- Преподавателю
- Химия
- Методическая разработка урока по химии «Общие свойства кислот»
Методическая разработка урока по химии «Общие свойства кислот»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ожерелкова Т.Г. |
Дата | 16.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Описание материала
Урок по химии «Общие свойства кислот»
Цель урока: повторить определение кислот, их состав, классификацию, изучить общие свойства кислот.
Задачи урока:
-
Обучающие: продолжить обучение работе с лабораторным оборудованием, подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения.
-
Развивающие: формирование умений экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы; обогатить представление обучающихся об общем, особенном, единичном в составе и свойствах кислот.
-
Воспитательные: воспитание усидчивости, внимательности, аккуратности при проведении опытов, заполнении таблиц.
Тип урока: изучения новых знаний с элементами игровой, практической, частично-поисковой деятельности и использованием ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, на столах обучающихся - раствор соляной кислоты, индикаторы: лакмус и метилоранж, штатив с пробирками, на демонстрационном столе - раствор соляной кислоты, гранулы цинка, медная проволока, спички, штатив с пробирками
Этапы урока:
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Демонст-рации
Хроно-метраж
1.Организационный этап
Сообщаю, что нам сегодня предстоит увлекательное путешествие по стране кислот, где мы познакомимся с их удивительными свойствами.
Записывают в тетради тему урока со слайда
Слайд 1 Тема урока
2мин
2.Этап актуализации знаний
Прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить вашу готовность к долгому путешествию. Объявляю первую остановку - «Информационную»
Задаю следующие вопросы:
1.Какие вы знаете кислоты? Назовите их хим.формулы.
2Что общего в составе кислот?
3.Как определить валентность кислотного остатка?
4.По каким признакам классифицируют кислоты? Приведите примеры.
5.Физические свойства кислот: агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде
Кратко подвожу итог подготовки к уроку и делаю вывод, что общее в составе и строении кислот обусловливает их общие свойства.
Отвечают на вопросы:
1.соляная HCl, азотнаяHNO3, серная H2SO4,угольная H2CO3, фосфорная H3PO4
2.наличие атомов водорода
3.по количеству атомов водорода в кислоте
4.по количеству атомов водорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные;
По наличию атомов кислорода: бескислородные и кислородосодержащие. Приводят примеры, используя слайд 2.
5. бесцветные жидкости, хорошо растворимые в воде
Слайд 2 Формулы кислот
5 мин.
3.Этап изучения нового материала
3.1.Объявляю следующую остановку - «Экспериментальную», на которой мы познакомимся с химическими свойствами кислот. Но горит красный сигнал светофора, мы не можем двигаться дальше, не вспомнив правила техники безопасности.
3.2.Теперь мы можем приступить к эксперименту, результаты которого необходимо занести в специальную таблицу.
3.3.Даю краткую справку об индикаторах, объясняю методику проведения опыта с индикаторами;
Обращаю внимание детей на таблицу окраски индикаторов. Какую среду показывают лакмус и метилоранж?
Чем обусловлена кислотная среда?
3.4.Объявляю следующую остановку - «Демонстрационную».
Сейчас я покажу вам ещё одно свойство кислот - взаимодействие с активными металлами. Показываю в ряду напряжений активные металлы и провожу реакцию цинка с соляной кислотой. Поджигаю выделяющийся газ (водород). На доске записываю схему реакции, показываю атомы, которые меняются местами, по валентности составляем формулу хлорида цинка:
Zn+ HCl=ZnCl2+H2
Затем расставляем коэффициенты и указываем тип реакции - замещения
Для сравнения провожу опыт с медью - неактивным металлом, обращаю внимание на положение меди в ряду напряжений. Признаков реакции нет.
Обучающиеся называют правила техники безопасности при работе с кислотами и первой помощи при попадании кислоты на кожу.
Обучающиеся чертят таблицу и вписывают названия граф
Обучающиеся под руководством преподавателя, соблюдая правила, выполняют опыты и заносят название первого опыта «Взаимодействие с индикаторами» и свои наблюдения в таблицу: индикаторы лакмус и метилоранж становятся красными в растворах кислот. Дети отвечают и записывают выводы в 3-ий столбец таблицы: «Индикаторы показывают кислотную среду
Это общее свойство кислот обусловлено наличием атомов водорода
Дети отчеркивают горизонтальной чертой первый опыт и записывают в первом столбце название 2-ого опыта: «Взаимодействие с активными металлами»
Во втором столбце дети записывают свои наблюдения
Под руководством преподавателя дети записывают в 3-ем столбце таблицы схему реакции, составляют формулу хлорида цинка по валентности и расставляют коэффициенты, указывают тип реакции.
Дети отчёркивают второй опыт, пишут название третьего опыта: «опыт с медью», отмечают, что признаков реакции нет и делают вывод, что активные металлы, стоящие до водорода в ряду напряжений, реагируют с растворами кислот, а остальные, неактивные металлы не реагируют.
Плакат «Безопасные условия проведения химических опытов»
Слайд 3 таблица
Результаты эксперимента
Слайд 4
Таблица окраски индикато-ров в различных средах
Ряд напряжений металлов, демонстрационный опыт
3мин
5мин
10мин
15мин
4.Этап закрепления
нового материала
Задаю вопросы:
Какие индикаторы показывают кислотную среду?
В какой цвет они окрашиваются?
Чем обусловлена кислотная среда?
С какими металлами реагируют растворы кислот, а с какими нет? Какого типа реакции металлов с кислотами?
Обучающиеся отвечают на вопросы
3мин
5.Этап подведение итогов и домашнее задание
Выставляю оценки за урок, учитывая активность и индивидуальные особенности обучающихся
Обучающиеся помогают в выставлении оценок, выявляя наиболее активных, давших больше правильных ответов
2мин
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4