- Преподавателю
- Химия
- Методическая разработка урока химии на тему Валентность и степень окисления. Правила определения степени окисления
Методическая разработка урока химии на тему Валентность и степень окисления. Правила определения степени окисления
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мордасова Н.А. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
муниципального образования «город Бугуруслан»
Методическая разработка урока химии в 8 классе
Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Подготовила :
Мордасова Наталия Александровна,
учитель химии и биологии
I квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №1»
461637 г.Бугуруслан, ул. Московская, 18 А
Телефон 8 (35352) 2-44-50
Урок 55
Тема: Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Цели:
Предметные: изучить основополагающее химические понятие «степень окисления», провести закрепление знаний учащихся по владению приемами определения степени окисления элементов в простых, сложных веществах .
Метапредметные: способствовать развитию логического мышления и речи, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.
Личностные: развивать коммуникативные навыки учащихся. Развитие познавательного интереса к предмету.
Задачи:
-
Образовательная - дать и закрепить знания по теме «степень окисления».
-
Развивающая - работа над развитием речевых навыков; развитие умения работы в группах, развитие логических и коммуникативных способностей учащихся.
-
Воспитывающая - расширение кругозора обучающихся.
УУД:
Личностные:
-
доброжелательное отношение к окружающим;
-
устойчивый познавательный интерес к деятельности.
Регулятивные:
-
контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-
коррекция и оценка деятельности.
Познавательные:
-
установление причинно-следственных связей;
-
построение логических цепей рассуждений;
-
применять математические расчеты для решения химических задач.
Коммуникативные:
-
умение вести диалог, отвечать на вопросы;
-
понимать возможность различных точек зрения;
-
умение слушать и слышать друг друга.
Дидактическое оснащение: карточки информаторы с заданиями, лист ученика, смайлики, презентация к уроку .
Тип урока: урок первичного предъявления знаний.
Формы обучения: фронтальная, групповая
Методы и приёмы: частично-поисковый и репродуктивный; беседа с учащимися, работа с учебником, работа с рабочими картами, таблицей Менделеева.
ХОД урока
-
Организационный момент
Притча Сократа:
«Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх.
Одного спросили:
- Что ты делаешь?
- Тащу эту проклятую ношу.
Второго спросили:
- Что ты делаешь?
- Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.
Третий на тот же вопрос улыбнулся:
- Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»
Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага.
Я хочу вас спросить: «А зачем вы пришли ко мне на урок?»
- На столах у вас лежит лист ученика , запишите свою фамилию , имя . Оценка у нас сегодня накопительная - только за правильный и полный ответ вы получаете смайлик.
- Как бы трудно не было мы вместе с вами должны с ними справиться. Что же мы уже знаем?
-
Актуализация знаний:
(фронтальный опрос, выставление оценок самым активным учащимся)
-
Какие электроны называются валентными? (Внешнего уровня)
-
Каков заряд электрона? (Отрицательный)
-
Как по Периодической системе определить число валентных электронов элементов главных подгрупп? (По номеру группы)
-
Какие свойства проявляют металлы? (Восстановительные, отдают электроны)
-
Какие свойства проявляют неметаллы? (Окислительные, принимают электроны)
-
Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне атома водорода? (1)
-
Кислорода? (6)
-
Сколько нужно электронов атому кислорода до завершения внешнего энергетического уровня? (2)
-
Что такое электроотрицательность? (Мера притяжения электронов)
-
Какие вещества называют простыми? (Состоящие из атомов одного элемента)
-
Какие вещества называют сложными? (Состоящие из атомов разных элементов)
- Формулы каких веществ представлены на доске? Почему?
-
Изучение новой темы
А) «Самоопределение в деятельности» - мотивационный, целеполагание
H2O - HCl - AlH3
- Что общего у этих формул? ( атом водорода, валентность, бинарные)
- Какие различия? ( количество атомов водорода, расположение водорода, химическая связь)
- А от чего зависит количество атомов? Что такое валентность? Определите валентность соседнего элемента. Правила определения валентности мы уже знаем.
