Роль проблемного обучения в курсе преподавания химии

Проблемное обучение в курсе преподавания химии в среднем профессиональном образовании занимает одно из основных мест. В преподавании химии в техникуме основная опора на полученные знания по основному общему образованию, поэтому необходимо повторение основных тем школьного курса. В данном материале показана работа преподавателя по проблемному обучению студентов. Приведены примеры при изучении различных тем по химии, общая схема проблемного обучения для использования педагогами. Материал можно исп...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Роль проблемного обучения в курсе преподавания химии».



В решении задач, стоящих перед курсом химии в техникумах, главная роль отводится научному содержанию урока. Вместе с тем в процессе обучения важное значение имеют пути передачи и получения знаний. Одним из них является проблемное обучение, связанное с постановкой и решением учебных проблем. Оно обеспечивает активное приобретение знаний, их творческое применение, развитие познавательной самостоятельности и формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

Проблемный путь предполагает не сообщать знания в готовом виде, а, создавая проблемные ситуации выдвигать перед студентами определённые задачи, в ходе решения которых они и приобретают знания. Процесс мышления, начавшись с проблемной ситуации, переходит в поиск, который приводит к субъективному открытию неизвестного. Поэтому при проблемном обучении задача преподавателя сводится к такой организации учебных занятий, при которой у студентов возникла бы потребность в самостоятельном приобретении новых знаний при непосредственном или опосредственном руководстве преподавателя. Это обеспечивает оптимальное усвоение знаний, овладение способами их получения и применения. Знания, приобретённые самостоятельно, становятся осознанными и прочными.

Познавательная проблема - сложный вопрос, требующий выяснения нового, ранее неизвестного, не простого воспроизведения известных знаний, а умственной работы, связанной с преодолением определённых трудностей и противоречий. В процессе её решения студентами рассматриваются разные варианты, точки зрения, выявляются противоречия и, наконец, устраняются. Проблемное обучение включает три основных этапа:

1 этап - определение проблемы;

2 этап - решение проблемы;

3 этап - получение результатов.

Каждый из этих этапов в свою очередь предполагает различные виды деятельности. Процесс проблемного обучения можно представить в виде следующей схемы:



Проблемное обучение

Определение проблемы ------ Решение проблемы ------Получение результатов

Актуализация Выдвижение Обсуждение

знаний гипотезы результатов


Создание проблемной Деятельность Выводы

ситуации направленная на

разрешение проблемы

Формирование проблемы

Эффективность проблемного обучения зависит от имеющегося запаса знаний, приобретённых студентами до постановки проблемы и от сформированных умений применять полученные знания в сходных или новых условиях. Поэтому я тщательно провожу отбор таких понятий из ранее изученного материала при проведении урока или системы уроков с проблемным подходом. Опорные знания на таких уроках необходимы как для принятия проблемы студентами, так и для её решения. Поэтому перед каждым проблемным уроком организовываю повторение опорных знаний. С этой целью студентам я предлагаю задания, в которых не только перечислены параграфы и страницы, но также и основные вопросы, которые будут рассматриваться на уроке. Опорные знания облегчают понимание проблемы и выбор наиболее рационального пути её решения. Студенты наглядно видят конкретные примеры использования приобретённых знаний, умений и навыков, поэтому относятся к повторению пройденного учебного материала с большой ответственностью.

В осуществлении проблемного подхода к изучению учебного материала важное значение имеет выявление проблемы, с решением которой связана поисковая деятельность студентов на уроке. Наиболее трудно выделить в проблеме основной вопрос и сформулировать его так, чтобы создать для студентов проблемную ситуацию и указать путь поиска. При постановке проблемы обращаю внимание на противоречия, которые имеются в ней, на важность решения. Это вызывает и помогает добиться принятия её студентами. Постановка проблемы способствует целенаправленному отбору учебного материала и определению мыслительного процесса, овладеванию студентами важными логическими операциями. Студенты не могут принять проблему, а тем более включиться в её решение, если они не будут к этому подготовлены, не будут обладать обходимыми знаниями для самостоятельного решения проблемных вопросов. Поэтому актуализация знаний предполагает привлечение имеющегося опыта студентов, а в отдельных случаях и сообщение некоторых знаний, без которых невозможно разрешить проблемную ситуацию.

