• Преподавателю
  • Химия
  • Доклад на тему: Планирование и организация лабораторных, практических работ, демонстраций

Доклад на тему: Планирование и организация лабораторных, практических работ, демонстраций

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планирование и организация лабораторных и практических работ, демонстраций.

Химия - наука экспериментально-теоретическая. С помощью химических опытов устанавливаются законы химии, разрабатываются химические теории. Химический эксперимент является ведущим методом исследования, используемым в химии. Именно поэтому он широко применяется при обучении химии в средней школе. Химический эксперимент также оказывает эмоциональное воздействие на ученика, формирует интерес к химической науке, развивает наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Школьный эксперимент делится на два вида: демонстрационный и ученический.

Демонстрационный эксперимент проводится у демонстрационного стола перед всеми учащимися в классе. Чаще всего такой опыт проводит учитель, иногда лаборант. Демонстрационные опыты достаточно сложны по выполнению, а иногда и опасны. Действительно, демонстрирование химических опытов перед классом - большое искусство, которое оттачивается годами. Доклад на тему: Планирование и организация лабораторных, практических работ, демонстраций. Поэтому, чтобы провести любую демонстрацию необходимо учителю подготовится к ней. Для этого, в первую очередь надо подготовить реактивы и оборудование, ознакомится с методикой выполнения и, конечно же, провести его перед непосредственной демонстрацией ученикам. Так как опыт может в первый раз и не получится.

Ученический эксперимент подразделяется на два вида: лабораторные опыты, проводимые учащимися в процессе приобретения знаний; практические работы, которые учащиеся проделывают после изучения одной - двух тем.Доклад на тему: Планирование и организация лабораторных, практических работ, демонстраций.

Умело использованный химический эксперимент имеет большое значение для достижения образовательных и воспитательных задач, а также для развития познавательных интересов учащихся. При этом он должен стать средством приобретения знаний, а не только иллюстрацией теоретических положений. Если учитель свободно владеет приёмами проведения химического эксперимента и грамотно его применяет, то учащиеся с интересом изучают химию.Доклад на тему: Планирование и организация лабораторных, практических работ, демонстраций.

С использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) значительно расширились рамки реализации химического эксперимента. Наряду с реальным экспериментом появилась возможность проведения виртуального химического эксперимента. В процессе обучения эти виды эксперимента должны дополнять друг друга. Для этого учителю, исходя из принципов целесообразности и компьютерной безопасности, для проведения каждого химического опыта следует решать вопрос: какому варианту (традиционному или виртуальному) отдать предпочтение.

Принцип компьютерной безопасности определяет обеспечение соблюдения санитарных норм и правил. Принцип целесообразности предполагает обращение к компьютеру только в ситуациях, когда он обеспечивает получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить без использования ИКТ. Такими ситуациями могут быть:

  • отсутствие необходимых реактивов и оборудования;

  • высокая стоимость реактива;

  • принадлежность реактива к веществам 1 или 2 классам опасности;

  • физиологическое воздействие реактивов на организм человека;

  • длительность проведения опыта.

Для проведения демонстрации и организации практических работ компьютер становится эффективным помощником учителя, особенно при изучении токсических веществ, например бензола, фенола, галогенов, соединений хрома, а также при отсутствии необходимых реактивов и оборудования в лаборатории.

Для организации учебного процесса с проведением демонстрационного эксперимента учителю предоставляется возможность использования электронных пособий - «Полный мультимедийный курс химии. Руссобит-М.», «Химия для всех -21» _ и каталог электронных образовательных ресурсов сети Интернет (fcior. edu. ru).Доклад на тему: Планирование и организация лабораторных, практических работ, демонстраций.Доклад на тему: Планирование и организация лабораторных, практических работ, демонстраций.

В начале учебного года при составлении планирования, всегда вносятся в план все демонстрации и экспериментальные работы, предусмотренные программой с учётом размещения учебного материала. К тому же по возможности стараешься на уроках провести и другие демонстрации, не предусмотренные программой по теме, исходя из возможностей.

Учебно-лабораторная база по химии является основой для приобретения школьниками незаменимых практических навыков и осознанного усвоения и закрепления теоретических (фундаментальных ) знаний. Поэтому в начале учебного года всегда проверяется наличие всех необходимых реактивов и оборудования.

Лабороторные опыты имеют обучающий и развивающий характер и их роль в изучении химии наиболее важна. Проведение практических работ позволяет учащимся применить полученные знания и умения в самостоятельной работе, сделать выводы и обобщения, а учителю - оценить уровень сформированности знаний и умений учащихся.Практическая работа является своеобразным итогом, завершающим этапом при изучении тем и разделов.

Большое значение в процессе обучения имеет ученический эксперимент. Педагогу следует досканально изучить простые пробирочные опыты, чтобы руководить проведением химического эксперимента в классе, оказывать помощь учащимся. Учитель должен помнить, что даже самые простые опыты могут не получиться, если не соблюдается необходимая концентрация реагирующих веществ, не учитываются условия проведения химических реакций или используется недостаточно чистая химическая посуда.Доклад на тему: Планирование и организация лабораторных, практических работ, демонстраций.

При подготовке к практической работе, подготавливаются задания, составляются дидактические карточки. Эти карточки используются как образцы для оформления выполненных опытов. В колонке «Выводы» иногда записаны вопросы. Их учащиеся не переписывают, а сразу записывают ответы, которые, собственно, и являются выводами. Например:

Практическая работа № 2.

Решение экспериментальных задач по теме "Неметаллы"

Цель работы:

Оборудование:

Правила безопасного поведения: правила работы с кислотами, щелочами.


