2. Составьте формулы соединений указанных элементов, заполнив соответствующие клетки таблицы (по цепочке).(1 минута)
Таблица (через мультимедиа проектор)
-
H
Ca (II)
Al (III)
O
Cl (I)
Br (I)
S (II)
C (IV)
2.3. Работа у доски. Задание первому учащемуся:
Н
tезнайке поручили выбрать газ, которым будет заполнен аэростат, он получается в ходе реакций, отраженных уравнениями:
а) H2 O2
б) H2 Oэл...ток
в) C+O2
г) Na+ H2 O
Незнайка затруднился с ответом. Помогите ему назвать газ, которым можно заполнить аэростат, обоснуйте свой выбор, допишите уравнение реакций его получения.
Задание второму учащемуся:
Кляксин пролил чернила свою тетрадь по химии. Помогите ему восстановить записи. Или вам слабо?
Задание третьему учащемуся:
Определи массу, объем и число молекул, содержащихся в 2 моль водорода (для решения задачи воспользуйся самокатом).
3.Способы получения водорода. (3 мин.) (с компьютерами)
Задание1. Соотнесите левую и правую части уравнения и расставьте коэффициенты (по цепочке). Заполните таблицу.
NaCl + H2O H2 + O2
TiH2 Na OH +Cl2 + H2
H2 O Ti+H2
CH4 + H2 O Ca(OH)2+H2
Ca+ H2 O CO+ H2
Zn+HCl CO+H2
C+ H2 O ZnCl2 +H2
Основные способы получения водорода.
В промышленности
В лаборатории
Левая часть уравнения
Правая часть уравнения
Левая часть уравнения
Правая часть уравнения
Задание №2 Собрать аппарат Киппа и объяснить, как его использовать для получения водорода (опыт проводит учитель).
3. Вступительное слово учителя.(слайд10 ).
«Химия, как и всякая наука, есть в / одно время и средство, и цель. Она есть /' средство для достижения тех или других / практических, в общем смысле этого слова, стремлений. Так, при содействии ее облегчается обладание веществом в разных его видах, она дает новую возможность пользоваться силами природы, указывает способы получения и свойства множества веществ и т. п. В этом смысле химия близка к делам заводчика и мастера, роль ее служебная: она составляет средство для достижения блага. К этому, уже почтеннейшему свойству присоединяется, однако, другое: в химии, как и в каждой выработанной науке, есть ряд стремлений высших, не ограничиваемых временными и частными целями (хотя и приводящих к ним и нисколько им не противоречащих), и знакомство с нею в этом отношении, воодушевляющее ее приверженцев и деятелей, выражается прежде всего известным мировоззрением на предмет ее исследований.»
Д. И. Менделеев
4. Применение водорода (творческие проекты учащихся) (8 мин.).
Темы проектов:
-
«Путешествие на необитаемую человеком планету» (Приложение №1)
-
Водород-это важное химическое вещество в жизни человека? (Приложение №2)
8. Отработка учебного материала по Мурманской методике (20 мин.) (Приложение №3)
Цель: повторить основные положения газовых законов, совершенствовать умения в составлении уравнений химических реакций и решении задач.
Листок учителя.
Понятия, законы
Задание
упражнение
Номер карточки
Зависимость объема газа от температуры и давления.
Повтори
нижеприведенное определение и расскажи товарищу.
«Объем газа уменьшается с повышением давления и увеличивается с повышением температуры»
Напишите уравнение реакции взаимодействия водорода с кислородом
Напишите уравнение реакции взаимодействия водорода с оксидом серы
* Напишите уравнение реакции взаимодействия водорода с этиленом (C2 H4) Укажите какая это реакция: Эндотермическая или экзотермическая?
(+ Q; -Q)
№1
Закон Авогадро
Повтори формулировку закона Авогадро и расскажи товарищу. «В равных объемах различных газов при одинаковых условиях
(температура, давление) содержится одинаковое количество вещества»
Выбери правильный ответ: водород не может реагировать с обоими веществами:
а) O2 и H2O
б) Н2O и NH3
В уравнении реакции горения метана правильная запись правой части:
а) CO2 + 2H2O
б) 2CO2 + 4H2O
* В уравнении реакции горения силана SiH4 в кислороде сумма коэффициентов равна:
а) 6;
б) 4.
№2
Следствие закона Авогадро
Повтори формулировку следствия закона Авогадро и расскажи товарищу «Любые газы в количестве 1 моль при нормальных условиях занимает объем 22,4 л/моль». (Нормальные условия:
Р= 1 атм (101,325 кПа)
t =0
Какой объем займет при н.у. 0,1 моль кислорода?
Сколько молекул содержит 2,24 л H2?
* Составьте и решите задачу по следующим данным:
V=44,8 л
=?
№3
Реакции восстановления
Повтори и расскажи товарищу, какие реакции называются реакциями восстановления. «Реакциями восстановления называются процессы, в результате которых от соединения отнимается кислород. Вещества, отнимающие кислород, называются восстановителями».
Напишите уравнение реакции взаимодействия водорода с оксидом меди. Укажите, какой элемент называется восстановителем.
Напишите уравнения реакции, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
Cu CuO Cu
* медь
гидрид сероводород
н
H2атрия
соляная вода
кислота
9. Итоговое тестирование (6 мин.) (Приложение №4)
V. Задание на дом. (1 мин.) Завершить работу с текстами по темам: «Газообразные вещества», «Водород». (Р.А. Лизина, К.И. Потапов),
Работа с опорным конспектом.
VI. Итог урока (1мин.)