Конспект урока по химии на тему: Арены. Ароматические углеводороды

Развить общие представления о способах получения аренов, о типах химических реакций и механизмах их протекания, о применении аренов. Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность (участвовать в общем диалоге), умения слушать и слышать другого человека (рецензирование и саморецензирование ответов) Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельн...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по химии на тему: Арены.Ароматические углеводородыКонспект урока по химии на тему: Арены.Ароматические углеводородыКонспект урока по химии на тему: Арены.Ароматические углеводородыКонспект урока по химии на тему: Арены.Ароматические углеводородыКонспект урока по химии на тему: Арены.Ароматические углеводородыКонспект урока по химии на тему: Арены.Ароматические углеводороды

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Саратовской области

«Перелюбский аграрный техникум»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ХИМИИ

1 КУРСА 10 ГРУППЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«АГРОНОМИЯ»







Преподаватель химии

1 категории,

Курдутова Ф.Ф.

2015г.

Тема урока: Ароматические углеводороды.

Учебная цель: изучить способы получения, химические свойства и применение аренов на примере бензола.

Цель урока

Для учителя

Для обучающегося

Образовательная

Создать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме

Развить общие представления о способах получения аренов, о типах химических реакций и механизмах их протекания, о применении аренов.

Развивающая

Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью.

Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность (участвовать в общем диалоге), умения слушать и слышать другого человека (рецензирование и саморецензирование ответов)

Воспитательная

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку

Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности, воспитывать экологическое мышление.

Метод обучения: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала.

Организационная форма: фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, практическая работа, самостоятельная работа, рефлексия.

Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, медиапроектор.

Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.

Оборудование:

на ученических столах: правила ТБ, листы самооценки обучающихся. Для демонстрации: коллекции полимерных образцов изделий из бензола, портрет.

Эпиграф к уроку: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Д.И. Менделеев

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным!

II. Повторение материала.( Мотивация обучающих).

Слайд №1

Мы продолжаем изучать углеводороды. И в качестве идеи занятий заключена в словах великого русского химика Д.И.Менделеева «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно», которое и послужит нам эпиграфом занятие.

СТАДИЯ «ВЫЗОВА»

Новый материал запоминается легче, если он опирается на уже полученных знаний. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

У вас у всех на столах лежат листы самоанализа учебной деятельности, в которых имеется три графы «Я знаю», «Хочу узнать», «Что узнал» (слайд № 2) и Приложение 1. В течение 5 минут каждый из вас заполнит первую графу «Я знаю», отвечая на вопросы задания № 1 (слайд № 3):

  1. Какие вещества называют углеводородами?

  2. На какие группы они классифицируются?

  3. Какие классы углеводородов изучили?

  4. Каким гомологическим рядам можно отнести следующих углеводороды:

а) С6Н12; б) Н3С-СН2-СН2- СН2-СН2-СН3; в) С6Н6; г) Н3С-СН2-СН2-СН3;

д) Н3С-СН=СН-СН3; е) С6Н4 СН3 ; ж) НС = С - СН3

СН3

5.Распределите по классам вещества, имеющий следующий состав:

а) С6Н12; б) НС = С - СН2- СН3; в) С6Н14; г) С7Н14; д)Н3С-СН = СН -СН =СН - СН3;

е) С2Н5 - С6Н5 ;

III. Изучение нового материала.

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Учитель: Какие вопросы у вас вызвали затруднения?

Учащиеся: Вопросы №4-в,е,№5- е.

Учитель: Давайте разберемся. Слайд № 4

У вас у всех есть таблица «Углеводороды» (Приложение№3), которую мы заполняли в течение несколько занятий, и у нас осталось последняя строка, в течение урока мы должны будем её заполнить. (Разбор таблицы и ответы на вопросы «Я знаю»)

Слайд № 5,6,7,8,9

Объяснение учителя.

Сегодня мы продолжаем изучение последнего представителя из классов углеводородов.

Арены или другое название ароматические углеводороды. Почему эти вещества названы ароматическими? Ароматическими эти углеводороды были названы потому, что первые известные представители их обладали приятным запахом. Позднее оказалось, что большинство веществ, которые принадлежат к этой группе не имеют ароматного запаха. Однако исторически сложившееся название этих соединений осталось.

Записываем в тетради число, тему урока.

В таблице самоанализа «Хочу знать», что мы должны написать. Слайд №10,11

Рассмотрим историю открытие ароматических углеводородов.

