- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии Химическое кафе
Урок по химии Химическое кафе
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Уткина С.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Химическое кафе «Кислинка».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- образовательные:
повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о кислотах в занимательной форме;
расширить и углубить химические знания о кислотах и их нахождении в природе;
- развивающие:
продолжить развитие метапредметных связей;
продолжить формирование исследовательского типа мышления учащихся, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез;
продолжить развитие навыков в постановке эксперимента;
развивать логическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии;
- воспитательные:
формировать у обучающихся ценность здорового образа жизни и потребностей в
нём;
продолжить эстетическое воспитание;
воспитывать положительную мотивацию учения.
Оборудование и реактивы: H2SO4 (конц.), HCl(конц.), раствор HCl, нашатырный спирт, силикатный клей, лимонная кислота, аскорбиновая кислота, ацетилсалициловая кислота, свекольный сок, метилоранжевый, универсальная индикаторная бумага, лимон, яблоки, кефир, яблочный сок, апельсины, газированная вода, кока-кола, эталонная шкала для определения рН, образцы стеариновой , борной кислоты, свеча, спиртовка, спички.
Добрый день!
Я приветствую вас в химическом кафе «Кислинка». Наше кафе работает для учащихся 8 классов уже 4 года, и вот сегодня вы стали посетителями этого кафе. У нас всё приготовлено с помощью кислот. Некоторые блюда будут вам знакомы, а с какими-то вы познакомитесь впервые.
Итак, ознакомьтесь, пожалуйста , с меню нашего кафе. (Учащиеся знакомятся с меню).
Как видите оно очень разнообразно. В конце нашей встречи вы можете оставить свои отзывы и пожелания.
Чтобы свободно и правильно вести себя в кафе, давайте вспомним правила техники безопасности при обращении с кислотами. (Учащиеся называют правила: осторожно работать с кислотами, в случае попадания кислоты на кожу или одежду промыть большим количеством воды и обработать раствором соды, кислоты нельзя пробовать на вкус).
Дегустация.
Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Что это за кислоты и где они встречаются? (Учащиеся называют яблочную, лимонную, уксусную, аскорбиновую, муравьиную, молочную, щавелевую кислоты). Параллельно с ответами учащихся на доске вывешиваются формулы кислот.
- яблочная кислота - содержится в яблоках, винограде, рябине, барбарисе, малине.
- лимонная кислота - в ягодах, плодах цитрусовых, хвое, лимонах, клюкве.
- щавелевая кислота - в щавеле, ревене, карамболе.
- уксусная кислота - продукт брожения вина.
- молочная кислота - в кисломолочных продуктах.
- муравьиная кислота - в хвое, крапиве, в едких выделениях муравьёв и пчёл.
( По ходу беседы учащимся предлагается ознакомиться со вкусом яблок, лимона, аскорбиновой кислоты).
А зачем в нашем кафе присутствует «Кока-кола»? Оказывается, в составе этого напитка в содержится H3PO4. Фосфорная кислота -один из компонентов, который делает нежелательным употребление данного напитка. Почему? H3PO4 ухудшает всасывание кальция и вымывает его из организма, что приводит к отрицательному воздействию на скелет, особенно у детей, подростков и женщин. Фосфорная кислота опасна для зубной эмали. Описаны случаи, когда с помощью «Кока-колы» очищают монеты, чайники. Таким образом употребление «Кока-колы» нужно ограничить.
Мы продегустировали некоторые из кислот, а сейчас я предлагаю вашему вниманию
Первое блюдо.
(Учащимся предлагается самостоятельно поработать по тестам с продолжением, а затем 2 ученика зачитывают свои ответы по вариантам).
Я надеюсь, вам понравилось первое блюдо, давайте попробуем
Химическое печенье.
Друзья мои, наше кафе всё больше пользуется популярностью и, бывает, к нам заглядывают иностранные гости. Сможем ли мы с вами пообщаться, например, с англичанином по поводу наших блюд? Давайте перейдем к
Английской закуске.
(Учащимся даётся задание - без словаря определить содержание текста и перевести указанные слова. Учитель читает текст на английском языке, на доске вывешиваются слова, перевод которых нужно сделать ).
Ну что ж, с вашей помощью мы можем встречать гостей из Англии.
Настало время отведать
Бутерброды,
которые вы приготовите сами. (Учащимся предлагается составить соответствие кислот и названий образованных ими солей).
А сейчас мы с вами будем готовить
Коктейли.
В состав коктейлей будут обязательно входить кислоты. А так как кислоты имеют разные физические свойства (они могут быть жидкие, твёрдые и те, что сразу разлагаются с образованием газов), то и коктейли у нас получатся разные.
Первым приготовим коктейль «Льдинка». В основе этого коктейля лежит твёрдая, нерастворимая в воде кремниевая кислота H2SiO3 (Учитель демонстрирует образование H2SiO3 из силикатного клея и HCl).
