- Преподавателю
- Химия
- Урок Скорость химической реакции и факторы, влияющие на смещение равновесия
Урок Скорость химической реакции и факторы, влияющие на смещение равновесия
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурда О.В. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Открытый урок по теме:
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на смещение равновесия»
Учитель: О.В. Бурда
ЦЕЛЬ:
-
Познакомить учащихся с понятием «скорость химической реакции»;
-
Выявить зависимость скорости гомогенных и гетерогенных реакций от различных факторов.
-
Выявить различая между обратимыми и необратимыми реакциями.
ОБОРУДОВАНИЕ: Na2S2O3,серная кислота, хим.стакан, пробирки,
HCI , CH3COOH , Zn, СиО, мрамор, мел.
ХОД УРОКА:
1. Организация начала урока.
2.Мотивация (вступительное слово учителя):
Давайте попробуем ответить на такие вопросы:
1) Что изучает химия? 2)Что такое химическая реакция?
Химическая реакция- вот подлинная душа химии. Ежесекундно во всем мире их протекает бесчисленное множество.
-Я говорю, вы думаете - и в вашем мозгу (голове) совершаются миллионы химических реакций.
-В стакан крепкого чая вы кладете кусочек лимона, и цвет напитка бледнеет: произошла химическая реакция.
-Первобытный человек, который научился разжигать костер, был и химиком. Он провел первую химическую реакцию- горения.
-Что такое взрыв? Самая обыкновенная химическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и газов. Это пример моментального химического процесса, например ,взрыв динамита. Это реакция «молния».
-Есть и реакции «черепахи». В стеклянном сосуде смешали два газа-Н2 иО2 .Сосуд может стоять сколько угодно: день, месяц, год. Похоже. что химическая реакция не идет. Да нет, соединение газов происходит ,но очень медленно.
Какие еще реакции идут быстро и медленно? (Слайд№1)
-ржавление железа - консервной банки,например.10 лет.
-Бумага в лесу 1 год.
-стекло практически не разрушается в течение столетий.
3.Тогда давайте ответим на другие вопросы:
1) Что необходимо, чтобы реакция произошла?
2)Какие реакции называются гомогенными и гетерогенными? (Слайд№3и 2)
3) Какие частицы называются активными? (Слайд№4)
4) как влияет природа реагирующих веществ? (Слайд№5-6)
5)Влияние температуры (Слайд№7-8)
6)Влияние концентрации (Слайд№10)
7)Какие реакции называют обратимыми?
4.Химический эксперимент с использованием веп- камеры демонстрирует учитель, учащиеся комментируют наблюдаемые результаты и записывают выводы в тетрадь о влиянии различных факторов на скорость реакций:
1.Природа реагирующих веществ.
Налеваем в одну пробирку соляную кислоту(HCI) ,а в другую уксусную кислоту(CH3COOH).В каждую из пробирок положим по 1-2 кусочка цинка (Zn).Что наблюдаете? Сделайте вывод исходя из активности кислот. Напишите уравнения реакций.
2.Концентрация реагирующих веществ.
В две пробирки нальем равное количество тиосульфата натрия Na2S2O3 ,содержимое одной из пробирок разбавим водой(для уменьшения концентрации).Затем в каждую из пробирок но возможности одновременно добавим по 1 капле серной кислоты.В какой из пробирок скорее образовался осадок и почему?
Na2S2O3+H2SO4=Na2SO4+H2O+SO2+S
3.Площадь соприкосновения.
Возьмем два одинаковых кусочка мела или мрамора, один измельчим .В каком случае площадь больше? Поместим мел (мрамор) в две пробирки. Приливаем немного кислоты. Что наблюдаете? Где процесс закончился раньше? Почему? Напишите уравнения реакции
4.Влияние температуры.
Наливаем в две пробирки соляную кислоту(HCI) В каждую из пробирок положите по 1-2 кусочка СиО. Одну из пробирок аккуратно нагреем в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Сделайте вывод о влиянии температуры на скорость реакции. Напишите уравнение реакции.
5.Влияние катализатора
В пробирку с водой бросаем таблетку гидропирита. Что наблюдаем? Затем в эту пробирку добавляем несколько кристаллов MnО2 . Как изменилась скорость реакции? Чем в данном случаи являлся MnО2 и какое он оказал действие?
5.Выводы учащихся обобщаются с помощью устных ответов, записей на доске, на экране компьютера.
6. Сообщение учащихся о роли катализаторов - ферментов в организме человека.
7.Принцип Ле-Шателье (Слайд№14)
7.Закрепление материала - работа с классом:
Вставьте пропущенные слова:(слайд 18)
1.На скорость всех реакций оказывает влияние ……
2.Давление оказывает влияние только на те реакции, где хотя бы одно вещество находится в ….. состоянии.
3.В обратимых гетерогенных реакциях …. вещества не влияют на состояние равновесия.
Какие утверждения верны? (слайд 19)
1.При увеличении концентрации одного из веществ равновесие смещается в сторону его расходования.
2.Катализатор влияет только на скорость прямой реакции.
А1.верно только 1
А2. верно только 2
А3.верны оба выражения
А4. оба выражения неверны
Какие утверждения верны? (слайд 20)
1. Все реакции окисления - экзотермические.
2. Все реакции ионного обмена протекают до конца.
А1.верно только 1
А2. верно только 2
А3.верны оба выражения
А4. оба выражения неверны
8. Закрепление знаний.
Выполнение тестовой работы в группах:
-
1.Какая из реакций будет протекать с большей скоростью:
1)Fe и S
2)Fe и HCL
3)NaOH и HCL
2.Давление влияет на реакции, которые протекают между:
1) газообразными веществами
2)жидкими веществами
3)жидким и твердым веществом.
3.Гомогенная реакция - это реакция, которая протекает между
1)жидкостью и газом
2)двумя жидкостями
3)кристаллическим веществом и газом.
4.найдите гетерогенную реакцию:
1)Fe и S
2)Fe и HCL
3)NaOH и HCL
5.С наименьшей скоростью будет протекать реакция:
1)между двумя жидкостями
2)между жидкостью и газом
3)между двумя твердыми веществами
6. Найдите обратимую реакцию:
1)2НСL+Zn= ZnCL2 + H2
2)CO2+H2O= H2CO3
3)CaCO3+2HCL = CaCL2+CO2+H2O
7.Необратимые реакции -это реакции, которые
1)протекают в одном направлении
2)протекают во взаимообратных направлениях
3)инициируются катализатором
8.Реакция ионного обмена будет обратимой, если
1) одно из веществ будет выпадать в осадок
2) одно из веществ будет выделяться в виде газа
3)все вещества будут растворимы
9. Проверка Тестовая работа высвечивается на доске и проверяется, группы сами выставляют себе оценки и сообщают их.
10.Синквеин (итог):
1.Назовите самое главное слово сегодняшнего урока (существительное - реакция).
2.Опишите его (прилагательные- обратимые, необратимые, гомогенные…).
3.Что больше всего запомнилось с сегодняшнего урока?