1.История открытие.

Слайд №12.

А вы не задались вопросом, как и когда впервые стали освещать улицы городов?

Сообщение № 1.

Люди научились использовать огонь для освещения примерно 500 тысяч лет назад. Выдолбленные из мела и песчаника примитивные лампы датируются учеными около 80 тысяч лет до н.э. В Ираке были найдены керамические светильники, возраст которых 10 тысяч лет. Изготовленные из животного жира свечи горели в храме Соломона в X веке до н.э. С течением времени конструкция светильников все более совершенствовалась. Середина XVIII века ознаменовался изобретением масляных ламп. Вскоре им на смену пришли газовые фонари. В стальные баллоны под давлением закачивали светильный газ, который по трубкам подавался в корпус фонаря. Светильный газ получали на специальных фабриках из китового или трескового жира, разлагая его раскаленным железом. Затем в качестве источника светильного газа научились использовать каменный уголь. В 1807 году лондонская Пэлл-Мэлл стала первой в мире улицей с газовым освещением.

Слайд №14

В начале 19 века в Лондоне, как и в других больших городах - Санкт-Петербурге, Берлине, появилось газовое освещение. В специальных фонарях горел светильный газ, получаемый из каменного угля нагреванием без доступа воздуха. Газ хранили в железных баллонах под давлением. В летние ночи освещение было ярки, а зимой в сильные холода тускнело, а в баллонах образовывался конденсат в виде прозрачной жидкости со своеобразным запахом. Майкл Фарадей установил, что в этом веществе на один атом водорода приходиться один атом углерода, и назвал его «карбюрированный водород».

Решение задачи у доски.

Выведите формулу открытого М.Фарадеем вещества, если известно, что массовая доля углерода в нем 92,3%, массовая доля водорода 7,7%, а относительная плотность этого вещества по водороду 39. (ответ С6Н6 - бензол)

Дано:

W(C)=92,3%

W(Н)=7,7%

Д (Н2)=39

Найти: Мф-лу - ?

Решение:

Мr= Д (Н2) х 2= 39 х 2= 78

W(Х)= n х Аr(Х) / Мr (ХУ) х 100%, n = W(Х) х Мr (ХУ) / Аr(Х) х 100%

n(C)= 92,3 % х 78 / 12 х100% = 5,9995 = 6

n(Н)= 7,7 % х 78 / 1 х100% = 6

ответ: С6Н6 - бензол

Впервые бензол описал немецкий химик Иоганн Глаубер, который получил это соединение в 1649 году в результате перегонки каменно - угольной смолы. Но ни названия вещество не получило, ни состав его не был известен.

А знаете ли вы, что название «бензол» для вещества состава С6Н6 предложил Юстус Либих. Оно образовано от арабских слов бен - аромат, зоа - сок и латинского слово - масло.

Своё второе рождение бензол получил благодаря работам Фарадея. Майкл Фарадей получил бензол при нагревании китового жира без доступа воздуха.

Бензол был открыт 25 января в 1825 году английским физиком Майклом Фарадеем, который выделил его из жидкого конденсата светильного газа.

В 1833 году немецкий физик, химик Эйльгард Мичерлих получил бензол при сухой перегонке кальциевой соли бензойной кислоты (именно от этого и произошло название бензол)

2.Строение молекулы бензола.

Слайд № 15

Немецкий химик Кекуля долго размышлял над структурой бензола. Как - то раз он участвовал в качестве свидетеля в судебном процессе по делу об убийстве одной графини. На процессе демонстрировали ее кольцо в виде двух переплетенных змеек, которое похитил преступник. Эти змейки врезались в память ученого.

Однажды Кенкуле долго работал, затем сел перед камином и задремал. «Атомы углерода и водорода принялись танцевать перед моими глазами….Длинные нити очень часто сближались и свертывались в трубу, напоминая двух зверей. Но что это? Одна из них вцепилась в собственный хвост, продолжая насмешливо кружиться перед моими глазами. Я внезапно пробудился и провел остаток ночи, чтобы изучит следствие моей гипотезы». Сон оказался в руку. Кекуле «сцепил» все атомы углерода в шестиугольник с чередующимися двойными и одинарными связями.

Слайд № 16

В 1865г. Кекуле предложил структурную формулу бензола.

