Урок по химии Химическое кафе

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Химическое кафе «Кислинка».


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

- образовательные:

повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о кислотах в занимательной форме;

расширить и углубить химические знания о кислотах и их нахождении в природе;

- развивающие:

продолжить развитие метапредметных связей;

продолжить формирование исследовательского типа мышления учащихся, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез;

продолжить развитие навыков в постановке эксперимента;

развивать логическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии;

- воспитательные:

формировать у обучающихся ценность здорового образа жизни и потребностей в

нём;

продолжить эстетическое воспитание;

воспитывать положительную мотивацию учения.

Оборудование и реактивы: H2SO4 (конц.), HCl(конц.), раствор HCl, нашатырный спирт, силикатный клей, лимонная кислота, аскорбиновая кислота, ацетилсалициловая кислота, свекольный сок, метилоранжевый, универсальная индикаторная бумага, лимон, яблоки, кефир, яблочный сок, апельсины, газированная вода, кока-кола, эталонная шкала для определения рН, образцы стеариновой , борной кислоты, свеча, спиртовка, спички.

Добрый день!

Я приветствую вас в химическом кафе «Кислинка». Наше кафе работает для учащихся 8 классов уже 4 года, и вот сегодня вы стали посетителями этого кафе. У нас всё приготовлено с помощью кислот. Некоторые блюда будут вам знакомы, а с какими-то вы познакомитесь впервые.

Итак, ознакомьтесь, пожалуйста , с меню нашего кафе. (Учащиеся знакомятся с меню).

Как видите оно очень разнообразно. В конце нашей встречи вы можете оставить свои отзывы и пожелания.

Чтобы свободно и правильно вести себя в кафе, давайте вспомним правила техники безопасности при обращении с кислотами. (Учащиеся называют правила: осторожно работать с кислотами, в случае попадания кислоты на кожу или одежду промыть большим количеством воды и обработать раствором соды, кислоты нельзя пробовать на вкус).

Дегустация.

Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Что это за кислоты и где они встречаются? (Учащиеся называют яблочную, лимонную, уксусную, аскорбиновую, муравьиную, молочную, щавелевую кислоты). Параллельно с ответами учащихся на доске вывешиваются формулы кислот.

- яблочная кислота - содержится в яблоках, винограде, рябине, барбарисе, малине.

- лимонная кислота - в ягодах, плодах цитрусовых, хвое, лимонах, клюкве.

- щавелевая кислота - в щавеле, ревене, карамболе.

- уксусная кислота - продукт брожения вина.

- молочная кислота - в кисломолочных продуктах.

- муравьиная кислота - в хвое, крапиве, в едких выделениях муравьёв и пчёл.

( По ходу беседы учащимся предлагается ознакомиться со вкусом яблок, лимона, аскорбиновой кислоты).

А зачем в нашем кафе присутствует «Кока-кола»? Оказывается, в составе этого напитка в содержится H3PO4. Фосфорная кислота -один из компонентов, который делает нежелательным употребление данного напитка. Почему? H3PO4 ухудшает всасывание кальция и вымывает его из организма, что приводит к отрицательному воздействию на скелет, особенно у детей, подростков и женщин. Фосфорная кислота опасна для зубной эмали. Описаны случаи, когда с помощью «Кока-колы» очищают монеты, чайники. Таким образом употребление «Кока-колы» нужно ограничить.

Мы продегустировали некоторые из кислот, а сейчас я предлагаю вашему вниманию

Первое блюдо.

(Учащимся предлагается самостоятельно поработать по тестам с продолжением, а затем 2 ученика зачитывают свои ответы по вариантам).

Я надеюсь, вам понравилось первое блюдо, давайте попробуем

Химическое печенье.

Друзья мои, наше кафе всё больше пользуется популярностью и, бывает, к нам заглядывают иностранные гости. Сможем ли мы с вами пообщаться, например, с англичанином по поводу наших блюд? Давайте перейдем к

Английской закуске.

(Учащимся даётся задание - без словаря определить содержание текста и перевести указанные слова. Учитель читает текст на английском языке, на доске вывешиваются слова, перевод которых нужно сделать ).

Ну что ж, с вашей помощью мы можем встречать гостей из Англии.

Настало время отведать

Бутерброды,

которые вы приготовите сами. (Учащимся предлагается составить соответствие кислот и названий образованных ими солей).

А сейчас мы с вами будем готовить

Коктейли.

В состав коктейлей будут обязательно входить кислоты. А так как кислоты имеют разные физические свойства (они могут быть жидкие, твёрдые и те, что сразу разлагаются с образованием газов), то и коктейли у нас получатся разные.

Первым приготовим коктейль «Льдинка». В основе этого коктейля лежит твёрдая, нерастворимая в воде кремниевая кислота H2SiO3 (Учитель демонстрирует образование H2SiO3 из силикатного клея и HCl).

