Условия возникновения и прекращения горения

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Условия возникновения и прекращения горенияУсловия возникновения и прекращения горенияУсловия возникновения и прекращения горенияУсловия возникновения и прекращения горенияУрок 4

ТЕМА. Семинарское занятие «Химические свойства кислорода»

Задача урока: в ходе урок закрепить и систематизировать знания учащихся о химических свойствах кислорода способах его получения и методах собирания; закрепить умение учащихся составлять уравнения реакций окисления простых и сложных веществ; систематизировать умения учащихся выделять формулы оксидов из списка сложных веществ; продолжить формировать умение выделять среди реакций соединения и разложения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Контроль знаний учащихся («химический диктант») - отметьте правильные утверждения


  1. Оксиген занимает второе место по содержанию в земной коре


  1. Относительная атомная масса Оксигена 32


  1. Кислород- это газ без света, вкуса и запаха, поддерживает дыхание и горение


  1. Кислород - газ легче воздуха ,поэтому его можно собрать способом вытеснения воздуха


  1. Для получения кислорода в лаборатории используют кислородосодержащие вещества


  1. В результате реакций разложения получают сложные вещества


  1. Взаимодействие веществ с кислородом относится к реакции окисления


  1. Оксиды - это бинарные соединения элементов с кислородом


  1. Реакции соединения - это реакции, в результате которых из нескольких простых или сложных веществ образуется только одно сложное веществ

  • Обсуждение результатов химического диктанта, исправление неправильных утверждений уточнение и утверждение

  1. Цели и задачи урока, мотивация работы учащихся

3. Выполнение тренировочных упражнений

  • Что мы называем оксигеном?

  1. Перечислите признаки оксидов, по которым мы отличаем их от других веществ

  2. Найдите оксиды в перечне веществ и выпишите их

HCl, NaOH, K2O, SO2, CaO, HI, P2O3, H2SO3, CO2, ZnS

(K2O, SO2, CaO, P2O3 ,CO2)

  1. Определите валентность элементов в выписанных оксидах

I II IV II II II V II IV II

(K2O, SO2, CaО, P2O3, CO2)


  1. Дайте названия оксидам:

калий оксид

сульфур (IV) оксид

кальций оксид

фосфор (V)оксид

карбон (IV) оксид

  1. Рассчитайте отношения молекулярной массы оксидов

Mr (K2O) =39*2 + 16*1=94

Mr (SO2) =1*32+ 2 *15=64

Mr (CaO) =1*40+1*16=56

Mr (P2O3) =2*32+5*16=142

Mr (CO2) =1*12+3*16=44


  1. Составьте уравнения реакций получения этих оксидов из простых веществ

4K +O2→2K2O

S+O2→SO2

2Ca+O2→2CaO

4P+5O2→2P2O5

C+O2→CO2

  1. А как сложные вещества реагируют с кислородом ? какие соединения образуются при этом?


  1. Запишите уравнение реакций горения сероводорода(H2S) ,этилена (C2H4),сульфида цинка(ZnS)


  1. Определите сумму соединения в предложенных схемах, уравняйте число атомов в реакциях определите реакции соединения

2PH3 + 4O2-P2O5 + 3H2O

2 H2O-2H2+O2 P.C

II

2Pb+O2--2PbO P.C

4Al+3O2-2Al2O3 P.C

  1. Составьте уравнения реакций, отражающие следующие превращения

Fe3O4

КМnO4 O2

CO CO2

2 KMnO4→K2 MnO4+MnO2+O2

3Fe +2O2→Fe3O4

2C+O2→2CO

2CO+O2→2CO2

5.Итоги урока

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что вам понравилось, что не понравилось?

  • Кто активнее всего работал на уроке?

  • А кто из ребят работал не в полную силу?

  • Какие оценки можно сегодня поставить за работу на уроке?

6. Домашнее задание.


  1. Найдите в учебнике химии в параграфе формулы 4х оксидов, выпишите и определите массовую долю кислорода в каждом из них

  2. Подготовьте сообщение об использовании кислорода человеком




Урок 3

ТЕМА. Условия возникновения и прекращения горения

Задача урока : В ходе урока продолжить углубить знания учащихся о химических свойствах кислорода ,его способности взаимодействовать со сложными веществами с образованием оксидов;

продолжить формировать умение составлять уравнения реакций горения простых и сложных веществ;

познакомить с условиями возникновения и прекращения горения;

познакомить со способами тушения пожаров; мерами противопожарной безопасности в быту и на производстве.

