Экологическая культура населения

Экологизация общества – это процесс формирования системы взглядов общества, направленных на достижение гармонии человека с природой. Его осуществление производится путем развития экологического образования и воспитания, формирующей экологическую культуру, научного обеспечения, экологической пропаганды и участия общественности. Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются средства массовой информации и реклама. В рамках школы был проведен социологический опрос среди учащихся содержащий следующие вопросы: 1. Как Вы понимаете термин «экологическая культура»? 2. Считаете ли Вы себя экологически культурным человеком? (объясните) В результате опроса мы получили следующие данные: 57% учащихся понимают смысл термина «экологическая культура»; 43% учащихся считают себя экологически культурными;
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическая культура населения

Учитель химии осш №3 им.Улугбека Кенжаева Г.Т.

Экологией сегодня принято называть науку о собственном доме, то есть о биосфере, о взаимоотношениях человека, живых организмов и среды их обитания. Человек должен знать, что можно, а что нельзя делать в этом общем доме. Выучить правила поведения - еще полдела, главное, чтобы он следовал обученному и вел себя по-другому. Задача воспитания нового человека, человека эпохи ноосферы совсем не безнадежна. Человек в гораздо болшей степени обучаем, чем это принято считать. Мир озабочен серьезными проблемами окружающей нас среды и занят способом скорейшего разрешения. Благодатную почву для таких поисков может предоставить образование в области окружающей среды. Для развития экологического образования как основы формирования экологической культуры общества мы выделили следующие цели исследования:

формирование понимания у населения необходимости непрерывного экологического образования;

воспитание этико-экологической позиции;

В соответствии с поставленными целями предполагается решение следующих задач:- изучить экологические проблемы и ход их решения;

- определить уровень экологической грамотности населения;

Объектом исследования является население, рассматриваемое и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту месту проживания, социально - профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, видам производственной деятельности, а в конечном счете - по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности. Предметом исследования является совокупность образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств населения. Вопросы экологической безопасности человечества в связи с этим становятся важнейшей частью повесток международных форумов. Казахстан тоже включился в международное движение, направленное на формирование экологической культуры. Так, например, основы государственной политики в области охраны окружающей среды были заложены в «Концепции экологической безопасности», одобренной распоряжением Президентом Республики Казахстан 30 апреля 1996 года.

Принятая в 1995 году Конституция Республики Казахстан стала гарантом осуществления конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; возмещении ущерба, наносимого его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Реализация конституционной обязанности каждого гражданина по сохранению природы и окружающей среды и обеспечение экологической безопасности страны как важнейшей государственной задачи требует высокой экологической культуры казахстанского общества. В особенности это касается лиц, принимающих важнейшие хозяйственные решения, устанавливающих основы государственной политики во всех сферах, в том числе в области экологического образования и просвещения; права граждан на образование.

Под экологической культурой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Все большее число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса возможно лишь на основе экологической культуры, центральная идея которой: совместное гармоническое развитие природы и человека и отношение к природе не только как материальной, но и как духовной ценности. Основная цель формирования экологической культуры на настоящем этапе - объединение усилий и солидарной ответственности Правительства, всех структур, профессиональных и общественных объединений, граждан на формирование экологически ответственного мировоззрения населения всех возрастов. Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач: - экологического просвещения;

- дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;

- профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- привлечение средств массовой информации к консолидации жителей вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды.

Необходимость экологического образования воспринимается обществом как фактор коллективной безопасности. В экологическом образовании наметились качественные изменения: пришло понимание того, что сегодня мало дать определенный объем экологических знаний, необходимо воспитать этико-экологическую позицию. Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и главное - практика поведения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией. При решении задач экологического образования и воспитания необходимо особо выделить роль учителя, поскольку для детей младшего школьного возраста именно учитель является образцом для подражания. В настоящие время стало очевидно, что решение экологических проблем возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Поэтому общественные объединения экологической направленности, местные образовательные учреждения, взяв на себя инициативу по экологическому воспитанию, образованию и просвещению действуют зачастую без необходимых на то средств и исключительно на собственном энтузиазме. Они смогли развернуть во многих регионах страны деятельность по экологическому воспитанию, образованию и просвещению в различных формах: озеленение и благоустройства пришкольных территорий, а так же прилегающим к школам и садов и парков и т.п.

Экологическое образование, является средством реализации государственной политики, должно быть направленно на переориентацию социума на экологическое мышление и грамотное решение экологических проблем на принципах устойчивого развития.

Об этом подчеркивается и в новой Концепции нашего государства на 2004 - 2015 годы, изданной 3 декабря 2003 г. Документ разработан исходя из приоритетов Стратегии «Казахстан - 2030», в соответствии со Стратегическом планом развития Республики Казахстан до 2010 года, с учетом основных положений повестки дня на XXI век и принципов Декларации по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро 1992), а также решений Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002).

Основными направлениями обеспечения экологической безопасности являются экологизация экономики, законодательства и общества. Экологизация общества - это процесс формирования системы взглядов общества, направленных на достижение гармонии человека с природой. Его осуществление производится путем развития экологического образования и воспитания, формирующей экологическую культуру, научного обеспечения, экологической пропаганды и участия общественности.

Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются средства массовой информации и реклама.

В рамках школы был проведен социологический опрос среди учащихся содержащий следующие вопросы:

1. Как Вы понимаете термин «экологическая культура»?

2. Считаете ли Вы себя экологически культурным человеком? (объясните)

В результате опроса мы получили следующие данные: 57% учащихся понимают смысл термина «экологическая культура»; 43% учащихся считают себя экологически культурными;

Единственным, кто способен сохранить от экологического краха общество является сам человек, а единственным выходом из экологической катастрофы - экологическое образование, формирующее экологическую культуру.

Литература:

1. Экологическое образование в Казахстане. Экологическая культура в интересах экологической безопасности страны // №1 , 2009 г.

2. Лихачев Д.С. Экология культуры //Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М., №2, 1990 г.


© 2010-2022