Какие ещё бывают твёрдые кислоты? Лимонная, аскорбиновая, ацетилсалициловая , яблочная, борная. Отличие их от H2SiO3 в том, что они растворяются в воде.(Демонстрирую порошок лимонной кислоты, борной кислоты, их растворение в воде). Но есть твёрдые кислоты, которые также, как и H2SiO3 не растворяются в воде. Это - стеариновая кислота (формула вывешивается на доске), из которой изготавливают стеариновые свечи.

Мы говорили, что есть кислоты, которые быстро разлагаются с образованием газа. Примером может служить угольная кислота H2CO3, которая входит в состав всех газированных напитков. Поэтому на столе у нас сегодня стоит газированная «Липецкая вода».

Но мы с вами сами сможем приготовить коктейль «Игристый». Для этого возьмём соду и лимонный сок ( можно заменить раствором лимонной кислоты).

А сейчас мы приготовим коктейль «Клубничный». Для этого нам потребуется индикатор метилоранжевый и кислота. Какого цвета будет наш коктейль? (Розового).

Иногда нам бывает необходимо определить среду раствора в домашних условиях. А под руками нет индикатора из химической лаборатории. Что делать?

Оказывается, некоторые овощи и фрукты обладают индикаторной способностью. Они содержат в себе чувствительный пигмент.Это плоды тёмно-синего, фиолетового цвета: свёкла, ежевика, чёрная смородина, вишня, тёмный виноград, краснокочанная капуста.

Мы приготовим сок свёклы. Давайте исследуем сок свёклы в кислой и щелочной среде. (Учащиеся делают опыты и приходят к выводу, что сок свёклы можно использовать в качестве индикатора, так как он меняет окраску в кислой и щелочной среде).

Сегодня мы говорили о многих кислотах. Все они в своём составе имеют ионы водорода, которые и определяют кислотность среды. Для характеристики кислотности среды введён водородный показатель рН, он может иметь значение от 0 до 14. Если значение рН <7, то раствор является кислым. Чем меньше рН, тем выше кислотность раствора. Чтобы определить рН раствора, его испытывают универсальной индикаторной бумагой и цвет её сравнивают с цветной эталонной шкалой.

Предлагаю испытать рН лимонного сока и HCl, сравнить результаты и сделать выводы о силе кислот (HCl - более сильная кислота, чем лимонная).

Давайте посмотрим в меню. Что ещё предлагает вам наше кафе?

Десерт «Фантазия».

Ученица нашей школы Шепелева Софья в прошлом году также посещала наше кафе. Оно настолько понравилось ей, что она написала стихи «Фантазия на тему «Кислоты».

«Фантазия на тему «Кислоты».

Посмотрим мы в меню: у нас

Десерт «Фантазия» сейчас.

Фантазия, воображение,

Ума нелёгкое творенье -

Всё на бумаге, предо мною.

Вам свои мысли я открою.

И расскажу один секрет…

Есть кислота всему ответ.

Здесь никакого нет секрета,

Ответ же прост, хотя и скушен:

Кислоты есть во всём насущном.

И что бы не упомянули,

На что б в природе не взглянули,

Но истина везде одна.

И каждый точно должен знать;

Ребёнок, взрослый тоже -

Какую кислоту искать

В крапиве с хвоей можем?

Не будем долго размышлять,

Несложно кислоту назвать:

Прибавить нужно к водороду

СООН. А мы в природе

Такую кислоту найдём

И муравьиной назовём,

Кислот немало и в продуктах,

Что мы едим. В каких же? В фруктах!

Итог подводим. Суть проста:

Как много значит кислота!

Аминокислота белков

Несчётно много образует,

А фосфорная - для зубов,

Костей основу формирует.

Так вывод сделаем сейчас:

Везде кислоты, даже в нас!

Я рассказала вам секрет:

Есть кислота всему ответ.

Есть кислота… А что же это?

Для вас теперь уж нет секрета.

А если кто не понял вдруг,

Ты помоги ему, мой друг!

Шепелева Софья.

Наша встреча подходит к концу, и я, конечно же, хочу предложить вам Фирменное блюдо нашего кафе. Я продемонстрирую вам опыты с участием кислот, объяснить которые вы сможете позже, постепенно всё больше и больше овладевая знаниями по химии.

Опыт «Дым без огня» (взаимодействие раствора NH3c HCl конц.).

Опыт «Проявление надписи» (на фильтровальной бумаге сделать надпись с помощью H2SO4(конц.) и нагреть над пламенем спиртовки).

Я надеюсь, что вы сегодня расширили свои знания о кислотах, узнали много нового, интересного и полезного из жизни кислот, вам понравились опыты с кислотами. И я хочу предложить вам продолжить опыты с кислотами дома.

Домашнее задание.

  1. В домашних условиях изготовьте индикаторные бумажки. Для этого возьмите сок краснокочанной капусты и пропитайте им листки фильтровальной бумаги. Дайте им высохнуть. После этого разрежьте бумагу на тонкие полоски.

  2. Потемневшую бронзовую монету (10 или 50 копеек) поместите на ночь в стакан с «Кока-колой». К утру тёмный налёт растворится, и монета будет блестеть.

Благодарю учащихся за посещение нашего кафе, прошу оставить свои отзывы и пожелания в книге отзывов и предложений.


© 2010-2022