• Преподавателю
  • Химия
  • Методическая разработка урока химии на тему Валентность и степень окисления. Правила определения степени окисления

Методическая разработка урока химии на тему Валентность и степень окисления. Правила определения степени окисления

Основная цель урока изучить основополагающее химические понятие «степень окисления», провести закрепление знаний учащихся по владению приемами определения степени окисления элементов в простых, сложных веществах.  Большая часть заданий, вопросов носит поисковый характер.  Последовательное выполнение  учебных заданий  создаёт условия  для освоения  содержания темы, формирование умений работать с информацией , которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям.Формирование  всего компле...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

муниципального образования «город Бугуруслан»













Методическая разработка урока химии в 8 классе



Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.









Подготовила :

Мордасова Наталия Александровна,

учитель химии и биологии

I квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №1»

461637 г.Бугуруслан, ул. Московская, 18 А

Телефон 8 (35352) 2-44-50







Урок 55

Тема: Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

Цели:

Предметные: изучить основополагающее химические понятие «степень окисления», провести закрепление знаний учащихся по владению приемами определения степени окисления элементов в простых, сложных веществах .

Метапредметные: способствовать развитию логического мышления и речи, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.

Личностные: развивать коммуникативные навыки учащихся. Развитие познавательного интереса к предмету.

Задачи:

  • Образовательная - дать и закрепить знания по теме «степень окисления».

  • Развивающая - работа над развитием речевых навыков; развитие умения работы в группах, развитие логических и коммуникативных способностей учащихся.

  • Воспитывающая - расширение кругозора обучающихся.

УУД:

Личностные:

  • доброжелательное отношение к окружающим;

  • устойчивый познавательный интерес к деятельности.

Регулятивные:

  • контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • коррекция и оценка деятельности.

Познавательные:

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логических цепей рассуждений;

  • применять математические расчеты для решения химических задач.

Коммуникативные:

  • умение вести диалог, отвечать на вопросы;

  • понимать возможность различных точек зрения;

  • умение слушать и слышать друг друга.

Дидактическое оснащение: карточки информаторы с заданиями, лист ученика, смайлики, презентация к уроку .

Тип урока: урок первичного предъявления знаний.

Формы обучения: фронтальная, групповая

Методы и приёмы: частично-поисковый и репродуктивный; беседа с учащимися, работа с учебником, работа с рабочими картами, таблицей Менделеева.

ХОД урока

  1. Организационный момент

Притча Сократа:

«Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх.

Одного спросили:

- Что ты делаешь?

- Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

- Что ты делаешь?

- Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

- Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»

Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага.

Я хочу вас спросить: «А зачем вы пришли ко мне на урок?»

- На столах у вас лежит лист ученика , запишите свою фамилию , имя . Оценка у нас сегодня накопительная - только за правильный и полный ответ вы получаете смайлик.

- Как бы трудно не было мы вместе с вами должны с ними справиться. Что же мы уже знаем?

  1. Актуализация знаний:

(фронтальный опрос, выставление оценок самым активным учащимся)

  • Какие электроны называются валентными? (Внешнего уровня)

  • Каков заряд электрона? (Отрицательный)

  • Как по Периодической системе определить число валентных электронов элементов главных подгрупп? (По номеру группы)

  • Какие свойства проявляют металлы? (Восстановительные, отдают электроны)

  • Какие свойства проявляют неметаллы? (Окислительные, принимают электроны)

  • Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне атома водорода? (1)

  • Кислорода? (6)

  • Сколько нужно электронов атому кислорода до завершения внешнего энергетического уровня? (2)

  • Что такое электроотрицательность? (Мера притяжения электронов)

  • Какие вещества называют простыми? (Состоящие из атомов одного элемента)

  • Какие вещества называют сложными? (Состоящие из атомов разных элементов)

- Формулы каких веществ представлены на доске? Почему?

  1. Изучение новой темы

А) «Самоопределение в деятельности» - мотивационный, целеполагание

H2O - HCl - AlH3

- Что общего у этих формул? ( атом водорода, валентность, бинарные)

- Какие различия? ( количество атомов водорода, расположение водорода, химическая связь)

- А от чего зависит количество атомов? Что такое валентность? Определите валентность соседнего элемента. Правила определения валентности мы уже знаем.

