Рабочая программа по химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по химии.ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАнИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО ЯО РЫБИНСКИЙ ЛЕСХОЗ - ТЕХНИКУМ









РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной дисциплины ________химия_______

код, специальность ___21.02.04. Землеустройство_______

















2014

ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией

Протокол № от «__»_____2014 г.

Предметная (цикловая) комиссия общеобразовательных дисциплин

Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы учебной дисциплины «Химия» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (2008 г.)

Председатель предметной (цикловой) комиссии

_________ Ромашкина Л.В.

Подпись Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной (учебно-методической) работе

___________ Кируца Е.И.

Подпись Ф.И.О.

Составитель (автор)_Двойников Леонид Васильевич, преподаватель___

физики, ГОУ СПО ЯО Рыбинский лесхоз-техникум

Ф.И.О. учёная степень, звание, должность, наименование ОУ СПО

Рецензент__Цветкова Елена Николаевна, преподаватель математики, ГОУ

СПО ЯО Рыбинский лесхоз-техникум________________

Ф.И.О. учёная степень, звание, должность, наименование ОУ СПО



СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 6

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 18

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 19

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



































ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

1.1.Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Химия» по специальности 21.02.04. «Землеустройство» относится к техническому профилю образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;

  • основные теории химии, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • природные источники углеводородов и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемы в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающихся 118 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 78 часов; самостоятельная работа обучающегося 39 часов.











2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы:

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

118

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)


78

в том числе:


лабораторно-практические занятия

30

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:


подготовка практикоориентированных работ проектного характера

4

домашняя работа

35

Итоговая аттестация в форме зачета













2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия» для специальности 21.02.04. Землеустройство

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

1

репродуктивный


РАЗДЕЛ 1

Общая и неорганическая химия

47


Тема 1.1 Основные понятия и законы

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

5

репродуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка лекций № 1

3

продуктивный

Тема 1.2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов - графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом - сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-,p- и d- Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

6

репродуктивный

Лабораторно-практические работы

Лабораторная работа №1. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка лекций № 1-3

Оформление лабораторной работы № 1

Написание рефератов о Д.И.Менделееве

3

продуктивный

Тема 1.3 Строение вещества

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

8

репродуктивный

Лабораторно-практические работы

Лабораторная работа №2. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.


продуктивный

Контрольная работа № 1. «Типовые задачи неорганической и общей химии»

1

продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Усвоение лекций № 4-7

Оформление лабораторной работы № 2

4

продуктивный

Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая

диссоциация

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

5

репродуктивный

Лабораторно-практические работы

Практическая работа№1. Приготовление раствора заданной концентрации.


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Усвоение лекций № 8-9

Оформление практической работы № 1

2

продуктивный

Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

10

репродуктивный

Лабораторно-практические работы

Лабораторная работа №3. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

Лабораторная работа №4.

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

Лабораторная работа №5.

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Усвоение лекций № 10-11

Оформление лабораторных работ № 3-5

Написание рефератов по неорганической химии

5

продуктивный

Тема 1.6. Химические реакции

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительновосстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

5

репродуктивный

Лабораторно-практические работы

Лабораторная работа №6. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Усвоение лекций № 13-14

Оформление лабораторной работы № 6

3

продуктивный

Тема 1.7. Металлы и неметаллы

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы - простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

8

репродуктивный

Лабораторно-практические работы

Лабораторная работа №7. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.

Практическая работа №2.

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач.


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Усвоение лекций № 15-16

Оформление лабораторной работы № 7 и практической работы № 2

4

продуктивный

Раздел 2 Органическая химия

30


Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации).

Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

5

репродуктивный

Лабораторно-практические работы

Лабораторная работа №8. Изготовление моделей молекул органических веществ.


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Усвоение лекций № 17-18

Оформление лабораторной работы № 8

Написание реферата о А.М.Бутлерове

2

продуктивный

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

9

репродуктивный

Лабораторно-практические работы

Лабораторная работа №9. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Усвоение лекций № 19-22

Оформление лабораторной работы № 9

5

продуктивный

Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза → полисахарид.

8

репродуктивный

Лабораторно-практические работы

Лабораторная работа №10. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

Лабораторная работа №11. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.


продуктивный

Контрольная работа

«Решение типовых задач по неорганической химии

1

продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Усвоение лекций № 23-24

Оформление лабораторной работы № 10-11

4

продуктивный

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

8

репродуктивный

Лабораторно-практические работы

Лабораторная работа №12. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Усвоение лекций № 25-26

Оформление лабораторной работы № 12 и практической работы № 3

Подготовка к зачету


продуктивный

Дифференцированный зачет



3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ».

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия».

Состав учебного оборудования в кабинете химии определяется действующими «Перечнями учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

В кабинете химии должен быть полный комплект средств обучения в виде учебных книг для курса химии по программе данного типа учебного заведения.

В кабинете необходимо предусмотреть достаточный комплект методической литературы для преподавателя, включающий методический журнал «Химия в школе», специальную методическую литературу, паспорт кабинета и др.

В кабинете должен быть каталог учебного оборудования, которым оснащен кабинет, картотеки справочной литературы, методической литературы для преподавателя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по учебным группам, по темам, картотека подготовки преподавателя к учебному занятию, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.

Литература.

