Статья Адаптивная система обучения по химии в средней школе

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптивная система обучения в профильной школе

Черникова С.В.


Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь…

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Среди основных направлений и первоочередных мер образовательной политики выделены: обновление содержания образования, принятие государственных стандартов общего образования, экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена, создание условий для введения предпрофильного и профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. В связи с этим в рамках модернизации была подготовлена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. В соответствии с этой Концепцией «переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.»[1]

Выполнение данного социального заказа, достижение поставленных целей, как отмечают ученые, невозможно при традиционной системе организации образовательного процесса, который находится в противоречии с законами и закономерностями психофизической деятельности человека и теории управления. Классно-урочная система предопределяет постоянную перегрузку ученика и учителя. Разрешением данной проблемы является внедрение новых педагогических технологий. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения современных систем и технологий, их применения в конкретных ситуациях.

В связи с переходом Российского общества к качественно новому состоянию требуются люди убежденные, активные, ищущие, умеющие жить и работать в условиях демократии, в обстановке экономической и социальной ответственности за себя и свою страну. Поэтому первоочередными целями профильного обучения становятся развитие способов умственных действий, формирование самостоятельности и творчества, усвоение знаний, умений и навыков.

С учетом особенности химии как предметной области естествознания в курсе профильной школы целесообразно отбирать те педагогические технологии, которые учитывают специфику химии, а именно: наличие эксперимента разных видов и решение экспериментальных и расчетных задач.

Эта особенность изучения химии требует введения в арсенал учителя целого ряда педагогических технологий для выработки у обучающихся специальных умений и навыков.

Одной из прогрессивных образовательных систем является адаптивная система обучения (АСО). Она базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина; деятельностном подходе к обучению А.А.Леонтьева; социально - конструктивистской теории Л.С.Выготского; теории обучения В.К.Дьяченко.[2]

Первоочередные цели системы: развитие индивидуальности; улучшение учебной мотивации; предупреждение неуспеваемости; развитие познавательных интересов; формирование самостоятельности, творчества, трудолюбия.

В условиях АСО обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное и представлять в свернутом виде. Умение самостоятельно работать - один из видов деятельности, характерной для профильной школы. Важно обучить обучающихся добывать знания, свертывать и схематически представлять новую информацию. Ориентировать их не на запоминание прослушанного, а на понимание и анализ.

Организационная сущность АСО заключается в том, что учитель «обучает всех учащихся», то есть делает ввод информации лаконично, с вычленением и обобщением главного всего 5-7 минут от урока, а оставшееся время обучающиеся работают сами. Так, например, в десятом классе естественнонаучного профиля в курсе органической химии прослеживаются три основных типа расчетных эадач на вывод формул, но с разнообразными условиями, для решения которых недостаточно отдельно взятого алгоритма, который может предложить учитель за ограниченный промежуток времени. У него никогда не хватит времени не только решить, но и показать разнообразие задач при традиционных подходах к обучению.

Учитель в АСО показывает общие подходы к решению данных задач, а далее предлагает и организует самостоятельную деятельность обучающихся с учетом их степени подготовленности и индивидуальных физиологических особенностей, применяя многоуровневые задания с адаптацией. Объем и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Время для выполнения заданий одинаковое, но каждый ученик продвигается от уровня к уровню со своей скоростью, выбирая сам пути достижения. Таким образом, решается одна из основных задач профильного обучения - это выстраивание каждым школьником собственной, индивидуальной, образовательной траектории.[1]

С каждым годом учителю все труднее становится проводить химический эксперимент из-за нехватки и дороговизны реактивов и оборудования. АСО исключает данные проблемы, так как достаточно собрать один набор для проведения практической работы, а ученики ее будут выполнять по очереди в процессе своего плана учебной деятельности.

Свобода, предоставляемая ученику в АСО, без строгого планирования и учета может оказаться нереализованной и не принесет никакой пользы. Свобода и дисциплина, свобода и строгий учет - вот тот механизм, который приведет в действие самостоятельную деятельность обучающихся.

В АСО осуществляется сплошной контроль результатов всех видов самостоятельной работы. Сплошная контролируемость может быть достигнута только тогда, когда наряду с контролем учителя широко применяется взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся с использованием компьютеров, где работа нацелена на формирование внутреннего самоконтроля. После чего ученик готов правильно действовать сам. Обязательна технология тестового контроля, так как входный, промежуточный, итоговый контроль рекомендуется в виде теста, который оценивается не в пятибалльных отметках, а в баллах, процентах, цифрах, что готовит обучающихся к сдаче ЕГЭ.

Успешное овладение знаниями возможно только при наличии партнера. Основной организационной формой учебного процесса является парная. Работа в парах демократична, каждый оказывается в равных условиях, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности.

Роль учителя: организация учебной деятельности, которая состоит прежде всего из отбора теоретического и практического материала по трем уровням сложности согласно ГОС и профильной программе (например, О.С. Габриеляна) по химии. Кроме этого учитель осуществляет ввод информации, производит «отключенный» и «включенный» контроль. «Включенный» контроль - это наблюдение за учебным процессом в целом, включение себя как субъекта в работу пары или группы. «Отключенный» контроль - это индивидуальная работа с учеником по специальным дифференцированным материалам, которые предлагает учитель, а в дальнейшем сам ученик.

Адаптивная система обучения как система включает технологии адаптивной и коллективной систем, уровневой дифференциации обучения, информационных технологий, тестового контроля, дидактической многомерной технологии, технологии опорных конспектов, педагогических мастерских, которые являются необходимыми и достаточными для функционирования АСО.

АСО вот уже несколько лет успешно применяется на уроках химии в ряде школ области, как в универсальных, так и в профильных (естественнонаучных и гуманитарных) классах. Результативность ее использования доказывается повышением уровня обученности и качества знаний.

Успешность применения АСО можно видеть и при анализе урока, когда эффективность урока по современным к нему требованиям превышает 90%, то есть урок считается отличным. Ученик большую часть урока работает в режиме само- : сам ставит перед собой цели и задачи данного урока, планирует и организует свою деятельность во времени на своем рабочем месте в соответствии с общими целями и задачами, самостоятельно работает с дидактическим материалом, наглядными пособиями, электронными учебниками, различного рода дополнительной литературой (энциклопедии, справочники, журналы, научно-популярные издания и т.д.), проводит самоанализ и самооценку своей деятельности, а также осуществляет взаимоконтроль и оценку деятельности других, проводит самокоррекцию и регулирование своей деятельности, намечает планы деятельности дома и на другом уроке.

Высоко оценивается при этом и деятельность учителя, его умение ставить цели и задачи на полугодие; умение отбирать необходимую информацию; создавать дидактический материал по теме в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучающихся; умение эффективно организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся; умение проводить анализ, оценку, коррекцию своей деятельности и деятельности обучающегося. [3]


Список использованной литературы


  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования-М., 2002.


  1. Границкая А.С. Научитьдумать и действовать.-М.:Просвещение, 1991.


  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2001.


  1. Воскобойникова Н.П., Галыгина И.В., Галыгина Л.В. О педагогических технологиях и системах обучения // Основы государства и права.-2002.-№ 4.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 1998.

© 2010-2022