• Преподавателю
  • Химия
  • Мотивация учащихся к изучению предметов как средство повышения качества образовательной деятельности

Мотивация учащихся к изучению предметов как средство повышения качества образовательной деятельности

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мотивация учащихся к изучению предметов как средство повышения качества образовательной деятельности.

Дари себя детям! /Ш.А.Амонашвили/

Многие проблемы современного школьного обучения являются актуальными не только для учителей , родителей и школьного психолога .В первую очередь они отражаются на развитии самого ребенка, его поведении, учебной деятельности.

Если ребенок не хочет учиться.

Низкая успеваемость, школьная дезадаптация, недостаточный уровень культуры, что непосредственно влияет на поведение и общение школьника,- далеко не полный перечень трудностей, с которыми мы сталкиваемся в условиях школы почти ежедневно.

Одной из проблем, заслуживающей особого внимания, является отсутствие интереса к учебе, нежелание ребенка ходить в школу. Вопрос «Почему ты учишься?» нередко ставит его в тупик. Ребенок старается уйти от ответа, так как не знает его или не может четко сформулировать.

Наиболее частым и достаточно прогнозируемым ответом на вопрос «Зачем ты ходишь в школу?» является ответ - «Учиться!». Действительно, иной вариант трудно предположить. Такой ответ ребенок считает единственно правильным, даже если истинная цель пребывания его в школе далека от познания нового. Смысл слова «учиться» в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, побегать, поиграть, поменяться дисками ученик также включает в понятие школьной учебы. Если такие желания ребенок не может реализовать, школьное обучение может утратить для него свою привлекательность и перестать вызывать интерес. В данном конкретном случае речь не идет о внутреннем интересе к предмету познания, наличие которого само по себе обеспечивает успешное обучение и снимает проблему негативного отношения к учебе.

В соответствии с психологической формулой «интерес- стимул- реакции на стимул-мотив действия- само действие», лишив ребенка стимула, трудно ожидать от него успешного решения учебных задач.

Что может быть стимулом к определенному виду деятельности?

Рассматривая понятие «стимул» как побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями. Именно стимул, как инициирующий и регулирующий фактор поведения, определяется тот или иной тип мотивации.

Как только такой фактор находится вне личности и ее поведения, т.е. обусловлен внешней средой, мотивация становится внешней, а поведение внешне мотивированным. В отношении учебной деятельности внешними факторами становятся все виды подкреплений, которые мы используем как меры педагогического воздействия ( наказание, поощрение, похвала…)

Что касается учебной деятельности, то наиболее значимым внутренним стимулом, являющимся наиболее действенным и эффективным, есть стремление к познанию нового, основанное исключительно на интересе к предмету познания.

Если в случае возможности выбора определенного учебного предмета ребенок не выбирает тот предмет, который выбрали большинство его друзей, а идет на урок, который ему интересен, то таким образом он демонстрирует яркий пример внутренне мотивированного поведения.

Какая же мотивация предпочтительнее по отношению к учебной деятельности? Это вне всякого сомнения - внутренняя. Каким способом можно способствовать формированию внутренней мотивации в рамках учебного процесса?

Как уже говорилось, внутренняя мотивация является важным условием успешного обучения. Но как быть, если она отсутствует, а единственным привлекательным моментом школьной жизни является долгожданная переменка или веселая прогулка? Многие учителя считают, что, сформировав у ребенка «необходимый» мотив, можно добиться высоких результатов и таким образом решить многие учебные проблемы. Важная роль и влияние учителя в начальной школе бесспорны. Но, тем не менее, мнение о том, что можно извне сформировать мотив, является ошибочным. «Мотив - сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» (Е. П. Ильин). Учитель может только способствовать этому процессу.

Следует отметить, что существует целый ряд научно разработанных способов повышения внутренней мотивации в учебном процессе, используя которые, можно избежать многих трудностей. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться следующих требований:

  1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

  2. Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

  3. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

  4. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

  5. Следить за тем, чтобы учебные задания не только не соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.