- Какие слова пропущены в теме нашего урока? Сформулируйте её полностью . Запишите . Д/з параграф 43, с.151 выучить правила, с.152 №1-5 , *с.152 №1 (задача)
- Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Б) «Учебно-познавательная деятельность»
1. Введение понятия «степень окисления»
- Вернёмся мы к нашим формулам, а почему водород занимает разное положение?
- Определите химическую связь в этих соединениях?
- Изобразим электронную формулу этих соединений и покажем связь. ( класс работает самостоятельно, а у доски -3 учащихся)
- Почему связь называется ионной ? Что такое ион? Как он образуется (атом либо отдаёт и заряжается положительно, т.е. превращается в катион, либо - принимает и заряжается отрицательно , т.е. в анион)
AlH3 AlH3 ( объясняю, что степень окисления обозначается «+» или «-« и цифрой)
- Что же происходит в ковалентных связях? ( образуется общая электронная пара, при полярной она смещается ) … т.е. молекула тоже поляризуется . Степень окисления - это условный заряд, возникающий на атоме в результате сдвига электронов от менее к более электроотрицательному атому. Она может быть положительной и отрицательной В каких случаях?
H2O H2O ( объясняю, что степень окисления обозначается «+» или «-« и цифрой)
HCl HCl
- Сравните валентность и степень окисления, что вы заметили?
- Вспомним определение валентности? А степени окисления?
2. Правила определения валентности
2.1.Работа с учебником .
- Изучите правила на с.151
2.2.Запись в тетради основных правил:
-
Постоянная с.о. - O (кроме ) , H (кроме ) , F ,
-
Э I A - III A групп (+)
-
С.о. = 0 как у свободных атомов, так у атомов , входящих в состав неполярных молекул
-
Сумма степеней окисления = 0
В) «Интеллектуально-преобразовательная деятельность»
1. Задание : расставить степень окисления в соединениях
MgO, CO2, H2, Si, H2SiO3, Cl2O7, HBrO4 (разбираем вместе с классом - по цепочке учащиеся выходят к доске)
Физминутка
2. Работа в группах ( самостоятельно)
Группа № 1
1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку - правильно вы сделали или нет.
CaO H2S SO2 Cu2O NaCL
2. Какая формула правильна- подчеркните :
ALCL3 ALCL2 ALCL
3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H2SO4.
Задание.
Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.
Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления к 0.
Алгоритм оценки:
Если выполнены правильно все 3 задания - оценка «5»,
Если выполнены правильно 2 задания - оценка «4»,
Если выполнено 1 задание - оценка «3».
Группа № 2
1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку - правильно вы сделали или нет.
ZnO K2S SO3 Cu O KCL
2. Какая формула правильна - подчеркните :
CaCL3 CaCL2 CaCL
3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H N O3.
Задание.
Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе.: Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.
Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления к 0.
Алгоритм оценки:
Если выполнены правильно все 3 задания - оценка «5»,
Если выполнены правильно 2 задания - оценка «4»,
Если выполнено 1 задание - оценка «3».
Группа № 3
1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку - правильно вы сделали или нет.
CaO Na2S SO2 P2O5 FeCL3
2. Какая формула правильна - подчеркните :
K2O KO2 KO
3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H2 S O3.
Задание.
Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.
Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления к 0.
Алгоритм оценки:
Если выполнены правильно все 3 задания - оценка «5»,
Если выполнены правильно 2 задания - оценка «4»,
Если выполнено 1 задание - оценка «3».
Группа № 4
1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку - правильно вы сделали или нет.
ZnO CH4 SO2 Cu O KCL
2. Какая формула правильна:
CaO CaO2 Ca2O
3. Вам дано вещество, состоящее из атомов Na N O3.
Задание.
Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.
Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления к 0.
Алгоритм оценки:
Если выполнены правильно все 3 задания - оценка «5»,
Если выполнены правильно 2 задания - оценка «4»,
Если выполнено 1 задание - оценка «3».
- Сколько «5» ……… «4» ………… «3»………….
Г) Рефлексивная деятельность ( работаем по листу ученика - «Сам себе учитель», «Сам себе психолог» - оцените себя на уроке)
Д) Итог урока. Подсчитывание смайликов
7