Игра. Брейн-ринг. Органическая химия

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра «Брейн-ринг. Органическая химия»


Цели:

  1. развитие устойчивого интереса к химии,

  2. развитие творческой активности учащихся,

  3. расширение связей с другими предметами,

  4. воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, работать в коллективе, умения проигрывать.

Ход мероприятия.

Ведущий 1: Добрый день! Мы приветствуем Вас на интеллектуальной игре «Брейн-ринг»

Ведущий 2: Сегодня играют 3 команды 10 класса.

Ведущий 1: Представляем жюри..

Ведущий 2: Команды готовы?

Ведущий 1: Напоминаем правила нашей игры. Игра состоит из 3 раундов по 8 вопросов.

Ведущий 2: Ведущий зачитывает вопрос, после команды "Время" команды могут приступать к обсуждению вопроса.

Ведущий 1: На обсуждение командам дается одна минута. По ходу обсуждения вопроса ведущий вправе объявлять или не объявлять командам время оставшееся до конца обсуждения.

Ведущий 2: Ответы записываются на специальных карточках с указанием названия команды, номера вопроса и одного варианта ответа.

Ведущий 1: По окончании минуты команды имеют десять секунд для того чтобы записать ответ и принести карточку с ответом ведущему.

Ведущий 2: Если у команды нет версии ответа, то сдаётся пустая карточка с названием команды и номером вопроса.

Ведущий 1: По окончании десятисекундного отсчёта карточки с ответами не принимаются.

Ведущий 2: В случае, если на карточке два или несколько вариантов ответа, не указано название команды или номер вопроса, то ответ считается неверным.

Ведущий 1: Итак, начинаем!!!

Раунд 1.

Вопрос 1. Однажды теплым весенним днем 1836 г. в одном из частных казанских пансионов случился взрыв. Старший воспитатель Роланд кинулся в подвал и извлек на свет восьмилетнего мальчишку с опаленными бровями и волосами. Мальчишку замкнули в темном карцере, но, полагая, что этого мало, воспитатель повесил ему на шею черную доску с надписью "великий химик" и выставил на всеобщее осмеяние. Если бы этот Роланд мог знать, что именно над ним посмеется судьба, а мальчишка станет славой и гордостью русской науки! Назовите имя этого человека.

Ответ. Александр Михайлович Бутлеров.

Вопрос 2. Однажды А.М.Бутлеров, придя к товарищу, не застал того дома. Окинув взглядом комнату, он заметил некий предмет, стоящий у камина. Когда хозяин вернулся, то сразу заметил "визитную карточку" Бутлерова - букву "Б". Что за предмет использовался для создания "визитки"?

Ответ: кочерга.

Вопрос 3. Александр Михайлович Бутлеров известен прежде всего как выдающийся химик. Однако в круг его интересов попадали самые разные вещи; например, степень кандидата он получил за работу о бабочках. А его последней работой, так сказать, прощальным поклоном, стало краткое руководство... По какой деятельности?

Ответ: пчеловодство.

Вопрос 4. Александр Михайлович Бутлеров создавал свою структурную теорию строения химических веществ в начале 60-х годов XIX века. Интересно, что термин "структура" Бутлеров ввел вместо другого слова, также латинского происхождения. Историкам известно, что это слово вызывало острейшую отрицательную реакцию у государственных властей России - может быть, именно поэтому "крамольный" термин пришлось заменить. Что же это за термин?

Ответ: Конституция.

Вопрос 5.

Как-то раз, придя утром в лабораторию, профессор Казанского университета Александр Михайлович Бутлеров застал двух своих ассистентов за работой: стоя у вытяжного шкафа, они нагревали что-то на пламени спиртовки. На вопрос, чем они занимаются, один из них ответил: "Да вот, получаем помаленьку синильную кислоту. Если хотите, можете посмотреть, сколько уже отогнали". С этими словами он достал из шкафа колбу и так неловко протянул ее оторопевшему Бутлерову, что она выскользнула у него из рук и разбилась. Увидев разлившуюся у своих ног лужу, Бутлеров опрометью бросился вон из комнаты. Что же крикнул ему вслед ассистент?

Ответ: 1 апреля!

Вопрос 6. Немецкий химик Фридрих Велер в XIX веке писал: "Она в настоящее время способна довести человека до сумасшествия. Она производит на него впечатление ужасающей, безграничной чащи, из которой нет выхода и в которую нельзя войти без страха". Кто она?

Ответ: органическая химия.

Вопрос 6. "Органической химии" Рихтера о веществе фенилацетилен написано, что у него слабый запах, в "Органической химии" Бернтсена - что у него приятный запах, а в "Руководстве по органической химии" Дайсона - что у него неприятный запах, похожий на запах лука. Кто из них прав?

Ответ: Все (восприятие запахов очень индивидуально).