  6. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

  7. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?

А. Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать».

Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.

Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение.

Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.

Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

Несмотря на огромные диспропорции в индивидуальных темпах и содержании развития учащихся, подростковый возраст характеризуется рядом общих черт, проявляющихся с достаточным постоянством. В исследованиях психологов отражены некоторые общие особенности развития познавательных потребностей учащихся. Так, установлено, что у старших подростков познавательная потребность проявляется преимущественно в форме любознательности, связанной со стремлением к знаниям об окружающей действительности. Высокий уровень познавательной потребности, а следовательно, и познавательной мотивации свойственен очень небольшой части учащихся. Практически у 66% восьмиклассников развитая любознательность не сформирована. До 38% учащихся не имеют даже сколько-нибудь выраженных познавательных интересов. Практически «у подавляющего большинства восьмиклассников интереса к учению нет, учебная и познавательная мотивация почти отсутствуют». В мотивационной сфере преобладает внешняя мотивация, связанная не с процессом познания, а с его формальным следствием - оценкой.

Слабая сформированность познавательной потребности проявляется и в отношении учащихся к изучению химии. Первый этап знакомства с предметом, связанный с новым для учащихся методом познания - химическим экспериментом, обеспечивает некоторое усиление любознательности. От знакомства с химией многие ждут чего-то необычного. Однако ожидаемого чуда не происходит, объяснения явлений, наблюдаемых в повседневной жизни, ученики не получают. Отчасти это происходит из-за смещения задач обучения на усиленное овладение теоретическими, абстрактными знаниями, малодоступными значительной части учащихся, сочетающееся с серьезным оскуднением химического эксперимента. В результате познавательный интерес к изучению химии резко снижается уже во втором полугодии 8 класса.

У учащихся 10 класса наблюдается интенсивное развитие потребностно - мотивационной сферы. Учебные интересы большинства учащихся приобретают конкретность, устойчивость и личностный характер. Лишь 7% учащихся не имеют любимых предметов. Вполне сложившаяся любознательность характерна для 17% 10-классников. Некоторые ученики переходят от любознательности к целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности, которая стимулируется конкретной целью. У выпускников средних школ - учеников 11 класса - целенаправленная познавательная деятельность, при которой все основные учебные и внеучебные интересы связаны с определенной личностной целью, наблюдается в среднем в 13% случаев. К сожалению, ценность химических знаний осознают лишь 34% учащихся старших классов. И только чуть больше половины учащихся 11 класса достигают мотивационно-потребностной сферы личности .

Приведенные данные подтверждают исключительную актуальность проблемы и обосновывают необходимость специальной работы учителя химии по развитию внутренней мотивации учения у школьников.

Очевидный недостаток внимания в методике обучения химии к целенаправленному развитию у учащихся внутренней мотивации учения определил целесообразность введения в систему принципов предметного развивающего обучения особого принципа обеспечения мотивированности и осознанности формируемых знаний и умений.

Развитие внутренней мотивации учения, наряду с формированием адекватной самооценки учащегося и организацией адаптационно-развивающего общения, обеспечивающего эмоциональный комфорт участников УВП, является важнейшей составляющей вклада предметного обучения химии в развитие личности обучаемого.

Что же я использую на уроках химии для повышения мотивации в изучении предмета химии:-групповую работу, работу в сменных парах;-выполнил работу сам - помоги другому;-дидактические игры;-викторины;-химическое лото (на закрепление знаний по ПСХЭ)-опорные схемы;-разно-уровневые дидактические карточки;- тестовые работы;- рефераты ;- презентации с опережающим обучением.

Пользуясь поговоркой: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» стараюсь как можно чаще использовать эксперимент при объяснении нового материала, закреплении знаний, подготовке к контрольной работе.

И своё выступление хочу закончить словами Р. Рождественского

Удачи вам, дебютанты и асы,

Удачи, особенно по утрам,

Когда вы входите в школьные классы:

Одни - как в клетку, другие - как в храм.



© 2010-2022