Как вы видите, молекула соответствующая формуле Кекуле, содержит двойные связи, следовательно для него характерны должны качественные реакции на кратные связи.

А какие качественные реакции характерны для алкенов и алкинов? (Обесцвечивание перманганата калия и бромной воды)

Но бензол не обесцвечивает перманганата калия и бромную воду. Пытаясь объяснить эти несоответствия, многие ученые предлагали различные варианты структуры бензола.

Слайд № 17

В настоящее время бензол обозначают или формулой Кекуле или что наиболее логично шестиугольником, в котором изображают окружность. Молекула бензола имеет циклическое строение Слайд № 18.

3.Гомологи бензола.

Слайд № 19

А теперь познакомимся с гомологами бензола . Какие вещества называют гомологами? (это вещества, сходные по составу и свойствам и отличающиеся на одну или более групп - CH2)

Конспект урока по химии на тему: Арены.Ароматические углеводороды

Следующий момент урока - получение бензола.

4.Получение бензола.

Слайд № 20

С давних времен в Юго-Восточной Азии, на Аравийском полуострове и на островах Малайского архипелага разводят деревья со странным названием «стиракс». Из их сока получают белое, быстро затвердевающее и постепенно темнеющее на воздухе вещество с ванильным и чуть пряным запахом - бензойную смолу. В России в старину ее называли росным ладаном. При сухой перегонке бензойной смолы можно получить бесцветные кристаллы бензойной кислоты С6Н5СООН. В 1832г. эту формулу установили немецкие химики Фридрих Велер и Юстус Либих. А в 1834г. профессор Берлинского университета Эйльгарт Митчерлих разложением бензойной кислоты получил бензол, названный им «бензином».

Слайд № 21

Бензол получают из каменноугольной смолы, образующейся при коксовании угля.

В настоящее время бензол получают из нефти.

Бензол получают синтетическими методами.

Одним из синтетических способов - тримеризация ацетилена.

Теперь посмотрим какими же физическими свойствами обладает это вещество.

5. Физические свойства.

Слайд №22

Работа с учебником. Прочитайте стр230-231 статью «Физические свойства аренов».

  • Бензол представляет собой бесцветную жидкость с температурой кипения +80ºС и температурой плавления + 5ºС.

  • Он обладает характерным запахом, токсичен.

  • Легче воды и не растворяется в ней.

Что вы для себя отметили. Работа с диском - интерактивное задание, заполнить таблицу, а теперь заполним у доски схему и запишем в тетради:

Слайд №23

бензол - без цвета, жидкий, хар.запах, токсичен, плотность воды больше, тем.пл. =+5, тем.кип.=+80,нерастворим в воде.

Сообщение №2 -5 Бензол и его негативное влияние на организм.(Приложение№4)

Рассмотрев физические свойства бензола можно перейти к изучению химических свойств.

6.Химические свойства.

Слайд №24

1. Бензол горит. (Просмотр опыта) Пламя бензола коптящее из-за высокого содержания углерода в молекуле.

2 C6 H6 + 15 O2 → 12CO2 + 6H2O

Расставьте коэффициенты в уравнении.

Из-за особенного строения молекулы, бензол занимает как бы промежуточное положение между алканами и алкенами, т.е. может вступать в реакции присоединения, так и в реакции замещения. Однако, в отличие от алканов, реакции замещения с бензолом протекают легче, а реакции присоединения - труднее, чем у алкенов.

Слайд №25

2. Реакции замещения в бензоле протекают легче, чем в алканах.

а) реакция галогенирования

А теперь сами напишите как бензол будет реагировать с хлором. Слайд №26

Слайд №27

б) реакция нитрования - взаимодействие с азотной кислотой (просмотр опыта).

Нитробензол - исходное соединение для получения анилина.

Слайд №28

3. Реакции присоединения в бензоле протекают труднее, чем в алкенах.

а) реакция хлорирование (просмотр опыта).

Слайд №29

б) реакция гидрирования. Слайд №30

Несмотря на высокую непредельность молекулы бензола (по составу), он не дает характерных, качественных реакций для непредельных углеводородов: не обесцвечивает бромную воду и раствор перманганата калия.

Это связано с особым строением молекулы бензола.

Какие реакции характерны для бензола? (реакции присоединения, так и в реакции замещения)

А теперь узнаем где находит применение бензол

7. Применение бензола.