На первом курсе при выдвижении проблем в процессе обучения учитываю уровень подготовки студентов. Для этого сначала приводим в систему знания за курс основного общего образования, а затем уже студентов постепенно обучаю пониманию проблемы и путей её решения.

Очень ответственным моментом становится обсуждение результатов решения проблемы, т.к. качество и уровень их часто бывают неодинаковыми. В процессе коллективного обсуждения вносятся коррективы и уточнения в данную проблему. Кроме того, обсуждение результатов вырабатывает у студентов критический подход к содержанию и способам выполнения проблемного задания. В конечном итоге студенты находят общее в знаниях, формируют новые выводы.

Проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности студентов, повышает интерес к предмету. Однако проблемный подход требует много времени для своей реализации. Кроме того, не всякий учебный материал можно изучать проблемно. Всё это учитывается при выборе методов обучения и отборе содержания учебного материала.

Наиболее часто проблемный подход осуществляю при изучении нового материала, т.к. чаще всего проблема возникает при знакомстве студентов с новыми неизвестными фактами и явлениями, т.е. когда вступает в противоречие старое с новым. Реже используется создание проблемных ситуаций на других этапах урока, в домашней учебной работе и на уроках повторения. В этих случаях ставлю проблемные вопросы связанные с профессиональной направленностью.

При использовании проблемных вопросов в процессе закрепления требуется применения знаний в аналогичных или новых ситуациях.

Иногда студентам предлагаю подумать дома над следующими проблемными вопросами:

- В чём сходство и различие реакции замещения в неорганической и органической химии?

- Чем отличается реакция гидратации?

На уроках повторения и обобщения знаний особенно важно использовать проблемные вопросы, т.к. они дают возможность привлекать знания из разных предметов и приводить их в систему. Например:

- Какая существует зависимость между плотностью, твёрдостью, тугоплавкостью, электрической проводимостью металлов и типом кристаллической решётки?

- Чем объяснить, что у сплавов электрическая проводимость ниже, чем у чистых металлов?

Демонстрационные и лабораторные опыты в процессе проблемного обучения выполняют две функции: служат для создания проблемных ситуаций и для решения проблем. Для создания проблемной ситуации может быть использован не каждый опыт. В связи с этим к опытам, с помощью которых ставится проблема, предъявляются требования:

  1. Их содержание должно опираться на известные студентам явления и закономерности и создать посильную проблему.

  2. Они должны вызывать интерес, возбуждать любознательность.

Для создания проблемной ситуации я анализирую учебный материал с точки зрения структуры и особенностей его усвоения, возможностей использования опытов для постановки и решения проблем. В связи с этим в тематическом планировании учебного материала заранее предусматриваю место для таких опытов в учебной теме, определяя конкретно урок, на котором можно их использовать, и какие задачи с их помощью будут решаться. Это даёт возможность более эффективно и с большей отдачей решать задачи, поставленные перед уроком.

Однако, необходимо помнить, что опыты, с помощью которых можно ставить перед студентами проблемы, сами по себе не могут решить задачи, стоящие перед уроком. Они являются лишь одним из средств активизации мыслительной деятельности, т.к. помогают в наглядной форме противопоставить неизвестное известному и побуждают студентов к активному поиску путей решения возникшей проблемы. Поэтому только во взаимосвязи с другими средствами, методами и приёмами такие опыты приобретают важное значение в обучении химии.

Таким образом, в процессе проблемного обучения знания добываются студентами в ходе активной самостоятельной работы над решением познавательных проблем.


© 2010-2022