Основные классы неорганических соединений 8 класс

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Основные классы неорганических соединений.


Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме «Основные классы неорганических соединений.

Задачи:

Обучающие: Повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, реакция нейтрализации, индикаторы; проверить умения составлять уравнения химических реакций, экспериментально распознавать кислоты, щелочи и соли, решать цепочки химических превращений.

Развивающие: Развивать мышление (анализ, соотнесение, тезаурус данной темы), долговременную память, интерес к предмету.

Воспитательные: Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, поведение в кабинете химии.

Оборудование: кадоскоп, спиртовка, штатив с пробирками, предметные стекла, стеклянные палочки, пинцет, реактивы.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Как только вы пришли на первый урок химии, вашим глазам открылись необозримые дали Химической страны. Долгое время приходилось продираться через дебри химических формул, бродить по запутанным тропинкам химических реакций, но теперь, дорогие мои усталые путешественники, вы оказались у стен четырех городов: «Оксиды», «Основания», «Кислоты» и «Соли». Что же вы узнали об этих городах мы с вами сегодня и постараемся понять. Поэтому для начала мы проведем небольшой блиц-опрос:

  1. Наука, изучающая вещества, их свойства и превращение веществ друг в друга - химия.

  2. Условная запись става вещества посредством химических знаков и индексов - химическая формула.

  3. Цифра внизу справа в химической формуле, указывающая на число атомов - индекс.

  4. Условная запись химической реакции по средством химических формул и коэффициентов - уравнение химической реакции.

  5. Цифра перед химической формулой, указывающая на число молекул - коэффициент.

  6. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород - оксиды.

  7. Сложные вещества, имеющие в своем составе водород, способный замещаться на металл - кислоты.

  8. Сложны вещества, состоящие из атомов металлов, соединенных с кислотным остатком - соли

  9. Вещества, в которых атомы металлов соединены с одной или несколькими гидроксильными группами - основания.

  10. Растворимые в воде основания - щелочи.

  11. Соли, содержащие в своем составе атом водорода называются - кислыми, а не содержащие атом водорода - средними.

  12. Взаимодействие кислот с основаниями называется - реакция нейтрализации.

А вот дорогие мои путники перед вами горожане, только неизвестно, кто где живет. Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице, по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского химика.

Формулы

Классы неорганических соединений

Оксиды

Кислоты

Основания

СОЛИ

K2O

М

А

Ш

А

H2CO3

П

Е

Т

Р

P2O5

Н

И

Н

А

CuSO4

О

В

О

Д

Ca(OH)2

С

Н

Е

Г

Fe(NO3)3

С

Т

О

Л

SO2

Е

Л

К

А

H3PO4

П

Е

Н

Ь

Na3PO4

У

Л

О

В


Это была разминка, ну а теперь я хочу чтобы вы действительно доказали, что за время нашего путешествия в стране Химия, вам хорошо стали знакомы горожане четырех городов «Оксиды», «Основания», «Кислоты» и «Соли».

Мы с вами знаем, что жители всех этих городов очень дружные, тесно общаются между собой. Скажите, пожалуйста, в какой город приводят дороги из трех городов? Давайте вспомним, как проходит этот путь, который носи название «Генетическая связь между классами неорганических соединений».

Генетическая связь между классами неорганических соединений

неМЕТАЛЛ МЕТАЛЛ

↓ ↓

Кислотный оксид ОСНОВНОЙ ОКСИД

↓ ↓

КИСЛОТА ГИРОКСИД (ОСНОВАИЕ)

Основные классы неорганических соединений 8 классОсновные классы неорганических соединений 8 класс

СОЛЬ

Большинство металлов при взаимодействии с водой образуют оксиды, но есть в природе очень активные металлы, которые в реакции с водой сразу образуют гидроксиды (основания), как это происходит, мы с вами сейчас вспомним. (Демонстрация опыта: взаимодействие натрия с водой). Скажите как доказать, что у нас образовалось основание? Что произойдет, если я сейчас к полученному раствору добавлю кислоту? Молодцы!

Это была разминка, ну а теперь я хочу чтобы вы действительно доказали, что за время нашего путешествия в стране Химия, вам хорошо стали знакомы горожане четырех городов «Оксиды», «Основания», «Кислоты» и «Соли».

И вот ваше первое задание:

Необходимо все вещества из предложенного списка записать в таблицу соответственно города их проживания.

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли


Вариант I.

Na2SO3, H2SO4, CrO3, HNO3, MgO, NaNO3, KOH, Ba(OH)2

Вариант II.

Mg(OH)2, H2SO3, ZnCL2, H3PO4, CaO, KNO3, NaOH, CO2.

Помните игру третий лишний? Сейчас мы в неё поиграем, только как настоящие химики.

Найдите лишнюю формулу, вычеркните её и назовите класс веществ:

Вариант I.


  1. H2O, K2SO4, SO2 -

  2. BaSO4, HCL, CuCL2 -

  3. NaOH, CuO, Cu(OH)2 -

  4. H2SO3, HCL, KNO3 -

Вариант II.


  1. H2SO3, LiNO3, H2SO4 -

  2. NaOH, Ba(OH)2, H2S -

  3. Na2CO3, P2O5, MgO -

  4. ALPO4, CuSO4, Zn(OH)2 -

А сейчас вы продемонстрируете свои навыки по работе с химическими реактивами. Вам даны три вещества NaOH, HCL, NaCL - используя индикаторы вам необходимо распознать, где какое вещество. Выполните задания согласно инструктивной карты. Ко может мне сказать как в быту мы называем NaCL (хлорид натрия)? (поваренная соль)

Ставим каждый день на стол

Мы поваренную соль.

Хлор у ней от кислоты,

Метал натрий впереди.

А что такое индикатор? О каких индикаторах идет речь в следующих загадках

(Фенолфталеин)

Попасть в кислоту - есть ли горше удача?

Но он перетерпит без вздохов, без плача.

Зато в щелочах у …………

Начнется не жизнь, а сплошная малина.

От щелочи я желт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда.

Но бросаюсь в воду без оглядки

И здесь уж не заест меня среда.

(метилоранж)

Ребята, сегодня я получила письмо но ничего не разобрала, помогите, пожалуйста, мне понять что написано в этом письме.

Вариант I.

  1. …… + …. = CuCL2 + 2H2O

  2. Mg + CL2 = …..

  3. Fe(OH)3 = …. + …..

  4. …. + …. = CaCL2

  5. CuO + … = CuSO4 +…

Вариант II.

  1. …. + … = NaCL + H2O

  2. K + CL2 = …

  3. Cu(OH)2 = …. + ….

  4. … + … = MgO

  5. CaO + 2… = Ca(NO3)2 + …

Наш урок походит к концу. И для того, чтобы окончательно мы смогли убедится в дружбе жителей наших четырех городов напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений:

+ O2 +HCL + NaOH t

Zn → X1→ X2→ X3→ A

Заключительное слово учителя:

Мы с вами сегодня вспомнили жителей четырех основных городов Химической страны, рассказали все, что узнали о них. Пришло время подвести итог нашей работы. Выставление оценок, анализ работы учащихся.

Задание на дом: повторить материал 8 главы ученика, подготовиться к проверочной работе.

Усть-Майское УУО

МОУ «Усть-Майская средняя общеобразовательная школа»









Урок химии 8 класс по теме:

«Генетическая связь между классами неорганических соединений»


Учитель химии, биологии, экологии

Высшей категории

МОУ «Усть-Майская СОШ»

Миткевич В.В.






п. Усть-Мая, 2010 год


© 2010-2022