Конспект урока по химии в 8 классе на тему Массовая доля

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по химии в 8 классе

по теме «Решение задач, связанных с понятием «Доля»

учитель химии МКОУ «СОШ №3»

г. Михайловска Шпаковского района

Пешкина Ольга Юрьевна

2015 - 2016 учебный год

Цели:

Образовательная - довести умение обучающихся решать задачи по теме до оптимального уровня, проверить уровень усвоения умения решать задачи, связанные с понятием «доля». Также выявить уровень знаний и умений при выполнении практического задания по приготовлению раствора по заданным параметрам.

Развивающая - формирование умений аргументировать свои утверждения; вести работу в парах и группах, развивая навыки культуры речи и общения; анализировать и делать выводы.

Воспитательная - связывание темы урока с практическими навыками, необходимыми в быту (приготовление сиропов, рассолов), в промышленности, в сельском хозяйстве.

Тип урока - комбинированный

Элементы урока - обобщение, контроль знаний, практическая работа

Методы работы - групповая исследовательская (теоретическая и практическая часть), самостоятельная индивидуальная, фронтальная, проектная.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация; лабораторное оборудование: весы, мерный цилиндр, стакан, стеклянная палочка для перемешивания, поваренная соль, вода; раздаточные материал.

Ход урока

  1. Проверка домашних задач (фронтально) 1 - 4, П. 24 ( 2 мин);

Актуализация: На слайде картинка «Семья завтракает, пьет чай кофе»

Учитель: Ребята задумывались ли вы, как изменяется концентрация ваших утренних напитков, когда вы добавляете сахар (если не сладко) или, наоборот, кипяток (если слишком сладко) в свои чашки. Давайте произведем расчеты, связанные с изменением первоначальной концентрации.

  1. Работа в группах «Решение сложных задач» (5 мин).

Группа 1 (базовый уровень)- На упаривание растворов: 80 г 10%-го раствора упаривали до тех пор, пока не испарилось 20 г воды. Определите массовую долю вещества в полученном растворе.

Группа 2 (базовый уровень) - На увеличение концентрации: к 80 г 10%-го раствора добавили 10 г растворенного вещества. Какой стала массовая доля вещества в растворе?

Группа 3(базовый уровень) - На разбавление: к 80 г 10 % - го раствора прилили 20 мл воды. Какой стала массовая доля вещества в растворе?

Группа 4 (продвинутый уровень) - На смешивание растворов: смешали 100 г 10%-го и 200 г 20%-го раствора соли. Определите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.

Группа 5 (продвинутый уровень) - Задача с использованием объема и плотности раствора: определите, сколько граммов соли содержится в 200 мл ее 10%-го раствора, если плотность раствора 1,2 г/мл.

Защита задач у доски. По представителю от групп выходят к доске и показывают решение (5 мин).

Ответы поочередно появляются на слайде, остальные ведут запись в тетрадях.

Группа 1 - 13,3%

Группа 2 - 20%

Группа 3 - 8%

Группа 4 - 16,6 %

Группа 5 - 24 г

  1. Практическая часть (15 мин)

Учитель объявляет, что практическая работа выполняется парами, оформляется в тетрадях для практических работ.

тема: «Приготовление раствора соли, заданной концентрации» (Слайд)

Цель работы: (формулируется обучающимися) провести расчет и приготовить раствор по заданным параметрам.

ОБОРУДОВАНИЕ: соль, вода, весы, мерный цилиндр, стакан и палочка для перемешивания.

Теоретическая часть.

Задание 1: Рассчитайте массу поваренной соли и массу воды, которые необходимо взять для приготовления определенной массы раствора, заданной концентрации (используйте данные из таблицы для вашего варианта).

Вариант

Масса раствора, г

Массовая доля,%

Масса вещества

Масса воды

1

80

3

?

?

2

70

4

?

?

3

60

5

?

?

4

50

6

?

?

5

85

7

?

?

6

75

8

?

?

7

65

9

?

?

8

55

10

?

?

9

90

11

?

?

10

95

12

?

?

11

100

13

?

?

12

105

14

?

?

13

110

15

?

?

14

120

16

?

?

Практическая часть:

При помощи весов, приготовьте навеску соли, рассчитанной массы, а при помощи мерного цилиндра отмерьте необходимый объем воды. Поместите все компоненты раствора в стакан и размешайте. Сделайте вывод о насыщенности приготовленного раствора и механизме его приготовления.

  1. Контроль знаний (Слайд с заданием зачетной работы) (10 мин)

Зачет №3 Расчеты, связанные с понятием «Доля»

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

  1. Раствор массой 53 г содержит 5 г вещества.

Проведите необходимые вычисления и определите:

Массу воды

Массовую долю растворенного вещества

Массу раствора, если добавили 127г воды

  1. В растворе содержится 24 г соли и 36 г воды. Проведите необходимые вычисления и определите:

Массовую долю растворенного вещества

Массу раствора

Массовую долю, если добавили 12 г соли.

  1. В состав природного газа входит 90% метана, 4% этана, 2% пропана и др. газы. Объем смеси газов равен 150 м3.

