«Строение атома»

Строение атома: главные частицы ядра-протоны и нейтроны. Сравнение  строение Земли со строением ядра атома. Атом - субмикроскопическая вселенная.Центр ее - атомное ядро, а периферия - электроны. протон несет положительный заряд, а нейтрон заряд не имеет. Электроны в атоме совершаетопределенные движения и находятся в строгом взаимодействии между собой, образуя внешнюю оболочку ядра.Элементы, название которых совпадает с названием солнечной системы; элементы с точки зрения географических объектов....
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Строение атома

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «атом», «элементарная частица», «ядро атома», с составом ядер атомов, с определением числа протонов и нейтронов, дать понятие «изотопы», на основании чего уточнить понятие «химический элемент».

Ход урока.

-вводное слово учителя.

Мы живём в век химии. Она, словно воздух пронизывает все поры нашей жизни. Каучук, стекло, горючее для моторов, кирпич, цемент, пища, одежда, обувь, предметы быта, металлы и тысячи других веществ, предметов являются материалами, тесно связанными с химией.

Мы с вами закончили изучение темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома» и узнали, что современная наука открыла в природе и изготовила искусственным путём пока 114 химических элементов. А как разнообразны вещества, из которых состоят Земля и звёзды, планеты и другие тела вселенной. Мир веществ очень многообразен. В настоящее время их насчитывается более 10 млн., и каждый год создаются новые вещества. Учёные всё глубже познают строение вещества. Особенно больших успехов человечество достигло после того, как установило, что атом сложная система.

Атом - это субмикроскопическая вселенная. Центр её - атомное ядро, а периферия - электроны. Ядра атомов состоят из частиц, названных протонами и нейтронами. Протон несёт положительный заряд, а нейтрон заряда не имеет. Электроны в атоме совершают определённые движения и находятся в строгом взаимодействии между собой, образуя внешнюю оболочку атома. Ядро в целом несёт положительный заряд, а электроны - отрицательный. Возникает вопрос: почему они не падают на ядро? Ведь частицы, разноимённо заряженные, должны притягиваться друг к другу. Объясняется это тем, что электроны очень быстро обращаются вокруг ядра, при этом энергия их не расходуется. Наша Земля тоже не падает на Солнце, вокруг которого вращается. Вот почему ядро атома сравнивают с Солнцем, а электроны - с планетами.

Земля!.. Огромный космический корабль... безостановочно несётся он по бесконечным просторам вселенной. На борту этого корабля человечество совершает своё путешествие в космосе. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют солнечную систему. В ней 9 планет, которых делят на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты.

Задания учащимся:

1) Выяснили, что между строением атома солнечной системы есть общее. По справочнику и по Периодической таблице найдите элементы, название которых совпадает с названиями солнечной системы.

1. Гелий - означает «солнечный». На Солнце открыли новый химический элемент, который назвали гелием (от греч. «helios» - солнце), только через 27 лет его открыли на земле.

2. Теллур-52 - от латинского названия Земли, 1782.

3. Селен-34 - от греческого названия Луны, 1817. Луна - единственный спутник Земли.

4. Нептуний-93 - от планеты Нептун, 1940.

5. Уран-92 - от названия планеты Уран, 1789. Уран и Нептун примерно в 2 раза меньше Сатурна и почти одинаковы по размерам. Их называют планетами-близнецами. Уран получил название в честь древнейшего Божества, олицетворяющего Небо. Нептун - в честь древнегреческого Бога моря. Уран стал первой планетой, открытой с помощью телескопа.

6. Плутоний-94 - от планеты Плутон, 1940. Самая маленькая и самая удалённая от Солнца планета солнечной системы. Названа в честь греческого божества - владыки подземного мира.

7. Палладий-46 - от названия Паллады (астероида), 1803.

8. Церий -58 - от имени планеты Цереры, 1814.

2) Теперь рассмотрим элементы сточки зрения географических объектов. Найдите на карте: Кипр, Россия, Греция, Швеция, Франция, Скандинавский полуостров, Германия, Европа, Париж, Стокгольм, Польша, Америка, Калифорния и по справочнику определите, какие элементы связаны с этими объектами?

