Урок Скорость химической реакции и факторы, влияющие на смещение равновесия

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме:


«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на смещение равновесия»

Учитель: О.В. Бурда

ЦЕЛЬ:

  • Познакомить учащихся с понятием «скорость химической реакции»;

  • Выявить зависимость скорости гомогенных и гетерогенных реакций от различных факторов.

  • Выявить различая между обратимыми и необратимыми реакциями.

ОБОРУДОВАНИЕ: Na2S2O3,серная кислота, хим.стакан, пробирки,

HCI , CH3COOH , Zn, СиО, мрамор, мел.

ХОД УРОКА:

1. Организация начала урока.

2.Мотивация (вступительное слово учителя):

Давайте попробуем ответить на такие вопросы:

1) Что изучает химия? 2)Что такое химическая реакция?

Химическая реакция- вот подлинная душа химии. Ежесекундно во всем мире их протекает бесчисленное множество.

-Я говорю, вы думаете - и в вашем мозгу (голове) совершаются миллионы химических реакций.

-В стакан крепкого чая вы кладете кусочек лимона, и цвет напитка бледнеет: произошла химическая реакция.

-Первобытный человек, который научился разжигать костер, был и химиком. Он провел первую химическую реакцию- горения.

-Что такое взрыв? Самая обыкновенная химическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и газов. Это пример моментального химического процесса, например ,взрыв динамита. Это реакция «молния».

-Есть и реакции «черепахи». В стеклянном сосуде смешали два газа-Н2 иО2 .Сосуд может стоять сколько угодно: день, месяц, год. Похоже. что химическая реакция не идет. Да нет, соединение газов происходит ,но очень медленно.

Какие еще реакции идут быстро и медленно? (Слайд№1)

-ржавление железа - консервной банки,например.10 лет.

-Бумага в лесу 1 год.

-стекло практически не разрушается в течение столетий.

3.Тогда давайте ответим на другие вопросы:

1) Что необходимо, чтобы реакция произошла?

2)Какие реакции называются гомогенными и гетерогенными? (Слайд№3и 2)

3) Какие частицы называются активными? (Слайд№4)

4) как влияет природа реагирующих веществ? (Слайд№5-6)

5)Влияние температуры (Слайд№7-8)

6)Влияние концентрации (Слайд№10)

7)Какие реакции называют обратимыми?

4.Химический эксперимент с использованием веп- камеры демонстрирует учитель, учащиеся комментируют наблюдаемые результаты и записывают выводы в тетрадь о влиянии различных факторов на скорость реакций:

1.Природа реагирующих веществ.

Налеваем в одну пробирку соляную кислоту(HCI) ,а в другую уксусную кислоту(CH3COOH).В каждую из пробирок положим по 1-2 кусочка цинка (Zn).Что наблюдаете? Сделайте вывод исходя из активности кислот. Напишите уравнения реакций.

2.Концентрация реагирующих веществ.

В две пробирки нальем равное количество тиосульфата натрия Na2S2O3 ,содержимое одной из пробирок разбавим водой(для уменьшения концентрации).Затем в каждую из пробирок но возможности одновременно добавим по 1 капле серной кислоты.В какой из пробирок скорее образовался осадок и почему?

Na2S2O3+H2SO4=Na2SO4+H2O+SO2+S

3.Площадь соприкосновения.

Возьмем два одинаковых кусочка мела или мрамора, один измельчим .В каком случае площадь больше? Поместим мел (мрамор) в две пробирки. Приливаем немного кислоты. Что наблюдаете? Где процесс закончился раньше? Почему? Напишите уравнения реакции

4.Влияние температуры.

Наливаем в две пробирки соляную кислоту(HCI) В каждую из пробирок положите по 1-2 кусочка СиО. Одну из пробирок аккуратно нагреем в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Сделайте вывод о влиянии температуры на скорость реакции. Напишите уравнение реакции.

5.Влияние катализатора

В пробирку с водой бросаем таблетку гидропирита. Что наблюдаем? Затем в эту пробирку добавляем несколько кристаллов MnО2 . Как изменилась скорость реакции? Чем в данном случаи являлся MnО2 и какое он оказал действие?

5.Выводы учащихся обобщаются с помощью устных ответов, записей на доске, на экране компьютера.

6. Сообщение учащихся о роли катализаторов - ферментов в организме человека.

7.Принцип Ле-Шателье (Слайд№14)

7.Закрепление материала - работа с классом:

Вставьте пропущенные слова:(слайд 18)

1.На скорость всех реакций оказывает влияние ……

2.Давление оказывает влияние только на те реакции, где хотя бы одно вещество находится в ….. состоянии.

3.В обратимых гетерогенных реакциях …. вещества не влияют на состояние равновесия.

Какие утверждения верны? (слайд 19)

1.При увеличении концентрации одного из веществ равновесие смещается в сторону его расходования.

2.Катализатор влияет только на скорость прямой реакции.

А1.верно только 1

А2. верно только 2

А3.верны оба выражения

А4. оба выражения неверны

Какие утверждения верны? (слайд 20)

1. Все реакции окисления - экзотермические.

2. Все реакции ионного обмена протекают до конца.

А1.верно только 1

А2. верно только 2

А3.верны оба выражения

А4. оба выражения неверны

8. Закрепление знаний.

Выполнение тестовой работы в группах:


1.Какая из реакций будет протекать с большей скоростью:

1)Fe и S

2)Fe и HCL

3)NaOH и HCL

2.Давление влияет на реакции, которые протекают между:

1) газообразными веществами

2)жидкими веществами

3)жидким и твердым веществом.

3.Гомогенная реакция - это реакция, которая протекает между

1)жидкостью и газом

2)двумя жидкостями

3)кристаллическим веществом и газом.

4.найдите гетерогенную реакцию:

1)Fe и S

2)Fe и HCL

3)NaOH и HCL

5.С наименьшей скоростью будет протекать реакция:

1)между двумя жидкостями

2)между жидкостью и газом

3)между двумя твердыми веществами

6. Найдите обратимую реакцию:

1)2НСL+Zn= ZnCL2 + H2

2)CO2+H2O= H2CO3

3)CaCO3+2HCL = CaCL2+CO2+H2O

7.Необратимые реакции -это реакции, которые

1)протекают в одном направлении

2)протекают во взаимообратных направлениях

3)инициируются катализатором

8.Реакция ионного обмена будет обратимой, если

1) одно из веществ будет выпадать в осадок

2) одно из веществ будет выделяться в виде газа

3)все вещества будут растворимы

9. Проверка Тестовая работа высвечивается на доске и проверяется, группы сами выставляют себе оценки и сообщают их.

10.Синквеин (итог):

1.Назовите самое главное слово сегодняшнего урока (существительное - реакция).

2.Опишите его (прилагательные- обратимые, необратимые, гомогенные…).

3.Что больше всего запомнилось с сегодняшнего урока?

Урок Скорость химической реакции и факторы, влияющие на смещение равновесия








© 2010-2022