Определите объем (м3)

Метана


Этана

Пропана

  1. Дайте характеристику

Жидким

смесям

Твердым

смесям

Газообразным

смесям

  1. Какую массу 70% раствора уксусной кислоты необходимо взять, чтобы приготовить 196 г 25% - ного раствора этой кислоты?




  1. Заключение урока

Беседа о том, каким образом мы используем знания о растворах в бытовой жизни, в производстве и сельском хозяйстве.

Дом. задание: Выполнить домашнюю практическую работу «Очистка поваренной соли методом перекристаллизации» по инструкции.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ)

1 ЗАДАНИЕ

Группа 1 (базовый уровень)- На упаривание растворов: 80 г 10%-го раствора упаривали до тех пор, пока не испарилось 20 г воды. Определите массовую долю вещества в полученном растворе.

2 ЗАДАНИЕ

тема: «Приготовление раствора соли, заданной концентрации»

Цель работы: (формулируется обучающимися)

ОБОРУДОВАНИЕ: соль, вода, весы, мерный цилиндр, стакан и палочка для перемешивания.

Теоретическая часть.

Задание : Рассчитайте массу поваренной соли и массу воды, которые необходимо взять для приготовления определенной массы раствора, заданной концентрации (используйте данные из таблицы для вашего варианта).

Вариант

Масса раствора, г

Массовая доля,%

Масса вещества

Масса воды

1

80

3

?

?

2

70

4

?

?

3

60

5

?

?

4

50

6

?

?

5

85

7

?

?

6

75

8

?

?

7

65

9

?

?

8

55

10

?

?

9

90

11

?

?

10

95

12

?

?

11

100

13

?

?

12

105

14

?

?

13

110

15

?

?

14

120

16

?

?

Практическая часть:

При помощи весов, приготовьте навеску соли, рассчитанной массы, а при помощи мерного цилиндра отмерьте необходимый объем воды. Поместите все компоненты раствора в стакан и размешайте. Сделайте вывод о насыщенности приготовленного раствора и механизме его приготовления.

3 ЗАДАНИЕ - ВЫПОЛНЯЕТСЯ НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ)

1 ЗАДАНИЕ

Группа 2 (базовый уровень) - На увеличение концентрации: к 80 г 10%-го раствора добавили 10 г растворенного вещества. Какой стала массовая доля вещества в растворе?

2 ЗАДАНИЕ

тема: «Приготовление раствора соли, заданной концентрации»

Цель работы: (формулируется обучающимися)

ОБОРУДОВАНИЕ: соль, вода, весы, мерный цилиндр, стакан и палочка для перемешивания.

Теоретическая часть.

Задание : Рассчитайте массу поваренной соли и массу воды, которые необходимо взять для приготовления определенной массы раствора, заданной концентрации (используйте данные из таблицы для вашего варианта).

Вариант

Масса раствора, г

Массовая доля,%

Масса вещества

Масса воды

1

80

3

?

?

2

70

4

?

?

3

60

5

?

?

4

50

6

?

?

5

85

7

?

?

6

75

8

?

?

7

65

9

?

?

8

55

10

?

?

9

90

11

?

?

10

95

12

?

?

11

100

13

?

?

12

105

14

?

?

13

110

15

?

?

14

120

16

?

?

Практическая часть:

При помощи весов, приготовьте навеску соли, рассчитанной массы, а при помощи мерного цилиндра отмерьте необходимый объем воды. Поместите все компоненты раствора в стакан и размешайте. Сделайте вывод о насыщенности приготовленного раствора и механизме его приготовления.

3 ЗАДАНИЕ - ВЫПОЛНЯЕТСЯ НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ)

1 ЗАДАНИЕ

Группа 3(базовый уровень) - На разбавление: к 80 г 10 % - го раствора прилили 20 мл воды. Какой стала массовая доля вещества в растворе?

2 ЗАДАНИЕ

тема: «Приготовление раствора соли, заданной концентрации»

Цель работы: (формулируется обучающимися)

ОБОРУДОВАНИЕ: соль, вода, весы, мерный цилиндр, стакан и палочка для перемешивания.

Теоретическая часть.

Задание : Рассчитайте массу поваренной соли и массу воды, которые необходимо взять для приготовления определенной массы раствора, заданной концентрации (используйте данные из таблицы для вашего варианта).

Вариант

Масса раствора, г

Массовая доля,%

Масса вещества

Масса воды

1

80

3

?

?

2

70

4

?

?

3

60

5

?

?

4

50

6

?

?

5

85

7

?

?

6

75

8

?

?

7

65

9

?

?

8

55

10

?

?

9

90

11

?

?

10

95

12

?

?

11

100

13

?

?

12

105

14

?

?

13

110

15

?

?

14

120

16

?

?

Практическая часть:

При помощи весов, приготовьте навеску соли, рассчитанной массы, а при помощи мерного цилиндра отмерьте необходимый объем воды. Поместите все компоненты раствора в стакан и размешайте. Сделайте вывод о насыщенности приготовленного раствора и механизме его приготовления.

