- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа кружка по химии Чудеса химии в повседневной жизни
Рабочая программа кружка по химии Чудеса химии в повседневной жизни
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кокей С.Н. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Л.В. Насурова
___________
«____» ____________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ Директор Сарыбашской школы А. М. Мусаева
__________
«____»_____________2015г.
Программа кружка
"Чудеса химии в повседневной жизни человека"
Разработала:
учитель химии и биологии
С. Н. Кокей
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей _________
Протокол №
Руководитель МО Темеш Л. Р. _________
Программа кружка "Чудеса химии в повседневной жизни человека"
Пояснительная записка
Программа кружка "Чудеса химии в повседневной жизни человека" предназначена для обучающихся 8, 9-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор обучающихся, но и предоставляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
-
интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);
-
частая смена видов деятельности;
-
акцент на практические виды деятельности;
-
отказ от обязательных домашних заданий;
-
обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.
Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в неделю по 1 часу, всего 34 занятий за полугодие.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения обучающихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование темы и практической работы
Кол. часов
Дата
Примечание
1
Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком Практ.раб.1: Получение каучука из листьев фикуса
1
2
Вода
1
3
Смеси в жизни человека. Практ.раб. 2:
Самодельные духи
3
4
Поваренная соль. Практ.раб. 3: Получение поваренной соли и ее очистка
1
5
Химия пищи. Практ.раб. 4: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы
2
6
Практ.раб. 5: Определение витамина А в растительном масле
2
7
Практ.раб. 6: Определение нитратов в продуктах
1
8
Практ.раб. 7: Качественные реакции на присутствие углеводов
1
9
В мире красок и карандашей. Практ.раб. 8: Изготовление минеральных пигментов разных цветов
2
10
Стекло. Практ.раб. 9: Изучение физических свойств различных стекол
2
11
Химия стирает, чистит и убирает.
Практ.раб. 10: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды
2
12
Практ.раб. 11: Выведение пятен с ткани
2
13
Химия - хозяйка домашней аптечки. Практ.раб. 12: Адсорбционная способность активированного угля
2
14
Химия - помощница садовода. Практ.раб. 13: Минеральное питание растений
2
15
Химия и ювелирные украшения. Практ.раб. 14: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов
4
16
Опыты занимательной химии. Практ.раб. 15: Перекрашивание цветков
1
17
Практ.раб. 16: Морское дно
1
18
Практ.раб. 17: Примерзающий стакан
1
19
Практ.раб. 18: Кровь без раны
1
20
Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии
2
Программа
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: Получение каучука из листьев фикуса.
Тема 2. Вода
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Тема 3. Смеси в жизни человека
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 2: Самодельные духи.
Тема 4. Поваренная соль. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 3: Получение поваренной соли и ее очистка.
Тема 5. Химия пищи. Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 4: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 5: Определение витамина А в растительном масле.
Практическая работа № 6: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 7: Качественные реакции на присутствие углеводов.
Тема 6. В мире красок и карандашей. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 8: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Тема 7. Стекло. История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.
Практическая работа № 9: Изучение физических свойств различных стекол.
Тема 8. Химия стирает, чистит и убирает. Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа № 10: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 11: Выведение пятен с ткани.
Тема 9. Химия - хозяйка домашней аптечки. Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практическая работа № 12: Адсорбционная способность активированного угля
Тема 10. Химия - помощница садовода. Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 13: Минеральное питание растений
Тема 11. Химия и ювелирные украшения
Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.
Практическая работа № 14: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.
Тема 12. Опыты занимательной химии
Практическая работа № 15: Перекрашивание цветков
Практическая работа № 16: Морское дно
Практическая работа № 17: Примерзающий стакан
Практическая работа № 18: Кровь без раны
Тема 13. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии
Требования к усвоению учебного материала. В результате изучения программы кружка по химии обучающиеся должны расширить свои знания о:
-
составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
-
нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
-
составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
-
составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
-
видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
-
видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
-
видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
-
составе стекла, видах стекол и способах их получения;
-
истории возникновения керамики и ее видов;
-
составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
-
видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
-
видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы кружка по химии обучающиеся должны уметь:
-
применять методы качественного и количественного анализа;
-
самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
-
соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
-
составлять отчет о проделанном эксперименте.
Список использованной литературы:
-
Фримантл М. Химия в действии. М.: Мир, 1991. Ч. 1, 2.
-
Тыльдсепт А. А., Корк В. А. Мы изучаем химию. Книга для учащихся 7-8 классов. М.: Просвещение, 1988.
-
Электронная библиотека учебных материалов по химии портала «ChemNet»http://www.chem.msu.ru/rus/elibrary/