Методическая разработка урока по химии «Общие свойства кислот»

Урок по химии «Общие свойства кислот»   Цель урока: повторить определение кислот, их состав, классификацию, изучить общие свойства кислот.   Задачи урока:   Обучающие: продолжить обучение работе с лабораторным оборудованием, подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения. Развивающие: формирование умений экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы; обогатить представление обучающихся об общем, особенном, единичном в составе и свойствах кислот. Воспитательные: воспитание усидчивости, внимательности, аккуратности при проведении опытов, заполнении таблиц.   Тип урока: изучения новых знаний с элементами игровой, практической, частично-поисковой деятельности и использованием ИКТ.   Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, на столах обучающихся – раствор соляной кислоты, индикаторы: лакмус и метилоранж, штатив с пробирками, на демонстрационном столе – раствор соляной кислоты, гранулы цинка, медная проволока, спички, штатив с пробирками
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание материала

Урок по химии «Общие свойства кислот»


Цель урока: повторить определение кислот, их состав, классификацию, изучить общие свойства кислот.

Задачи урока:


  • Обучающие: продолжить обучение работе с лабораторным оборудованием, подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения.

  • Развивающие: формирование умений экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы; обогатить представление обучающихся об общем, особенном, единичном в составе и свойствах кислот.

  • Воспитательные: воспитание усидчивости, внимательности, аккуратности при проведении опытов, заполнении таблиц.

Тип урока: изучения новых знаний с элементами игровой, практической, частично-поисковой деятельности и использованием ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, на столах обучающихся - раствор соляной кислоты, индикаторы: лакмус и метилоранж, штатив с пробирками, на демонстрационном столе - раствор соляной кислоты, гранулы цинка, медная проволока, спички, штатив с пробирками

Этапы урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Демонст-рации

Хроно-метраж

1.Организационный этап

Сообщаю, что нам сегодня предстоит увлекательное путешествие по стране кислот, где мы познакомимся с их удивительными свойствами.

Записывают в тетради тему урока со слайда

Слайд 1 Тема урока

2мин

2.Этап актуализации знаний

Прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить вашу готовность к долгому путешествию. Объявляю первую остановку - «Информационную»

Задаю следующие вопросы:

1.Какие вы знаете кислоты? Назовите их хим.формулы.

2Что общего в составе кислот?

3.Как определить валентность кислотного остатка?

4.По каким признакам классифицируют кислоты? Приведите примеры.

5.Физические свойства кислот: агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде

Кратко подвожу итог подготовки к уроку и делаю вывод, что общее в составе и строении кислот обусловливает их общие свойства.

Отвечают на вопросы:

1.соляная HCl, азотнаяHNO3, серная H2SO4,угольная H2CO3, фосфорная H3PO4

2.наличие атомов водорода

3.по количеству атомов водорода в кислоте

4.по количеству атомов водорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные;

По наличию атомов кислорода: бескислородные и кислородосодержащие. Приводят примеры, используя слайд 2.

5. бесцветные жидкости, хорошо растворимые в воде


Слайд 2 Формулы кислот

5 мин.

3.Этап изучения нового материала

3.1.Объявляю следующую остановку - «Экспериментальную», на которой мы познакомимся с химическими свойствами кислот. Но горит красный сигнал светофора, мы не можем двигаться дальше, не вспомнив правила техники безопасности.

3.2.Теперь мы можем приступить к эксперименту, результаты которого необходимо занести в специальную таблицу.

3.3.Даю краткую справку об индикаторах, объясняю методику проведения опыта с индикаторами;

Обращаю внимание детей на таблицу окраски индикаторов. Какую среду показывают лакмус и метилоранж?

Чем обусловлена кислотная среда?


3.4.Объявляю следующую остановку - «Демонстрационную».

Сейчас я покажу вам ещё одно свойство кислот - взаимодействие с активными металлами. Показываю в ряду напряжений активные металлы и провожу реакцию цинка с соляной кислотой. Поджигаю выделяющийся газ (водород). На доске записываю схему реакции, показываю атомы, которые меняются местами, по валентности составляем формулу хлорида цинка:

Zn+ HCl=ZnCl2+H2

Затем расставляем коэффициенты и указываем тип реакции - замещения

Для сравнения провожу опыт с медью - неактивным металлом, обращаю внимание на положение меди в ряду напряжений. Признаков реакции нет.

Обучающиеся называют правила техники безопасности при работе с кислотами и первой помощи при попадании кислоты на кожу.


Обучающиеся чертят таблицу и вписывают названия граф

Обучающиеся под руководством преподавателя, соблюдая правила, выполняют опыты и заносят название первого опыта «Взаимодействие с индикаторами» и свои наблюдения в таблицу: индикаторы лакмус и метилоранж становятся красными в растворах кислот. Дети отвечают и записывают выводы в 3-ий столбец таблицы: «Индикаторы показывают кислотную среду

Это общее свойство кислот обусловлено наличием атомов водорода

Дети отчеркивают горизонтальной чертой первый опыт и записывают в первом столбце название 2-ого опыта: «Взаимодействие с активными металлами»

Во втором столбце дети записывают свои наблюдения

Под руководством преподавателя дети записывают в 3-ем столбце таблицы схему реакции, составляют формулу хлорида цинка по валентности и расставляют коэффициенты, указывают тип реакции.

Дети отчёркивают второй опыт, пишут название третьего опыта: «опыт с медью», отмечают, что признаков реакции нет и делают вывод, что активные металлы, стоящие до водорода в ряду напряжений, реагируют с растворами кислот, а остальные, неактивные металлы не реагируют.

Плакат «Безопасные условия проведения химических опытов»

Слайд 3 таблица

Результаты эксперимента

Слайд 4

Таблица окраски индикато-ров в различных средах



Ряд напряжений металлов, демонстрационный опыт

3мин



5мин


10мин





15мин

4.Этап закрепления

нового материала

Задаю вопросы:

Какие индикаторы показывают кислотную среду?

В какой цвет они окрашиваются?

Чем обусловлена кислотная среда?

С какими металлами реагируют растворы кислот, а с какими нет? Какого типа реакции металлов с кислотами?

Обучающиеся отвечают на вопросы

3мин

5.Этап подведение итогов и домашнее задание

Выставляю оценки за урок, учитывая активность и индивидуальные особенности обучающихся

Обучающиеся помогают в выставлении оценок, выявляя наиболее активных, давших больше правильных ответов

2мин




Слайд 1

Методическая разработка урока по химии «Общие свойства кислот»

Слайд 2

Методическая разработка урока по химии «Общие свойства кислот»

Слайд 3

Методическая разработка урока по химии «Общие свойства кислот»

Слайд 4

Методическая разработка урока по химии «Общие свойства кислот»


© 2010-2022