3 ЗАДАНИЕ - ВЫПОЛНЯЕТСЯ НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ





РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (ДЛЯ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЫ)

1 ЗАДАНИЕ

Группа 4 (продвинутый уровень) - На смешивание растворов: смешали 100 г 10%-го и 200 г 20%-го раствора соли. Определите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.

2 ЗАДАНИЕ

тема: «Приготовление раствора соли, заданной концентрации»

Цель работы: (формулируется обучающимися)

ОБОРУДОВАНИЕ: соль, вода, весы, мерный цилиндр, стакан и палочка для перемешивания.

Теоретическая часть.

Задание : Рассчитайте массу поваренной соли и массу воды, которые необходимо взять для приготовления определенной массы раствора, заданной концентрации (используйте данные из таблицы для вашего варианта).

Вариант

Масса раствора, г

Массовая доля,%

Масса вещества

Масса воды

1

80

3

?

?

2

70

4

?

?

3

60

5

?

?

4

50

6

?

?

5

85

7

?

?

6

75

8

?

?

7

65

9

?

?

8

55

10

?

?

9

90

11

?

?

10

95

12

?

?

11

100

13

?

?

12

105

14

?

?

13

110

15

?

?

14

120

16

?

?

Практическая часть:

При помощи весов, приготовьте навеску соли, рассчитанной массы, а при помощи мерного цилиндра отмерьте необходимый объем воды. Поместите все компоненты раствора в стакан и размешайте. Сделайте вывод о насыщенности приготовленного раствора и механизме его приготовления.

3 ЗАДАНИЕ - ВЫПОЛНЯЕТСЯ НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ




РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (ДЛЯ ПЯТОЙ ГРУППЫ)

1 ЗАДАНИЕ

Группа 5 (продвинутый уровень) - Задача с использованием объема и плотности раствора: определите, сколько граммов соли содержится в 200 мл ее 10%-го раствора, если плотность раствора 1,2 г/мл.

2 ЗАДАНИЕ

тема: «Приготовление раствора соли, заданной концентрации»

Цель работы: (формулируется обучающимися)

ОБОРУДОВАНИЕ: соль, вода, весы, мерный цилиндр, стакан и палочка для перемешивания.

Теоретическая часть.

Задание : Рассчитайте массу поваренной соли и массу воды, которые необходимо взять для приготовления определенной массы раствора, заданной концентрации (используйте данные из таблицы для вашего варианта).

Вариант

Масса раствора, г

Массовая доля,%

Масса вещества

Масса воды

1

80

3

?

?

2

70

4

?

?

3

60

5

?

?

4

50

6

?

?

5

85

7

?

?

6

75

8

?

?

7

65

9

?

?

8

55

10

?

?

9

90

11

?

?

10

95

12

?

?

11

100

13

?

?

12

105

14

?

?

13

110

15

?

?

14

120

16

?

?

Практическая часть:

При помощи весов, приготовьте навеску соли, рассчитанной массы, а при помощи мерного цилиндра отмерьте необходимый объем воды. Поместите все компоненты раствора в стакан и размешайте. Сделайте вывод о насыщенности приготовленного раствора и механизме его приготовления.

3 ЗАДАНИЕ - ВЫПОЛНЯЕТСЯ НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ




Аспектный анализ урока химии в 8 классе

по теме: «Решение задач, связанных с понятием «Доля»

Учитель: Пешкина Ольга Юрьевна

Проверяющий: Зам. директора по УВР МКОУ «СОШ №3» Г.И. Косякова.

Данный урок проводится по программе курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян), в теме «Сложные вещества». Это комбинированный урок (обобщение, контроль) с использованием компьютерных технологий. К данному уроку учащиеся уже обладают знаниями формул расчета массовой и объемной доли компонента, имеют навыки работы с лабораторным оборудованием. Поэтому на уроке по теме «Решение задач, связанных с понятием «Доля»

учитель опирается на пройденный материл, добиваясь осознанного восприятия учащимися взаимосвязи: теоретический расчет - практическое действие. Обучающиеся демонстрируют глубокие знания, понимают, что изученное на предыдущих уроках, будет необходимо им в дальнейшем. Учитель настраивает ребят не на заучивание информации, а на осмысление, обсуждение, анализ. Урок очень четкий, он логически выстроен так, чтобы ребята повторили все формулы, проводя расчеты в группе, затем в парах следующее задание и, наконец, произведенный расчет помогает выполнить практическое действие - приготовить раствор по заданной концентрации. Учащиеся отвечают с места, выходят к доске, с защитой решения задачи группой, выполняют теоретические и практические задания и, кроме отметок в журнал, получают позитивную оценку своим знаниям. На уроке царит очень эмоциональная и, в то же время, деловая атмосфера. На протяжении всего урока используется интерактивная доска. Цифровое оборудование используется учителем грамотно, в соответствии с планом урока. Ученики учатся думать, находить нужную информацию, логически мыслить, выстраивать цепочку своих рассуждений и приходить к новому знанию. Финальной точкой урока был индивидуальный зачет в оригинальной мобильной форме по пройденной теме.

Методы обучения, которые использовала Ольга Юрьевна на уроке, послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их интересов.

Директор МКОУ «СОШ №3» С.А. Филиппова


© 2010-2022