- Какие слова пропущены в теме нашего урока? Сформулируйте её полностью . Запишите . Д/з параграф 43, с.151 выучить правила, с.152 №1-5 , *с.152 №1 (задача)

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Б) «Учебно-познавательная деятельность»

1. Введение понятия «степень окисления»

- Вернёмся мы к нашим формулам, а почему водород занимает разное положение?

- Определите химическую связь в этих соединениях?

- Изобразим электронную формулу этих соединений и покажем связь. ( класс работает самостоятельно, а у доски -3 учащихся)

- Почему связь называется ионной ? Что такое ион? Как он образуется (атом либо отдаёт и заряжается положительно, т.е. превращается в катион, либо - принимает и заряжается отрицательно , т.е. в анион)

AlH3 AlH3 ( объясняю, что степень окисления обозначается «+» или «-« и цифрой)

- Что же происходит в ковалентных связях? ( образуется общая электронная пара, при полярной она смещается ) … т.е. молекула тоже поляризуется . Степень окисления - это условный заряд, возникающий на атоме в результате сдвига электронов от менее к более электроотрицательному атому. Она может быть положительной и отрицательной В каких случаях?

H2O H2O ( объясняю, что степень окисления обозначается «+» или «-« и цифрой)

HCl HCl

- Сравните валентность и степень окисления, что вы заметили?

- Вспомним определение валентности? А степени окисления?

2. Правила определения валентности

2.1.Работа с учебником .

- Изучите правила на с.151

2.2.Запись в тетради основных правил:

  • Постоянная с.о. - O (кроме ) , H (кроме ) , F ,

  • Э I A - III A групп (+)

  • С.о. = 0 как у свободных атомов, так у атомов , входящих в состав неполярных молекул

  • Сумма степеней окисления = 0

В) «Интеллектуально-преобразовательная деятельность»

1. Задание : расставить степень окисления в соединениях

MgO, CO2, H2, Si, H2SiO3, Cl2O7, HBrO4 (разбираем вместе с классом - по цепочке учащиеся выходят к доске)

Физминутка

2. Работа в группах ( самостоятельно)



Группа № 1

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку - правильно вы сделали или нет.

CaO H2S SO2 Cu2O NaCL

2. Какая формула правильна- подчеркните :

ALCL3 ALCL2 ALCL

3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H2SO4.

Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления к 0.

Алгоритм оценки:

Если выполнены правильно все 3 задания - оценка «5»,

Если выполнены правильно 2 задания - оценка «4»,

Если выполнено 1 задание - оценка «3».

Группа № 2

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку - правильно вы сделали или нет.

ZnO K2S SO3 Cu O KCL

2. Какая формула правильна - подчеркните :

CaCL3 CaCL2 CaCL

3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H N O3.

Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе.: Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления к 0.

Алгоритм оценки:

Если выполнены правильно все 3 задания - оценка «5»,

Если выполнены правильно 2 задания - оценка «4»,

Если выполнено 1 задание - оценка «3».

Группа № 3

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку - правильно вы сделали или нет.

CaO Na2S SO2 P2O5 FeCL3

2. Какая формула правильна - подчеркните :

K2O KO2 KO

3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H2 S O3.

Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления к 0.

Алгоритм оценки:

Если выполнены правильно все 3 задания - оценка «5»,

Если выполнены правильно 2 задания - оценка «4»,

Если выполнено 1 задание - оценка «3».

Группа № 4

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку - правильно вы сделали или нет.

ZnO CH4 SO2 Cu O KCL

2. Какая формула правильна:

CaO CaO2 Ca2O

3. Вам дано вещество, состоящее из атомов Na N O3.

Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления к 0.

Алгоритм оценки:

Если выполнены правильно все 3 задания - оценка «5»,

Если выполнены правильно 2 задания - оценка «4»,

Если выполнено 1 задание - оценка «3».

- Сколько «5» ……… «4» ………… «3»………….

Г) Рефлексивная деятельность ( работаем по листу ученика - «Сам себе учитель», «Сам себе психолог» - оцените себя на уроке)

Д) Итог урока. Подсчитывание смайликов

7

© 2010-2022