• Преподавателю
  • Химия
  • Урок химии в 8 классе на тему: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь»

Урок химии в 8 классе на тему: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь»

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике, воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.Тип урока: повторение и закрепление УМ. Форма работы: групповая.Оборудование: периоди...
Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок химии «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь»

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике, воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.

Тип урока: повторение и закрепление УМ. Форма работы: групповая.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, карточки с заданиями, презентация по теме.

Высказывания (1 слайд презентации):

  1. «Первое и главное в жизни - труд для других» ( Д. И. Менделеев)

  2. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает» ( Д. И.Менделеев)

ХОД УРОКА:

Каждая группа (их всего три) садится за отдельный стол. На доске прикреплены номера групп. После каждого задания отмечаются результаты с помощью разноцветных карточек (красный - 5, жёлтый - 4, серый - 3).

Учитель: Ребята, вы готовы к работе? Тогда начнём наш урок.

Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной и загадочной стране «Химия». Много у неё тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтут законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. Сейчас мы проверим, что мы знаем о создателе этой страны.

  1. Разминка (слайд: фотографии и портреты Д. И. Менделеева)

  1. Кем и когда был открыт периодический закон?

- 17 февраля 1869 г. , Д. И. Менделеевым

  1. Где родился Д. И. Менделеев? Кто были его родители?

- 8 февраля 1834 г. в г. Тобольске. Отец - директор гимназии, мать - после смерти отца управляла стекольным заводом.

  1. Где учился Д. И. Менделеев? Кем он хотел стать? Почему ему это не удалось?

- учился в педагогическим институте, хотел стать медиком, но не выдержал присутствия в анатомическом театре.

  1. Какое высшее учебное заведение окончил Д. И. Менделеев?

- В 1855 г. с золотой медалью окончил педагогический институт

  1. В каком году и по какой причине Д. И. Менделеев скончался?

- 2 февраля 1907 года в результате воспаления лёгких.

  1. Как читается периодический закон по Д. И. Менделееву?

- Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов.

  1. Современная формулировка периодического закона.

- Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины заряда ядра атомов этих элементов.

  1. Верно ли я даю определения?

А) Номер периода показывает количество электронов на последнем слое

Б) Номер группы показывает количество электронных слоёв

В) В главной подгруппе находятся элементы и больших и малых периодов.

Г) Порядковый номер это относительная атомная масса.

  1. Какие подтверждения периодического закона, известные ещё при жизни Д. И. Менделеева, вы знаете?

- Д. И. Менделеев описал свойства неизвестных элементов, условно назвав их « экакремний», « экабор», « экаалюминий».

  1. У Д. И. Менделеева было необычное хобби. Какое?

- Он мастерил чемоданы

  1. Расскажи об этом элементе (работа с карточками)

Группы тянут карточки с заданиями.

А) Дать характеристику элементу № 11

Б) Дать характеристику элементу № 16

В) Дать характеристику элементу № 17.

Пока группы коллективно выполняют данное задание, от каждой группы вызывается по одному человеку и они выполняют индивидуальное задание (Найди ошибку)

Найди ошибку: В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно?

А) 3 СО + Fe2O3 = 2 Fe + 3CO2

Б) 5 HCl + HClO = 5 Cl2 + 3 H2O

В) 4 NH3 + O2 = 4 NO + H2O

Г) NH3 + O2 = 4 N2 + H2O

( Неверно Б, В, Г)

  1. Кто быстрее?

На слайде даны вещества с половинками формул - назовите вторую часть формулы.

Na…. . , Al2…, Na2…. , …. SO4, …. (SO3)3, Ca3…, Na3…, … ( PO4)2

  1. Кто сильнее?

Указать усиление металлических свойств (в группах и периодах) в следующих пятёрках элементов. Объяснить, на каком основании расставлены знаки.

Be Mg B

Na Mg Al K Ca Sc Mg Al Si

Ca Sr Ga

  1. Тестовое задание.

  1. В чём физический смысл номера периода?

А) Показывает количество электронов на внешнем электронном уровне.

Б) Показывает количество электронных уровней.

В) Соответствует валентности элемента.

  1. В побочные подгруппы периодической системы входят?

А) Химические элементы малых периодов.

Б) Химические элементы больших периодов.

В) Химические элементы и больших и малых периодов.

  1. Какое из следующих свойств атомов химических элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?

А) Число электронов на наружном слое.

Б) Атомный радиус.

В) Электроотрицательность.

  1. Какое из следующих свойств атомов химических элементов не изменяется в периоде?

А) Число электронных слоёв в атоме.

Б) Число электронов в наружном электронном слое.

В) Атомные радиусы.

  1. Побочные подгруппы составляют

А) Только металлы.

Б) Только неметаллы.

В) Металлы и неметаллы.

  1. Какое из следующих веществ имеет в твёрдом состоянии атомную кристаллическую решётку?

А) Кислород.

Б) Вода.

В) Йод.

Г) Алмаз

( Ответ: 1 - Б, 2 - Б, 3 - Б, 4 - А, 5 - А, 6 - Г)

  1. Названия химических элементов.

Какие химические элементы названы в честь:

- учёных,

- городов,

- стран и континентов.

  1. Реши ребус.

( Любой ребус, где надо разгадать название элемента)

  1. СКАЗКА ( запишите цепочку превращений)

В нашем государстве « Химия» жили - были добрый молодец из рода « Металликус», да красна девица из рода «Неметалликус». Повстречались они как - то в парке. Понравились друг другу и заладилось дело у них к свадебке. А дело то не так обернулось. Аккурат на масленицу, как собралась молодёжь на праздник. Как водится хоровод с песнями водили, блины пекли, через костры прыгали. Вот подошла очередь прыгать невесте наречённой. Но только вознеслась она над костром, как вспыхнула синим пламенем и поднялась к небу облачком белым. Растерялись все, онемели. Бросился в безумном порыве за невестой своей жених молодой. И сгорел в огне, осталась от него лишь горсть землицы белой. Заголосил, заплакал честной народ видя такое горе, слёзы рекой потекли. Да и природа - матушка залилась дождём. И растаяло облако белое в проливном дожде, а землица белая воскипела жаром небывалым и слились они воедино. А как окончился дождь, то увидели все, что не бесследно пропали молодые: появилось дитя от их союза - славный сульфит кальция.

  1. Подведение итогов, оценивание рабочих групп.

Домашнее задание: Повторить тему «Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева»


© 2010-2022