Слайд №31-32

1-добавка к бензину;

производство

2-растворителей;

3-ацетона;

4-анилина;

5-фенола;

6-пестицидов;

7-лекарств;

8-фенолформальдегидных пластмасс.

Запишем в тетради схему применение бензола

Сообщение №6(Приложение№4)

Духи: интересные факты. Слайд №33

VI. Закрепление.

Слайд №34

1.Заполнение таблицы классов углеводородов - АРЕНЫ

Слайд №35

2.Графический диктант

Слайд №36

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

Учащимся предлагается составить синквейн (слайд № 37) по изученному материалу.

Слайд №38

Чтобы урок остался в памяти, выскажите свое мнение, продолжив предложение. На уроке я узнала, что….

V. Домашнее задание. Слайд №39

Конспект урока по химии на тему: Арены.Ароматические углеводородыКонспект урока по химии на тему: Арены.Ароматические углеводороды









Конспект урока по химии на тему: Арены.Ароматические углеводороды

Конспект урока по химии на тему: Арены.Ароматические углеводороды

этого вещества.

Так чем же опасен бензол?

Жидкость со сладковатым запахом сильно испаряется. Смешиваясь с кислородом, находящимся в воздухе, она способна образовать мощную взрывчатую смесь.

Пары С6Н6 тяжелее воздуха. Скапливаясь с нижней части помещения, они могут вызвать тяжелейшее отравление.

При горении все материалы, содержащие производные бензола, выделяют огромное количество копоти и гари. Именно из-за них, а не из-за открытого огня чаще всего погибают люди при пожарах.

Естественно, острое отравление бензолом может привести к почти моментальной смерти, которой будут предшествовать следующие симптомы:

учащение пульса;

резкое падение давления;

тошнота;

головокружение или резкие головные боли;

возбуждение, которое довольно быстро сменяется полнейшей апатией. Иногда она бывает настолько сильной, что человек не в состоянии покинуть место аварии;

судороги;

потеря сознания.

Сообщение №5

Предупреждение

Особенно внимательно должны контролировать концентрацию бензола автомобилисты. Подсчитано, что из бензобака в салон стоящего в тени с выключенным двигателем авто попадает 400-800 мг паров С6Н6. Если машина стоит на солнце, то в салоне (при 16°С) оказывается 2000-4000 мг испарений. Добавьте к этому «фон», идущий от обшивки, пластмассы, и вы получите дозу, в 40 раз превышающую ПДК.

Некоторые водители, чтобы избавиться от вредоносных паров, садясь в машину, сразу же включают климат-контроль.

Этого категорически нельзя делать!

Все скопившиеся внизу пары сразу хлынут в салон. Поэтому сначала рекомендуется на 2-3 минуты открыть окна (даже зимой), а уже потом включать кондиционеры.

Сообщение №6

Духи: интересные факты

Во все времена люди с высоким достатком старались пользоваться духами. Если говорить о нашей эре, то сначала это были члены королевских семей и богатые дворяне, затем привычку наносить благовония переняла буржуазия.

В прошлом парфюмеры и их клиенты предпочитали натуральные одоранты типа сандалового масла или мускуса. Теперь же, натуральные ингредиенты постепенно вытесняются синтетическими ароматическими углеводородами. Оба вида одорантов имеют свои преимущества и недостатки.

Мускусные ароматы в духах из натуральных ингредиентов очень сложны по химической структуре, поэтому их практически невозможно сымитировать посредством синтезированных соединений ароматического ряда, к которым можно отнести нитромускусы или макроциклические мускусы.

С другой стороны, такие синтетические ароматы, как озоновый, морской, металлический и др. не имеют аналогов в области естественных запахов. Благодаря современным технологиям производства духов и парфюмерии, в настоящее время были синтезированы новые категории ароматов.

Вот их приблизительная классификация:

Яркий цветочный. Духи с очень популярным ароматом, подходящим почти всем и рассчитанным практически на все случаи жизни.

Древесный. Духи с древесным ароматом дают освежающий запах леса.

Зеленый. Духи отличаются более легким ароматом и предназначены для одежды свободного стиля.

Океанический. Духи и парфюмерия с океаническим ароматом очень популярны у молодежи.

Пряный фруктовый. Парфюмерия с пряно-фруктовым запахом отлично подойдет для тропического климата или жаркого лета.

Ориентальный. Духи с ароматом для особых случаев. Относятся к группе пряных запахов.


© 2010-2022