Урок по теме: Металлическая связь

Урок является составляющим в теме:''Атомы химических элементов''.Используемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».Цель технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Развивающие задачи урока: создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации; развитие критич...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Химия-8класс.

Урокпо теме:''Металлическая химическая связь''.

Урок является составляющим в теме:''Атомы химических элементов''. Всего на эту тему запланировано 11 часов. Это 9-ый урок темы, изучается после ковалентной и ионной связи.

Описание исходного уровня знаний.

На момент урока учащиеся знают:

1. Строение атома.

  1. Умеют пользоваться периодической системой химических элементов.

  2. Умеют записывать схемы строения атомов химических элементов.

  3. Знают понятия : атом, ион, катион, анион.

  4. Знают виды химической связи: ионная, ковалентная полярная и ковалентная неполярная, умеют записывать схемы образования этих связей, знают в каких соединениях встречаются эти виды связей.

Цель урока: сформировать представление о металлической химической связи, показать единую природу химической связи.

Образовательные задачи урока:

познакомить учащихся с металлической связью, знать определение металлической связи;

уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью;

Развивающие задачи урока:

создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;

развитие критического мышления, памяти, внимания, наблюдательности.

Воспитательные задачи урока: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Формирование ключевых компетенций:

ценностно - смысловых ( видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков);

коммуникативных ( владеть химическим языком, уметь работать в парах);

учебно - познавательных ( добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения , проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу);

информационной ( искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее).

Эпиграф урока: "Единственный путь, ведущий
к знанию, - это деятельность"
(Б. Шоу.)

Тип урока: - изучение нового материала.

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные, наглядные.

По логике передачи и восприятию учебной информации: дедуктивные, аналитические.

По степени самостоятельности: репродуктивный, продуктивный: (частично - поисковый, исследовательский).

Формы организации обучения:

-фронтальная;

-парная;

-самостоятельная;

- индивидуальная.

Методы и формы контроля: работа по алгоритму, тестирование, работа с карточками, домашнее задание.

Оборудование: ПК, медиапроектор, на доске - формулы веществ на магнитах, на каждом столе у учащихся - информационный текст, образцы металлов и сплавов, бланки с заданиями.

Используемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Цель технологии развития критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Задача учителя - найти современные формы, методы и приемы обучения и воспитания молодежи на уроках, активизировать познавательные способности, развивать творческий потенциал каждого обучающегося.

Выделяют три основных этапа в применении технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию.

Первый этап - вызов. С этого этапа начинается урок. Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность и побудить к активной работе обучающихся.

Второй этап - осмысление. Школьники получают новую информацию, осмысливают ее, соотносят с уже имеющимися знаниями.

Третий этап - рефлексия. Это целостное обобщение полученной информации, формирование собственного отношения к изучаемому материалу, приемов работы, которые ориентированы на создание условий для развития каждого обучающегося.

Технологический паспорт урока:


Стадии

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Приемы

Составление кластера(пучок)

Работа с информационным текстом и учебником.

кластер

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методическое обоснование

1.Вызов

Дидактические задачи: актуализация знаний, которые необходимо обобщить, формирование мотивации к работе.

Организационный этап

Вхожу в класс, приветствую учащихся, определяю, отсутствующих, проверяю готовность к уроку: внешний вид учащихся, состояние рабочего места.

Этап подготовки учащихся к сознательному и активному усвоению знаний - актуализация опорных знаний

Мне приятно видеть вас снова на уроке химии.Я уверена, что наша работа будет плодотворной. Вы все сможете достигнуть положительного результата в учебном труде. Вы все успешны. Но для этого надо трудиться. Как сказал Плавт, римский драматург:

«Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу»

На предыдущих уроках мы начали знакомство с видами химических связей. И сегодня продолжим это знакомство.

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ( ПУЧОК)

Ставлю учебную задачу, задаю вопросы:

Что мы изучали с вами в течение нескольких уроков?

Что мы знаем о химической связи?


Какие типы химических связей мы изучили?


Какую химическую связь называют ионной? Ковалентной? Какая связь называется ковалентной неполярной и полярной?

Ребята, на доске даны формулы веществ распределите их по типам связи.

Формулы веществ: NaCl , O2 , HCl , Na , K2S , H2S, Mg , H2 ,Al .







У каких веществ вы затруднились определить тип химической связи? Что это за вещества, определите по периодической системе? А если образуется простое вещество металл? Какой вид связи может быть в этих веществах?

