Конспект урока по теме Удивительный мир химии

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

учителя химии МБОУ « СОШ № 19» города Новочебоксарск

Даниловой Нины Алексеевны.

Предмет: химия.

Тип урока: урок-обобщение.

Тема. Удивительный мир химии.

Класс: 8 класс.

Продолжительность урока: 1 урок по 45 минут.

Технология: развивающее обучение, технология критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Аннотация: урок может быть использован в 8 классе, как обобщающий урок при изучении темы

« Первоначальные химические понятия». На уроке применяются формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах, индивидуальная работа, демонстрационные опыты, презентация учителя, слайды, отгадывание загадки.

Прогнозируемые результаты. Учащиеся должны:

-понять, что химия изучает вещества, их свойства и превращения веществ;

- повторить и обобщить понятия вещество, химический элемент, химическая формула, химическое явление;

-совершенствовать навыки и умения из всей широты накопленных знаний выделять главное, существенное, делать анализ и выводы.

Цели урока.

Образовательные:

  • Повторить и обобщить понятия химический элемент, вещество, химическая формула, химическое превращение;

  • Систематизация химических знаний.

Развивающие:

  • Формирование научного мирровозрения;

  • Развитие познавательной активности учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

  • Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной;

  • Развивать умения мыслить нестандартно, творчески;

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре;

  • Ориентирование учащихся на здоровый образ жизни;

  • Формирование правильной самооценки учащихся;

  • Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.

Методы обучения: поисково-познавательный

Форма проведения: урок-путешествие

Девиз урока: « Хотим все знать!»

Оборудование: 1) мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, презентация в программе Power Point, таблица химических элементов.

2)приборы и оборудование для лабораторной работы: три пронумерованные пробирки с растворами веществ гидроксид натрия, соляная кислота, хлорид натрия, универсальная лакмусовая бумага.

3) приборы и реактивы для демонстрационного опыта: дихромат аммония, металлический магний, этиловый спирт, лучинка, подставка для демонстрационных опытов, тигель, спиртовка, спички.

Структура урока: 1.Фаза вызова интереса. 2. Фаза осмысления. 3.Рефлексия.


Ход урока.

Вступительное слово учителя ( учитель приветствует учащихся, сообщает тему урока, цель, задачи, порядок проведения, знакомит учащихся с вариантом маршрута путешествия по континенту « Химия»

Схема маршрута.

1.Проверка готовности отрядов на контрольном пункте.

2.Город элементов

2. Остановка в стране веществ.

3.Переход через государство Явлений.

4. Королевство формул

I. На контрольном пункте:

  • Что изучает наука химия?

  • Что такое вещество? Приведите примеры веществ.

  • В каких отраслях народного хозяйства применяются химические знания?

Учитель: Химическая промышленность развивается в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно- технический прогресс. Как никогда по-современному звучат слова великого русского ученого М.В. Ломоносова, сказанные им еще в 18 веке: « Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…»

Учитель: ребята, вы успешно справились с контрольными вопросами, значит вы смело можете отправиться в путешествие . Счастливого пути!

II. Вызов интереса и осмысление понятия « Элемент».

Остановка в городе элементов.

1) Прочитайте и назовите химические элементы : S, Cu, N, Au, Ca, P, Al, C,

Zn, Na, Si, Ag, O, H, Mg, Fe.

Ребус «Химические элементы». Если вы правильно назовете химические элементы, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза. Какая?

Au, Na, N, In, Eu - S, Ir, La, Ar ( Ответ: Знание - сила)

2) Анаграммы про элементы.

III. Вызов интереса и осмысление понятия « Вещество».

Остановка в стране веществ.

Учитель: как классифицируют вещества по составу? Что такое простое вещество? Что называют сложным веществом?

Загадочная пауза: о каких веществах идет речь?

  • На суку сидит сова,
    Выдыхает СО2. (углекислый газ).

  • Сапоги мои того,
    Пропускают Н2О. (вода).

  • NaCl - его все знают,
    В магазине покупают,
    Без него не сваришь ужин -
    В малых дозах в блюдах нужен (поваренная соль).

  • Флакон с KМnO4 - обычно имеется в каждой квартире,
    С рожденья ребенок любой с ним знаком,
    Едва лишь покинет он с мамой роддом,
    Его искупают в ванночке с ним,
    Ведь он для дезинфекции незаменим. (перманганат калия - «марганцовка»).