I. Медь-29(купрум) - от латинского названия острова Кипра, богатого медью.

II. Рутений-44 - от названия России, 1844.

III. Стронций - от названия местечка Строциан, 1808.

IV. Магний-12 - от названия Магнезия - области Древней Греции, 1808.

V. Иттрий-39, Тербий-65, Эрбий-68 и Тербий-70 - от названия местечка Итерби (Швеция).

VI. Галлий-31 - от древнего названия Франции.

VII. Скандий-21 - от названия Скандинавии.

VIII. Германий-31 - от названия Германии.

IX. Европий-63 - от названия Европы.

X. Лютеций-71 - от древнего названия Парижа.

XI. Тулий-69 - от древнего названия Скандинавии.

XII. Гольмий-67 - от латинского названия Стокгольма.

XIII. Полоний-84 - от названия Польши.

XIV. Гафний-72 - от древнего названия Копенгагена.

XV. Рений-75 - от названия Рейнской провинции.

XVI. Франций-87 - от названия Франции.

XVII. Америций-95 - от названия Америки.

XVIII. Берклий-97 - по названию города Беркли.

XIX. Калифорний-98 - по штату Калифорния.

Выводы по заданиям: поистине величайшим достижением творческой деятельности Д. И. Менделеева было открытие периодического закона и создание периодической системы элементов. Незадолго до смерти

Д. И. Менделеев писал: «... периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает». И это действительно так. В периодической системе всего лишь чуть свыше ста элементов, а многое можно черпать из неё: это, прежде всего, строение атома и свойства элементов и их соединений, а это ещё название небесных тел, географических объектов, имена величайших людей, имена мифологических героев и немного истории.

-ознакомление с некоторыми интересными сведениями об химических элементах

1.Незначительные примеси делают этот металл хрупким, но стоит добавить его к стали, и она приобретает устойчивость к коррозии. (Хром.)

2. Как называется элемент, который наши предки называли «смигда»?(Медь.)

3. Назовите сплав, который превратил примитивные деревянные этажерки в воздушные лайнеры. (Дюралюминий.)

4. Какой сплав очень нужен бардам? (Бериллиевая бронза, из которой делают струны гитары.)

5. Почему при температуре 37°С многие физические свойства хрома скачкообразно изменяются? (Неизвестно.)

6. Этот сплав очень похож на золото, но на поверхности его часто появляются зеленоватые «язвы» и «сыпь». (Латунь.)

7. Что готовили по этому рецепту: «Возьми сыр козий, да меду, да положи в медный сосуд, накрой медью и запечатай тестом, и поставь в печь на три дня». (Краску ярь-медянку.)

8. Гуси, как известно, спасли Рим. А какой металл губил его жителей? (Свинец. Использовалась оправленная в свинец посуда, свинцовые косметические краски.)

9. Металл, из которого был выкован победный щит, подаренный герою Троянской войны Ахиллу античным богом Гефестом. (Гомер так говорил об

этом в «Илиаде»: «Сам он в огонь распыхавшийся медь некрушимую ввергнул».)

10. Академик Ферсман писал, что при исчезновении этого металла «...на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превратились бы в труху, растения начали бы чахнуть.

Впрочем, человек бы этого не заметил, так как, лишившись трех граммов этого металла, человек бы моментально умер». (Железо.)

- ознакомление с этапами развития представлений о строении атома с помощью учебного электронного пособия. (Электронное учебное пособие Химия общая и неорганическая 10-11 классы.)

И все эти элементы находятся в ПС в определённой последовательности. ПЗ Д.И. Менделеева и высказанные на его основе гипотезы явились стимулом к выяснению строения атома.

- ознакомление с радиоактивностью.

- ознакомление со строением атома.

- подробное изучение строения ядра (физический смысл порядкового номера, массового числа, изотопы).

- упражнения по нахождению числа нейтронов и протонов (закрепление).

- выводы по уроку

- домашнее задание: § 46, упр.5.


© 2010-2022