Вопрос 7. На саратовской городской олимпиаде по химии для школьников последний вопрос теста звучал так: "Назовите двух ученых-саратовцев, имена которых фигурируют в учебнике химии". Одним из них был сравнительно малоизвестный химик Карл Клаус, который переехал в Саратов в 1817 году и был основоположником химии платины и ее спутников в России, а также открыл химический элемент рутений. Другой же ученый - современник Клауса - занимался органической химией и, конечно же, намного лучше известен вам. Назовите женское имя, от которого, судя по всему, произошла его фамилия.

Ответ: Зина.

Раунд 2.

Вопрос 1. Это геометрическое тело - самый распространенный строительный элемент природы. Этим словом называется международный журнал по органической химии, а сама фигура изображена на обложке "Журнала структурной химии". Что это?

Ответ: тетраэдр.

Вопрос 2. Перед вами - один из элементов последовательности, представленной в олимпиадной задаче. Перед ним располагаются три элемента, скрытых от участника, после - огромное множество. Назовите первые три.

Раздаточный материал.

Игра. Брейн-ринг. Органическая химия.

Ответ: метан, этан, пропан (Флаг страны Бутан. Бутан - четвертый в ряду предельных углеводородов.).

Вопрос 3. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нет необходимости хорошо разбираться в химии. Группа индийских химиков, проанализировав формулы семи миллионов органических соединений, нашла, что среди них существенно больше веществ с четным числом атомов углерода в молекуле. Как объясняет наука причины такой асимметрии?

Ответ: никак (эти причины науке неизвестны).

Вопрос 4. Запишите в столбик: сера - вода, фосфор - вода, метан - углекислый газ, парафин - углекислый газ, алюминий - песок, магний - песок. Из справочника по какой специальности, если это не химия, взята эта информация?

Ответ: Из справочника по пожаротушению.

Вопрос 5. Не переживайте, этот вопрос не так страшен, как может показаться. Назовите вещество.

Раздаточный материал.

Игра. Брейн-ринг. Органическая химия.

Ответ: адреналин.

Вопрос 6. Какой химический термин происходит от новолатинского сокращения фразы "спирт, лишенный водорода"?

Ответ: альдегид.

Вопрос 7. Внимание, в вопросе есть замена. В начале XX века такими практичными утюгами можно было пользоваться всегда и везде. Ни дыма, ни запаха, ни копоти - простота конструкции, безопасность и даже некоторое изящество. А кроме того, относительная дешевизна. Расход гептила по ценам 1905 года составлял копейку с четвертью в час. Тем не менее, именно в России они не прижились. Что мы заменили словом "гептил"?

Ответ: спирт (этанол).

Раунд 3.

Вопрос 1. Метафорой этой пропахли бутоны, пень на гектарах, гепард оконный". Для запоминания чего служит этот "нонсенс декламации"?

Ответ: Названий углеводородов [в гомологическом ряду].

Вопрос 2. Эти два органических вещества являются изомерами друг друга. Первое из этих соединений является продуктом питания человека, зато второе вещество является строительным материалом для растений, человеком не переваривается, но переваривается многими животными, например, коровой. Назовите оба органических соединения.

Ответ: крахмал, целлюлоза.

Вопрос 3. Этот способ интенсификации творческого мышления широко использовали Пушкин, Маяковский, Менделеев, Кекуле... Бальзак использовал его около 10 часов ежедневно. А вот Гёте и Шиллер применяли его не более 5 часов ежесуточно, а Эдисон, несмотря на свои немалые творческие достижения - не более 3 часов в сутки. Что это за способ?

Ответ: сон.

Вопрос 4. Заметка в газете "День" рассказывала о проведении проверки, целью которой являлось предупреждение несчастных случаев при пользовании природным и сжиженным газом в быту. Закончите название этой заметки одни словом: "Люди гибнут за...".

Ответ: метан.

Вопрос 5. Прослушайте статистические данные о причинах смертности населения СССР в результате отравлений. На пятом месте по численности отравлений находятся лекарства, на четвертом - пестициды, на третьем - концентрированные кислоты и щелочи, на втором - угарный газ. А какие отравления составляют 59% и находятся на первом месте?

Ответ: Отравления алкоголем.

Вопрос 6. Когда межзвездный корабль "Непобедимый" сел на планету Регис III, первым делом был произведен анализ местной атмосферы. Вот его результаты: "Азота - 78%, аргона - 2%, двуокиси углерода - 0%, метан а - 4%, остальное - кислород". Что в составе атмосферы удивило капитана?

Ответ: Метан и кислород в соотношении 1: 4 - гремучая смесь, но они не взрывались.

Вопрос 7. Ведущий передачи "Изменчивая история химии", рассказывая о НИХ, собирает из одного и того же набора деталей конструктора "Лего" лодку, космический корабль и самолет. Назовите ИХ словом греческого происхождения.

Ответ: Изомеры.

Подведение итогов игры.

© 2010-2022