  • Что за чудо посмотри -
    Этот СаСО3.
    По доске он проезжает,
    За собой след оставляет. (Мел).

  • Если нет у вас для теста
    Разрыхлителя, вы вместо - NaHCO3
    Положите в пироги. (Питьевая сода).

IV. Вызов интереса и осмысление понятия «Химические явления» через химический эксперимент.

Остановка в государстве Явлений.

Учитель.

Какие превращения происходят с веществами?

Что такое физическое явление? Приведите примеры.

Что такое химические явления (химические реакции)? Приведите примеры.

Какие признаки химических реакций вы знаете?

Заполните пропуски :

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

ЯКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химиивления

Конспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химии

…………… …………

иКонспект урока по теме Удивительный мир химиили …….. …..…

Например: Например:

Плавление льда Горение дров

  • Из следующего списка укажите химические явления:

а) Распространение запаха духов; г) Получение сахарной пудры из кристаллов сахара;

б) Ржавление железа; д) Гниение растительных остатков;

в) Испарение воды; е) Почернение серебряных изделий.

( взаимопроверка: химические явления: б, д, е.)

Учитель: как вы определили, что данные явления химические?

Учащиеся называют признаки химических реакций.

Лабораторная работа ( фронтальная)

  • В трех пронумерованных пробирках находятся вещества: вода, серная кислота, гидроксид натрия. Определите, в какой пробирке находится каждое вещество.

Ученик: по изменению окраски универсальной лакмусовой бумаги можно определить вещества.

Пробирка №1- красная, среда кислая - серная кислота;

Пробирка № 2- синяя, среда щелочная- гидроксид натрия;

Пробирка № 3- не изменился цвет, среда нейтральная- вода

Учитель: А сейчас, друзья для вас, по истории рассказ.

Ночью или утром рано, спали горожане.

Вдруг из кратера вулкана, показалось пламя.

Гул и грох через жерло льют потоки лавы

Так под лавой и под пеклом погиб город славный.

Покажу вам, как сумею гибель города Помпеи.

Опыт 2. «Вулкан».

В тигель насыпан дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием (в центре холмик смачивается спиртом). Зажигается «вулкан» горящей лучиной. Реакция эндотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички Сг203 и горящего магния. Создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого высыпаются раскаленные массы.

(NH4)2 Cr207 = Сг203 +4Н20 + N2 - р. разложения

Вопросы к опыту:

Какие явления вы наблюдали?

Укажите признаки химической реакции?

Назовите простые и сложные вещества в продуктах реакции.

Определите тип реакции.

V.Фаза размышления через осмысление понятия «Химическая формула».

Остановка в королевстве Формул.

Что называется химической формулой?

Показывая, слайд с формулой Н20:

Формула какого вещества изображена?

Какой качественный состав Н20?

Какой количественный состав Н20?

4) Какое вещество: простое или сложное? Почему?

Фронтально:

Показываю слайд с формулами. Что обозначают записи?

5S - пять атомов серы

3 Н20 - три молекулы воды

Р - один атом фосфора

202 - две молекулы кислорода

02 - одна молекула кислорода

2Н - два атома водорода

2 - две молекулы водорода

Конкурс «Выбери меня». Распределите вещества, формулы которых представлены по классам соединений: оксиды, кислоты, основания, соли. Даны формулы веществ:

H2SO4, H2O, NaOH, Na3PO4, Fe(OH)3, H3PO4, КСl, СО2.

VI. Рефлексия.

Путешествие заканчивается песней (на мотив песни «Все выше, и выше»).

Нам суждено пролить все то, что льется.

Просыпать то, чего нельзя пролить!

Наш кабинет химическим зовется!

Мы рождены, чтоб химию любить!

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам,

И кто этим бромом подышит, тот

Рыжим становится сам!

В заключении урока ребята составляют синквейн о химии, и учитель знакомит со своим составленным синквейном:

Наука химия

Чудесная, вечная

Просвещает, заинтересовывает, открывает.

В ней заключается жизнь.

Волшебство.






Моё настроение

Конспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химииКонспект урока по теме Удивительный мир химии






Конспект урока по теме Удивительный мир химии
Рефлексия

Ребята делают вывод: мир химии удивителен и разнообразен, очень интересен.

Поэтому мы будем и дальше с удовольствием посещать уроки химии.

Учитель: спасибо за сотрудничество, до следующих встреч на уроках химии.

© 2010-2022