Вариант 1


№ задания

Реактывы,

аборудование

Ход работы

(действия)

Наблюдения

Уравнение

реакций

Выводы

1






Как вы доказали, что

шкарлупа яйца содержит карбанат кальция?

2.






Какие вещества находятся под номером 1 и 2?

3





С помощью каких веществ вы проделали заданные реакцыи?

4.






В какой пробирке находится азотная кислота?


Подобные дидактические карточки можно использовать и при оформлении лабороторного опыта.

Правильное и быстрое проведение практических работ на уроке в немалой степени зависит от хорошей подготовки учащихся и организации занятий.

Подготовка учащихся предполагает выполнение домашнего задания, предваряющего практическое занятие, а именно: повторение соответствующего теоретического материала по учебнику, ознакомление с содержанием экспериментальной работы, чтобы знать, какие практические умения и навыки окажутся необходимыми для ее выполнения.

Перед выполненнием каждого лабораторного опыта и практической работы проводится инструктаж по правилам безопасного поведения.

При планировании практической работы учитывается сама содержательность работы, количество заданий. Если работа не большая, то актуализацию знаний (повторение наиболее важных знаний, которые необходимо будет использовать при выполнении работы) проводится в виде самастоятельной работы или выполняется тест. Ответы на который можно узнать после сдачи своей работы, с целью проведения самопроверки и самокорекции ( сами задания остаются у учащихся). Например при проведении практической работы по теме "Реакция нейтрализации" (7-8 классы).

По характеру воздействия на мышление учащихся, методики организации школьный химический эксперимент может осуществляться в исследовательной и иллюстративной форме. Доклад на тему: Планирование и организация лабораторных, практических работ, демонстраций.

Иллюстративный метод называют иногда методом готовых знаний: учитель сначала сообщает то, что должно получится в результате опыта, а затем иллюстрирует сказанное демонстрацией, или изучаемый материал подтверждается проведением лабораторного опыта.Доклад на тему: Планирование и организация лабораторных, практических работ, демонстраций.

Проведение эксперимента учителем может быть осуществленно как чисто иллюстративным методом, так и частично-исследовательским, когда учащимся предлагается подобрать реактивы и оборудование для проведения опыта, спрогнозировать результат, выделить главное в наблюдениях и самостоятельно сделать вывод. Учитель проводит опыт как бы под руководством учащихся, задаёт уточняющиеся вопросы.

На первом этапе изучения химии согласно исследованиям, проведёнными учителями-методистами, иллюстративный метод проведения демонстрационных опытов оказывается более эффективным, чем исследовательский.Доклад на тему: Планирование и организация лабораторных, практических работ, демонстраций.

Также на первых уроках химии, на факультативах, внеклассных мероприятиях проводится большое количество занимательных опытов. Ведь занимательный эксперимент является средством повышения интереса школьников к химии, способствует более осознанному изучению предмета и более глубокому усвоению материала.

Прискорбно, что химический эксперимент постепенно изживается из обучения. Причин несколько. Во-первых, сокращение учебного времени на предмет.

Во-вторых, маленькая материальная база, нехватка реактивов.

В третьих, как это ни парадоксально, включение в обучение компьютерной техники. Средства на оборудование, необходимое для проведения химических опытов, сокращаются, а на компьютеры выделяются.Поэтому учителя стремятся перевести реальную работу с веществами на виртуальный уровень. Это приводит к отчуждению детей от реальных вещей.

Предлагаю вам список литературы которую можно использовать при подготовке к экспериментам.

1)Л.В.Бабич, С.А.Балезин, Ф.Б. Гликиня "Практикум по неарганической химии."- М.: Просвещение , 1991

2) Верховский В.Н., Смирнов А.Д. "Техника химического эксперимента. Пособие для учителя." - М.: Просвещение , 1873.

3) Т.В.Дымкова, Т.В.Сидорович "Практикум по химии 8 класс"-Мн.: Новое знание, 2006.

4) Т.С.Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Лавров "Химический эксперимент в школе"- М.: Просвещение, 1987.

5) Ю.В.Плетнер , В.С. Поломн "Практикум по методике обучении химии" -

М.: Просвещение 1971.

6) Г.М. Чернобельская " Практические занятия и экспериментальные задачи по химии для ПТУ" - М.: Высшая школа, 1989.

7) И.Н. Чертков, П.Н.Жуков "Химический эксперимент с малыми количествами реактивов" -М.: Просвещение , 1989

Используйте эксперимент!

Ведь эксперимент- это уникальная возможность развития в мышлении школьника способностей к анализу, синтезу, обобщению и систематизации нового учебного материала.


Список использованной литературы

1.А.А.Адаменко. Анализ роли химического эксперимента в средней школе.// Российская газета "Химия" изд. "Первое сентября".- 2006, №8.

2.Е.Я.Аршанский.Обучение химии в классах педагогического профиля.// Российская газета "Химия" изд. "Первое сентября".- 2006, №5.

3.А.Ф.Аспицкая. Назначение общенаучных методов познания при обучении химии.// Российская газета "Химия" изд. "Первое сентября".- 2008, №17.

4.Л.Б.Боян.Использование новых информационных технологий на уроках химии.// Российская газета "Химия" изд. "Первое сентября".- 2008, №20.

5.Т.В.Дымкова, Т.В.Сидорович "Практикум по химии 8 класс"-Мн.: Новое знание, 2006.

6.О.И.Сечко. Химический эксперимент в 8 классе школ с 12-летним сроком обучения.//ж. "Хімія: праблемы выкладання".- 2005, № 3.

7.Г.М.Чернобельская. Некоторые мысли о современном образовании и факторах, влияющих на его развитие.// Российская газета "Химия" изд. "Первое сентября".- 2008, №17.




© 2010-2022