Ход урока

  1. Орг. моменты

  2. Актуализация опорных знаний учащихся

Каждый ряд в классе получает задание по изученному материалу, результаты работы заслушиваются, оговариваются, оцениваются.

1 ряд

- Расскажите о нахождении Оксигена в природе

- Допишите уравнения реакций ,расставьте коэффициенты

А) Mg + O2→ Б)H2O2→

2 ряд

- Расскажите о строении молекулы кислорода, его физических свойствах

- Допишите уравнения реакций , расставьте коэффициенты

А) Zn+O2→ Б)KMnO4→

3 ряд

  • Расскажите о способах получения кислорода в лаборатории

- Допишите уравнения реакций и расставьте коэффициенты

A) P+O2 → Б)KNO3


  1. Углубление знаний учащихся

На доске записаны 2 столбца уравнений реакций

Первый из них отражает…, реакции относятся к типу…а второй столбик описывает получение …,реакции относятся к типу…


  • Как называется продукты горения простых веществ в кислороде?

  • Назовите формулы оксидов ,записанные на доске

  • А могут ли гореть сложные вещества? Например бумага ,ткань, бензин, природный газ?

Природный газ на 90% состоит из вещества метана формула которого СН4 .При его горении образуется оксиды тех элементов ,из которых состоит молекула метана-СО2 и Н2О

СН +2О2→СО2+ 2Н2О

- Составьте уравнения реакций горения С2Н2 ,сульфида цинка ZnS

2C2H2+5O2→4CO2+2H2O

II II IV II

2ZnS+3O2→ 2ZnO+2SO2

4. Изучение нового материала.

- А как вы думаете, в каком случае горение протекает быстрее в чистом кислороде или на воздухе?

Если бы в воздухе содержалось меньше 15% кислорода, то горение было бы невозможным; а если бы его содержание превышалось 30% , то очень сложно было бы погасить огонь.

Поэтому на воздухе процессы окисления могут протекать по - разному и мы выделяем:

Горение а) происходит быстро;

б) выделяется большое количество теплоты;

в) чаще всего сопровождается пламенем.

Медленно а) происходит медленно;

Окисление б) теплота выделяется постепенно;

в) не сопровождается появлением пламени.

Взрыв а) происходит очень быстро;

б)энергия, которая выделяется ,приводит к разрушительным

последствиям;

в)сопровождается взрывной волной и иногда вспышкой.

  • Как вы думаете, что необходимо для начала горения?



  • Бумага хорошо горит. Но эта тетрадь сейчас не загорается. Почему?

Для каждого вещества существует своя температура воспламенения: для дерева ~270°c,для угля ~350°с, для белого фосфора ~40°с ,для азота ~2500°С.

  • Что же нужно сделать для того что бы прекратить горение?

  • Какие приемы для этого используют?

(огнетушитель, песок, асбестовое одеяло, вода)

  • Какие меры нужно предпринимать, чтобы предупредить пожар?

5.Закрепление материала

  • Почему тлеющие угольки вспыхивают ярко, если на них сильно дуть?

  • Может ли загореться лес в сухую летнюю погоду от случайно забытой стеклянной бутылки?

  • Прелая листва или сено на воздухе могут вспыхнуть .Объясните, почему это происходит?

  • Какие химические процессы лежат в основе: а)разрушение древесины в случае длительного хранения; б) уменьшение прочности одежды из хлопка ,льна ,шёлка с течением времени; в) саморазогрева влажного зерна в зернохранилищах ;г) нагревания грунта после его удобрения?

  • Почему ,трубопроводы, через которые подаётся чистый кислород не должны даже содержать следов смазки

  • Почему для тушения пожаров используют одеяло?

  • В результате сжигания неизвестного вещества образовались карбоны (IV) оксид, вода и азот. Какие элементы входили в состав этого вещества.

  • В результате сжигания сероводорода СS2 затратили 24г Кислорода. В результате сжигания получили 11г. Карбон (IV) оксида и 32г. Сульфур (IV) оксида. Какую массу сероводорода сожгли? Запишите уравнение реакции горения.

5.Домашнее задание.

§19 (с.144-147), упр.6 (с.147).

Подготовится к семинарскому занятию по химическим свойствам кислорода.





© 2010-2022