- Преподавателю
- Химия
- Условия возникновения и прекращения горения
Условия возникновения и прекращения горения
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Семено Л.Г. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок 4
ТЕМА. Семинарское занятие «Химические свойства кислорода»
Задача урока: в ходе урок закрепить и систематизировать знания учащихся о химических свойствах кислорода способах его получения и методах собирания; закрепить умение учащихся составлять уравнения реакций окисления простых и сложных веществ; систематизировать умения учащихся выделять формулы оксидов из списка сложных веществ; продолжить формировать умение выделять среди реакций соединения и разложения.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний учащихся.
- Контроль знаний учащихся («химический диктант») - отметьте правильные утверждения
-
Оксиген занимает второе место по содержанию в земной коре
-
Относительная атомная масса Оксигена 32
-
Кислород- это газ без света, вкуса и запаха, поддерживает дыхание и горение
-
Кислород - газ легче воздуха ,поэтому его можно собрать способом вытеснения воздуха
-
Для получения кислорода в лаборатории используют кислородосодержащие вещества
-
В результате реакций разложения получают сложные вещества
-
Взаимодействие веществ с кислородом относится к реакции окисления
-
Оксиды - это бинарные соединения элементов с кислородом
-
Реакции соединения - это реакции, в результате которых из нескольких простых или сложных веществ образуется только одно сложное веществ
-
Обсуждение результатов химического диктанта, исправление неправильных утверждений уточнение и утверждение
-
Цели и задачи урока, мотивация работы учащихся
3. Выполнение тренировочных упражнений
-
Что мы называем оксигеном?
-
Перечислите признаки оксидов, по которым мы отличаем их от других веществ
-
Найдите оксиды в перечне веществ и выпишите их
HCl, NaOH, K2O, SO2, CaO, HI, P2O3, H2SO3, CO2, ZnS
(K2O, SO2, CaO, P2O3 ,CO2)
-
Определите валентность элементов в выписанных оксидах
I II IV II II II V II IV II
(K2O, SO2, CaО, P2O3, CO2)
-
Дайте названия оксидам:
калий оксид
сульфур (IV) оксид
кальций оксид
фосфор (V)оксид
карбон (IV) оксид
-
Рассчитайте отношения молекулярной массы оксидов
Mr (K2O) =39*2 + 16*1=94
Mr (SO2) =1*32+ 2 *15=64
Mr (CaO) =1*40+1*16=56
Mr (P2O3) =2*32+5*16=142
Mr (CO2) =1*12+3*16=44
-
Составьте уравнения реакций получения этих оксидов из простых веществ
4K +O2→2K2O
S+O2→SO2
2Ca+O2→2CaO
4P+5O2→2P2O5
C+O2→CO2
-
А как сложные вещества реагируют с кислородом ? какие соединения образуются при этом?
-
Запишите уравнение реакций горения сероводорода(H2S) ,этилена (C2H4),сульфида цинка(ZnS)
-
Определите сумму соединения в предложенных схемах, уравняйте число атомов в реакциях определите реакции соединения
2PH3 + 4O2-P2O5 + 3H2O
2 H2O-2H2+O2 P.C
II
2Pb+O2--2PbO P.C
4Al+3O2-2Al2O3 P.C
-
Составьте уравнения реакций, отражающие следующие превращения
Fe3O4
КМnO4 O2
CO CO2
2 KMnO4→K2 MnO4+MnO2+O2↑
3Fe +2O2→Fe3O4
2C+O2→2CO
2CO+O2→2CO2
5.Итоги урока
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Что вам понравилось, что не понравилось?
-
Кто активнее всего работал на уроке?
-
А кто из ребят работал не в полную силу?
-
Какие оценки можно сегодня поставить за работу на уроке?
6. Домашнее задание.
-
Найдите в учебнике химии в параграфе формулы 4х оксидов, выпишите и определите массовую долю кислорода в каждом из них
-
Подготовьте сообщение об использовании кислорода человеком
Урок 3
ТЕМА. Условия возникновения и прекращения горения
Задача урока : В ходе урока продолжить углубить знания учащихся о химических свойствах кислорода ,его способности взаимодействовать со сложными веществами с образованием оксидов;
продолжить формировать умение составлять уравнения реакций горения простых и сложных веществ;
познакомить с условиями возникновения и прекращения горения;
познакомить со способами тушения пожаров; мерами противопожарной безопасности в быту и на производстве.