Основная

  1. Ерохин Ю.М. Химия. - М., 2003

  2. Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов проф. учебных заведений.

О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов - М., 2005

  1. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учебное пособие для студентов сред. проф. учебных заведений/О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова - М., 2006

  2. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической химии: учебное пособие для студентов общ. сред. проф. учебных заведений/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Н.М.Дорофеева - М., 2007

Дополнительная

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.Н.Теренин - М., 2005

  2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений - М., 2006

  3. Пичугин Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М., 2004




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ».

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устных и письменных опросов, практических и лабораторных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии.

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать:

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;

  • основные теории химии, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • природные источники углеводородов и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемы в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Формы контроля обучения:
- домашние задания в виде контрольных работ по освоенным темам;

- лабораторные и практические работы с анализом результатов;

- тестовые задания по всем темам курса химии;

- защита творческих работ;

- устный и письменный опрос.

Методы оценки результатов обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся

ТЕМАТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ для специальности 21.02.04. Землеустройство

Наименование

тем

Вид

внеаудиторной

самостоятельной

работы

Содержание

внеаудиторной

самостоятельной

работы

Контроль

Кол-во

часов.

Введение

Раздел 1. Общая и неорганическая химия.

24

Тема 1.1

Основные понятия и законы.

1. Проработка

лекционного

материала.

2. Изучение темы по учебным пособиям.

1. Усвоение

лекции №1 .

1. Устный

опрос.

3

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.

1. Проработка лекционного материала.

2. Изучение темы по учебным пособиям.

3. Подготовка к лаборат. работе.

4. Написание рефератов о Д.И. Менделееве.

1. Усвоение лекций

№1 - 3.

2. Оформление лаб.

работы №1

1.Выполнение

тестовых

заданий.

2. Самостоят. письменная работа.

3. Защита лаб. работы

3

Тема 1.3.

Строение вещества.

1 .Проработка

лекционного

материала.

2. Изучение темы по учебным пособиям.

3. Подготовка к лаб. работе.

1. Усвоение лекций

№ 4-7.

2. Оформление лабораторной работы № 2

1 .Устный опрос.

2.Защита лаб. работы.

3. Тестовые задания.

4

Тема 1.4.

Вода. Растворы.

Электролитическая

диссоциация.

1. Проработка лекционного материала.

2. Изучение темы по учебным пособиям.

3. Подготовка к практической работе.

1 .Усвоение лекции № 8-9.

2. Оформление практической работы № 1

1. Устный опрос.

2. Тестовый опрос.

3. Защита практической работы.

2

Тема 1.5.

Классификация неорганических соединений и их свойства.

1.Проработка

лекционного

материала.

2. Изучение темы по учебным пособиям.

.

1 .Усвоение лекций

№ 10 - 11.

2. Написание рефератов по

неорганической

1.Письменный

опрос.

2. Устный опрос.

5

3. Подготовка к лабораторным работам.

химии.

3. Оформление лаб. раб. № 3-5.

3. Тестовый опрос.

4. Защита лабор. работ.


Тема 1.6

Химические реакции.

1. Проработка лекционного материала.

2. Изучение темы по учебным пособиям.

3. Подготовка к лабораторной работе.

1. Усвоение лекции

№13-14.

2. Оформление лабораторной работы № 6.

1. Устный опрос.

2. Тестовый опрос.

3. Защита лабораторной работы.

3

Тема 1,7

Металлы и неметаллы.

1. Проработка лекционного материала.

2. Изучение темы по учебным пособиям.

3. Подготовка к лаборат. и практич. работам.

1. Усвоение лекций

№ 15 - 16

2. Оформление лаб.

работы № 7 и практ. работы №2

1. Устный опрос.

2.Письменный опрос.

3. Защита лаб. и практ. работ.

4

Раздел 2.

Органическая химия.

15

Тема 2.1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

1. Проработка лекционного материала.

2. Изучение темы по учебным пособиям.

3. Подготовка к лаборат. работе.

1. Усвоение лекций

№ 17 - 18.

2. Оформление лаб. работы № 8 .

1. Устный опрос.

2.Письменный опрос.

3. Защита лаб. работы.

4. Защита рефератов.

2

Тема 2.2

Углеводороды и их природные источники.

1. Проработка лекционного материала.

2. Изучение темы по учебным пособиям.

3. Подготовка к лаборат. работе.

1. Усвоение лекций

№ 19-22.

2. Оформление лаб. работы № 9.

1. Устный опрос.

2.Письменный опрос.

3.Защита лаб. работы.

5

Тема 2.3

Кислородосодержащие

органические

соединения.

1. Проработка лекционного материала.

2. Изучение темы по учебным пособиям.

3. Подготовка к лаборат. работам

1. Усвоение лекций

№ 23 - 24.

2. Оформление лаб. работ № 10 - 11.

1. Устный опрос.

2. Тестовый опрос.

3. Защита лаб.работ.

4

Тема 2.4

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

1. Проработка лекционного материала.

2. Изучение темы по учебным пособиям.

3. Подготовка к лабор. и практич. работам.

1. Усвоение лекций

№25 -26.

2. Оформление лаб. работы № 12. и

практич. раб. №3

1. Устный опрос.

2. Защита лабораторной и практическ. работы.

3. Защита реферата.

4

Всего

39













7


© 2010-2022