Рабочая программа кружка по химии Чудеса химии в повседневной жизни

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Л.В. Насурова

___________

«____» ____________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ Директор Сарыбашской школы А. М. Мусаева

__________

«____»_____________2015г.

Программа кружка

"Чудеса химии в повседневной жизни человека"



Разработала:

учитель химии и биологии

С. Н. Кокей



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей _________

Протокол №

Руководитель МО Темеш Л. Р. _________



Программа кружка "Чудеса химии в повседневной жизни человека"

Пояснительная записка

Программа кружка "Чудеса химии в повседневной жизни человека" предназначена для обучающихся 8, 9-х классов.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор обучающихся, но и предоставляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.

Содержание занятий подбиралось следующим образом:

  • интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);

  • частая смена видов деятельности;

  • акцент на практические виды деятельности;

  • отказ от обязательных домашних заданий;

  • обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.

Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в неделю по 1 часу, всего 34 занятий за полугодие.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения обучающихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.












Календарно-тематическое планирование

Наименование темы и практической работы

Кол. часов

Дата

Примечание

1

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком Практ.раб.1: Получение каучука из листьев фикуса

1

2

Вода

1

3

Смеси в жизни человека. Практ.раб. 2:

Самодельные духи

3

4

Поваренная соль. Практ.раб. 3: Получение поваренной соли и ее очистка

1

5

Химия пищи. Практ.раб. 4: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы

2

6

Практ.раб. 5: Определение витамина А в растительном масле

2

7

Практ.раб. 6: Определение нитратов в продуктах

1

8

Практ.раб. 7: Качественные реакции на присутствие углеводов

1

9

В мире красок и карандашей. Практ.раб. 8: Изготовление минеральных пигментов разных цветов

2

10

Стекло. Практ.раб. 9: Изучение физических свойств различных стекол

2

11

Химия стирает, чистит и убирает.

Практ.раб. 10: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды

2

12

Практ.раб. 11: Выведение пятен с ткани

2

13

Химия - хозяйка домашней аптечки. Практ.раб. 12: Адсорбционная способность активированного угля

2

14

Химия - помощница садовода. Практ.раб. 13: Минеральное питание растений

2

15

Химия и ювелирные украшения. Практ.раб. 14: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов

4

16

Опыты занимательной химии. Практ.раб. 15: Перекрашивание цветков

1

17

Практ.раб. 16: Морское дно

1

18

Практ.раб. 17: Примерзающий стакан

1

19

Практ.раб. 18: Кровь без раны

1

20

Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии

2


Программа

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1: Получение каучука из листьев фикуса.

Тема 2. Вода

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Тема 3. Смеси в жизни человека

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 2: Самодельные духи.

Тема 4. Поваренная соль. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 3: Получение поваренной соли и ее очистка.

Тема 5. Химия пищи. Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 4: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 5: Определение витамина А в растительном масле.

Практическая работа № 6: Определение нитратов в продуктах.

Практическая работа № 7: Качественные реакции на присутствие углеводов.

Тема 6. В мире красок и карандашей. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Практическая работа № 8: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

Тема 7. Стекло. История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

Практическая работа № 9: Изучение физических свойств различных стекол.

Тема 8. Химия стирает, чистит и убирает. Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа № 10: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

Практическая работа № 11: Выведение пятен с ткани.

Тема 9. Химия - хозяйка домашней аптечки. Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

Практическая работа № 12: Адсорбционная способность активированного угля

Тема 10. Химия - помощница садовода. Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Практическая работа № 13: Минеральное питание растений

Тема 11. Химия и ювелирные украшения

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

Практическая работа № 14: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

Тема 12. Опыты занимательной химии

Практическая работа № 15: Перекрашивание цветков

Практическая работа № 16: Морское дно

Практическая работа № 17: Примерзающий стакан

Практическая работа № 18: Кровь без раны

Тема 13. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии

Требования к усвоению учебного материала. В результате изучения программы кружка по химии обучающиеся должны расширить свои знания о:

  • составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;

  • нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;

  • составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;

  • составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;

  • видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;

  • видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;

  • видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;

  • составе стекла, видах стекол и способах их получения;

  • истории возникновения керамики и ее видов;

  • составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;

  • видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;

  • видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.

В результате изучения программы кружка по химии обучающиеся должны уметь:

  • применять методы качественного и количественного анализа;

  • самостоятельно осуществлять химические эксперименты;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;

  • составлять отчет о проделанном эксперименте.

Список использованной литературы:

  1. Фримантл М. Химия в действии. М.: Мир, 1991. Ч. 1, 2.

  2. Тыльдсепт А. А., Корк В. А. Мы изучаем химию. Книга для учащихся 7-8 классов. М.: Просвещение, 1988.

  3. Электронная библиотека учебных материалов по химии портала «ChemNet»http://www.chem.msu.ru/rus/elibrary/


© 2010-2022