Ход урока
-
Орг. моменты
-
Актуализация опорных знаний учащихся
Каждый ряд в классе получает задание по изученному материалу, результаты работы заслушиваются, оговариваются, оцениваются.
1 ряд
- Расскажите о нахождении Оксигена в природе
- Допишите уравнения реакций ,расставьте коэффициенты
А) Mg + O2→ Б)H2O2→
2 ряд
- Расскажите о строении молекулы кислорода, его физических свойствах
- Допишите уравнения реакций , расставьте коэффициенты
А) Zn+O2→ Б)KMnO4→
3 ряд
-
Расскажите о способах получения кислорода в лаборатории
- Допишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты
A) P+O2 → Б)KNO3→
-
Углубление знаний учащихся
На доске записаны 2 столбца уравнений реакций
Первый из них отражает…, реакции относятся к типу…а второй столбик описывает получение …,реакции относятся к типу…
-
Как называется продукты горения простых веществ в кислороде?
-
Назовите формулы оксидов ,записанные на доске
-
А могут ли гореть сложные вещества? Например бумага ,ткань, бензин, природный газ?
Природный газ на 90% состоит из вещества метана формула которого СН4 .При его горении образуется оксиды тех элементов ,из которых состоит молекула метана-СО2 и Н2О
СН +2О2→СО2+ 2Н2О
- Составьте уравнения реакций горения С2Н2 ,сульфида цинка ZnS
2C2H2+5O2→4CO2+2H2O
II II IV II
2ZnS+3O2→ 2ZnO+2SO2
4. Изучение нового материала.
- А как вы думаете, в каком случае горение протекает быстрее в чистом кислороде или на воздухе?
Если бы в воздухе содержалось меньше 15% кислорода, то горение было бы невозможным; а если бы его содержание превышалось 30% , то очень сложно было бы погасить огонь.
Поэтому на воздухе процессы окисления могут протекать по - разному и мы выделяем:
Горение а) происходит быстро;
б) выделяется большое количество теплоты;
в) чаще всего сопровождается пламенем.
Медленно а) происходит медленно;
Окисление б) теплота выделяется постепенно;
в) не сопровождается появлением пламени.
Взрыв а) происходит очень быстро;
б)энергия, которая выделяется ,приводит к разрушительным
последствиям;
в)сопровождается взрывной волной и иногда вспышкой.
-
Как вы думаете, что необходимо для начала горения?
-
Бумага хорошо горит. Но эта тетрадь сейчас не загорается. Почему?
Для каждого вещества существует своя температура воспламенения: для дерева ~270°c,для угля ~350°с, для белого фосфора ~40°с ,для азота ~2500°С.
-
Что же нужно сделать для того что бы прекратить горение?
-
Какие приемы для этого используют?
(огнетушитель, песок, асбестовое одеяло, вода)
-
Какие меры нужно предпринимать, чтобы предупредить пожар?
5.Закрепление материала
-
Почему тлеющие угольки вспыхивают ярко, если на них сильно дуть?
-
Может ли загореться лес в сухую летнюю погоду от случайно забытой стеклянной бутылки?
-
Прелая листва или сено на воздухе могут вспыхнуть .Объясните, почему это происходит?
-
Какие химические процессы лежат в основе: а)разрушение древесины в случае длительного хранения; б) уменьшение прочности одежды из хлопка ,льна ,шёлка с течением времени; в) саморазогрева влажного зерна в зернохранилищах ;г) нагревания грунта после его удобрения?
-
Почему ,трубопроводы, через которые подаётся чистый кислород не должны даже содержать следов смазки
-
Почему для тушения пожаров используют одеяло?
-
В результате сжигания неизвестного вещества образовались карбоны (IV) оксид, вода и азот. Какие элементы входили в состав этого вещества.
-
В результате сжигания сероводорода СS2 затратили 24г Кислорода. В результате сжигания получили 11г. Карбон (IV) оксида и 32г. Сульфур (IV) оксида. Какую массу сероводорода сожгли? Запишите уравнение реакции горения.
5.Домашнее задание.
§19 (с.144-147), упр.6 (с.147).
Подготовится к семинарскому занятию по химическим свойствам кислорода.