И тема урока

сегодня: «Металлическая химическая связь» (Слайд 2)(запись в тетрадях)

Типы химической связи

↙ ↓ ↘?

Ионная Ковалентная Металлическая / \

Неполярная Полярная Ребята, у вас на столах лежат образцы металлов и сплавов. Внимательно рассмотрите их. Вы уже знаете, как взаимодействуют между собой атомы металлов и неметаллов, а также атомы неметаллов между собой.
- Сегодня мы рассмотрим, как будут взаимодействовать атомы металлов между собой. Почему металлы существуют в виде слитка, куска или металлического изделия?
- Что удерживает атомы металла в единое целое?
- Какими свойствами обладают металлы и от чего они зависят - мы с вами должны ответить на этом уроке (Слайд 3)

Целью нашего урока является: (Слайд 4)

Сформировать понятие о металлической связи.

Изучить механизм образования связи.

Познакомиться со свойствами металлов. При изучении темы урока мы встретим следующие понятия:

  1. Металл,

  2. Атом,

  3. Ион,

  4. Электрон.

Поэтому я предлагаю вам их вспомнить.Возьмите карточки с понятиями и в течение 3-4 минут вспомните их определения.


Учащиеся приветствуют учителя, проверяют состояние своего рабочего места





Учащиеся внимательно слушают, знакомятся со своей деятельности на уроке




Отвечают на вопросы:

(предполагаемые ответы)


Химическую связь.

Типы химических связей, их механизмы образования.


Ионную и ковалентную: неполярную и полярную.


Дают определение типам связи.






Учащиеся записывают формулы веществ,определяют вид связи обосновывают свой выбор, исходя из качественного состава вещества,сравнивают, исправляют или дополняют друг друга


Отвечают на вопросы.

Na , Mg, Al.

Металлы.


(предположение: металлическая)




Учащиеся внимательно слушаютзаписывают в тетрадь.






Учащиеся смотрят, внимательно слушают, знакомятся с целями урока и алгоритмом своей деятельности на уроке.




























Работают в парах по карточкам


Обеспечить доброжелательную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.




Слова учителя мотивируют познавательную деятельность учащихся.




Данный этап предполагает подготовку мышления детей к познавательной деятельности.

1) актуализацию знаний, умений, навыков о видах химической

2) тренировку соответствующих мыслительных операций: сравнение, анализ.

3) фиксация в громкой речи различных вариантов решения;

4) формируются коммуникативные умения





Прием сравнения стимулирует аналитическое мышление и внимание.


Смена вида деятельности предупреждает утомление.







Действия учителя направлены на отработку навыков учащихся по выполнению единых требований ведения тетради.



































Работа со специальными терминами способствует развитию химически грамотной речи.


2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Учащимся предлагается новая информация, которую они должны отработать.
Задачи этой стадии:

организация активной работы с информацией, увязать их уже с имеющимися знаниями

активно отслеживать свое понимание (каждому)

Эта технология связана с текстом и письмом. Требования к тексту: 7-10 минут прочтения. Текст-это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающих свойствами связности и целостности. Текст должен быть адаптирован.

А сейчас я предлагаю закрепить изученный материал, работая по карточкам. Для организации работы воспользуйтесь алгоритмом. Время на работу 4-5 минут.


Давайте проверим полученные результаты.



Молодцы. Вы успешно справились с заданием.Особенности металлической связи мы рассмотрели. Тогда попробуйте ответить на вопрос, поставленный вначале урока.

«Почему именно металлы обладают способностью проводить электрический ток?»

Молодцы. Я с вами согласна (или несогласна).

Контроль и закрепление знаний.

Для подведения итога работы по теме, я предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме, чтобы проверить как вы усвоили материал урока. (индивидуальная работа по карточкам с тестовым заданием)

Обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения заданий, используя ключ на экране.(Слайд 6)

Читают текст, также знакомятся с информацией в учебнике, на слайде(5), где схема образования металлической связи. Работают в парах,. проводят взаимоопрос.
















Выполняют заданиев тетрадях.

(карточка по видам химической связи).










Желающие работают у доски, ребята проверяют правильность своих ответов.
















Отвечают на поставленный вопрос.














Выполняют тестовуюработу, еще раз осмысливают информацию, полученную ими на уроке.








Обмениваются тетрадями, сверяют ответы, используя ключ.

Данная форма работы позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, активизировать их познавательную деятельность, проконтролировать усвоение программного материала, а также способствует развитию внимания, способствует развитию навыков само- и взаимоконтроля, воспитывает у обучающихся чувство ответственности за свои действия и решения, формирует умение работать в парах.








Развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное и особенное, умение высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.Умение работать с пониманием полученных знаний, осознанность усвоения знаний.


Данный методический прием развивает у учащихся умения обобщать, систематизировать, выделять главное, способствует развитию устной речи, дает учителю информацию о степени осмысления учебного материала, позволяет определить необходимость и формы коррекции знаний и способов деятельности.









Умение работать с пониманием полученных знаний, осознанность усвоения знаний.







Умение работать с пониманием полученных знаний, осознанность усвоения знаний,воспитание дисциплинированности, трудолюбия, самостоятельности.


Оценка учебной деятельности сверстниками указывает на достижения школьника в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы и пути их устранения.


3.Рефлексия

Презентация получившегося кластера классу. (Слайд 7).







Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

На этом знакомство с металлической связью мы заканчиваем.

Запишите задание на дом. (слайд 8)







И в завершении урока попробуйте проанализировать свою работу по желанию, начиная словами: (слайд 9)

Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где возникло затруднение? Каковы результаты класса?(мои собственные)? Кого можно похвалить? Над чем ещё надо поработать? Подвожу итоги, оцениваю, как работал класс, выставляю и комментирую оценки.





- Вы сегодня молодцы. Все смогли подняться еще на ступеньку выше в своих знаниях по химии. Я благодарю вас за работу. До свидания.


Уточняют кластер, описывающий виды химической связи, проверяют информацию предложенную в момент вызова.








Учащиеся слушают рекомендации по выполнению домашнего задания, записывают домашнее задание в дневники.








Учащиеся получают информацию о результатах своей деятельности.



Данный методический прием развивает у учащихся умения обобщать, систематизировать, выделять главноепозволяет определить необходимость формы коррекции знаний и способов деятельности.





Инструктаж по выполнению домашнего задания мотивирует на необходимость его выполнения, концентрирует внимание учащихся на основополагающих знаниях и умениях, влияет на формирование таких качеств личности как самодисциплина, чувство долга и ответственности.



Оценка учебной деятельности указывает на достижения школьника в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы и упущения и пути их устранения, поэтому оценка служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов и положительных качеств личности: трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей.









Приложения к уроку.

Информационный текст.

Металлы - это элементы 1-3 групп главных подгрупп, а также всех побочных подгрупп периодической системы. Они хорошо проводят электрический ток. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить особенности их строения. Атомы металлов на внешнем энергетическом уровне имеют небольшое число электронов, поэтому они стремятся их отдать. Хорошо, если есть неметалл, который их примет. А если его нет, что тогда? В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в положительные ионы. «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом-ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые могут выступать в роли переносчиков электрических зарядов. Схему образования металлической связи можно записать так:

Э0 - ne- → Эn+

Где n - число внешних электронов, участвующих в образовании связи.

Наблюдается этот вид связи в металлах - простых веществах и сплавах.

Таким образом, металлической называется связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов.








Карточка с понятиями



Ионы




Атом


Металл




Электрон

Оборотная сторона карточки



Наименьшая незаряженная частица, состоящая из ядра, вокруг которого вращаются электроны



Отрицательно или положительно заряженные частицы



Отрицательно заряженная частица атома



Элементы периодической системы, которые в химических взаимодействиях отдают электроны










Карточка по видам химической связи



Вариант I

Вариант II

Вариант III

Вариант IV


1


CO2


O2


NaCl


Са


2


К2О


NO


К


Br2


3


H2


Na


SiН3


Са3Р2


4


Mg



КI


N2


NH3



Алгоритм работы с карточкой


  1. Из предложенных в карточке формул веществ выбери формулу простого вещества металла.


  1. Запиши схему образования металлической химической связи для выбранного вещества.


  1. Обсуди полученные результаты с соседом по парте.




Задание в тестовой форме.

  1. Химическая связь - это:

а) взаимодействие между атомами

б) взаимодействие между молекулами

в) взаимодействие между электронами


  1. Связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных электронов, называется:

а) ковалентной

б) ионной

в) металлической


  1. Положительно заряженный ион - это:

а) катион

б) анион

в) электрон


  1. Вещество, молекулы которого образованы посредством металлической связи:

а) О2 - кислород

б) Al - алюминий

в) Н2S - сероводород


  1. Схема образования металлической химической связи:

а) Э0 - n e- → Эn+

бУрок по теме:Металлическая связь) Э0 + ne- → Эn-

вУрок по теме:Металлическая связь) Э0 - ne- → Эn+







© 2010-2022