Какие ещё бывают твёрдые кислоты? Лимонная, аскорбиновая, ацетилсалициловая , яблочная, борная. Отличие их от H2SiO3 в том, что они растворяются в воде.(Демонстрирую порошок лимонной кислоты, борной кислоты, их растворение в воде). Но есть твёрдые кислоты, которые также, как и H2SiO3 не растворяются в воде. Это - стеариновая кислота (формула вывешивается на доске), из которой изготавливают стеариновые свечи.
Мы говорили, что есть кислоты, которые быстро разлагаются с образованием газа. Примером может служить угольная кислота H2CO3, которая входит в состав всех газированных напитков. Поэтому на столе у нас сегодня стоит газированная «Липецкая вода».
Но мы с вами сами сможем приготовить коктейль «Игристый». Для этого возьмём соду и лимонный сок ( можно заменить раствором лимонной кислоты).
А сейчас мы приготовим коктейль «Клубничный». Для этого нам потребуется индикатор метилоранжевый и кислота. Какого цвета будет наш коктейль? (Розового).
Иногда нам бывает необходимо определить среду раствора в домашних условиях. А под руками нет индикатора из химической лаборатории. Что делать?
Оказывается, некоторые овощи и фрукты обладают индикаторной способностью. Они содержат в себе чувствительный пигмент.Это плоды тёмно-синего, фиолетового цвета: свёкла, ежевика, чёрная смородина, вишня, тёмный виноград, краснокочанная капуста.
Мы приготовим сок свёклы. Давайте исследуем сок свёклы в кислой и щелочной среде. (Учащиеся делают опыты и приходят к выводу, что сок свёклы можно использовать в качестве индикатора, так как он меняет окраску в кислой и щелочной среде).
Сегодня мы говорили о многих кислотах. Все они в своём составе имеют ионы водорода, которые и определяют кислотность среды. Для характеристики кислотности среды введён водородный показатель рН, он может иметь значение от 0 до 14. Если значение рН <7, то раствор является кислым. Чем меньше рН, тем выше кислотность раствора. Чтобы определить рН раствора, его испытывают универсальной индикаторной бумагой и цвет её сравнивают с цветной эталонной шкалой.
Предлагаю испытать рН лимонного сока и HCl, сравнить результаты и сделать выводы о силе кислот (HCl - более сильная кислота, чем лимонная).
Давайте посмотрим в меню. Что ещё предлагает вам наше кафе?
Десерт «Фантазия».
Ученица нашей школы Шепелева Софья в прошлом году также посещала наше кафе. Оно настолько понравилось ей, что она написала стихи «Фантазия на тему «Кислоты».
«Фантазия на тему «Кислоты».
Посмотрим мы в меню: у нас
Десерт «Фантазия» сейчас.
Фантазия, воображение,
Ума нелёгкое творенье -
Всё на бумаге, предо мною.
Вам свои мысли я открою.
И расскажу один секрет…
Есть кислота всему ответ.
Здесь никакого нет секрета,
Ответ же прост, хотя и скушен:
Кислоты есть во всём насущном.
И что бы не упомянули,
На что б в природе не взглянули,
Но истина везде одна.
И каждый точно должен знать;
Ребёнок, взрослый тоже -
Какую кислоту искать
В крапиве с хвоей можем?
Не будем долго размышлять,
Несложно кислоту назвать:
Прибавить нужно к водороду
СООН. А мы в природе
Такую кислоту найдём
И муравьиной назовём,
Кислот немало и в продуктах,
Что мы едим. В каких же? В фруктах!
Итог подводим. Суть проста:
Как много значит кислота!
Аминокислота белков
Несчётно много образует,
А фосфорная - для зубов,
Костей основу формирует.
Так вывод сделаем сейчас:
Везде кислоты, даже в нас!
Я рассказала вам секрет:
Есть кислота всему ответ.
Есть кислота… А что же это?
Для вас теперь уж нет секрета.
А если кто не понял вдруг,
Ты помоги ему, мой друг!
Шепелева Софья.
Наша встреча подходит к концу, и я, конечно же, хочу предложить вам Фирменное блюдо нашего кафе. Я продемонстрирую вам опыты с участием кислот, объяснить которые вы сможете позже, постепенно всё больше и больше овладевая знаниями по химии.
Опыт «Дым без огня» (взаимодействие раствора NH3c HCl конц.).
Опыт «Проявление надписи» (на фильтровальной бумаге сделать надпись с помощью H2SO4(конц.) и нагреть над пламенем спиртовки).
Я надеюсь, что вы сегодня расширили свои знания о кислотах, узнали много нового, интересного и полезного из жизни кислот, вам понравились опыты с кислотами. И я хочу предложить вам продолжить опыты с кислотами дома.
Домашнее задание.
-
В домашних условиях изготовьте индикаторные бумажки. Для этого возьмите сок краснокочанной капусты и пропитайте им листки фильтровальной бумаги. Дайте им высохнуть. После этого разрежьте бумагу на тонкие полоски.
-
Потемневшую бронзовую монету (10 или 50 копеек) поместите на ночь в стакан с «Кока-колой». К утру тёмный налёт растворится, и монета будет блестеть.
Благодарю учащихся за посещение нашего кафе, прошу оставить свои отзывы и пожелания в книге отзывов и предложений.