Методическая разработка по тема: Оксиды, свойства, их получение и применение

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка открытого занятия.

Тема занятия: Оксиды: получение, свойства, применение.

Цель занятия: систематизировать, углубить знания обучающихся об оксидах, способах их получения, свойствах и областях применения;

Задачи занятия:

Обучающий аспект:

  1. Уменить применять знания на практике,

  2. Оперировать терминологией по данной тематике.

  3. Показать различия и сходство между кислотными и основными оксидами.

  4. Научить подставлять в схему формулы оксидов и писать соответствующие химические уравнения.

  5. Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.

Развивающий аспект: развивать у обучающихся активизацию к деятельности и логическое мышление.

Воспитательный аспект: способствовать формированию сотрудничество и сплоченность в коллективе.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,

таблица «Оксиды», блок-схема «Получение и химические свойства оксидов»

Лабораторное оборудование: спиртовка, спички, пробиркодержатель, вещества: медная проволока, этанол.

Ход урока

I. Организационный момент. Выбор эксперта!!!!!(учет дополнительных баллов)

II. Актуализация знаний: (Демонстрационные опыты)

1.!!! Демонстрационный опыт - окисление меди

(оксид меди (II) (черный налет) кислородом в пламени спиртовки

!!! Демонстрационный опыт - горение C2H5OH этанол

2. Фронтальный опрос обучающихся по вопросам:

1) Вещества подразделяют на простые и сложные, укажите их отличия?

2) Перечислите классы неорганических соединений.

3) Дайте определение понятию «Оксиды».

4) Общая формула оксидов.

5) Перечислите виды оксидов.

6) . В каком агрегатном состоянии можно встретить оксиды? Приведите примеры.

7) Дайте определения понятий основных, кислотных, амфотерных оксидов.

III. Закрепление:

По вопросам основного содержания:

1. Основные способы получения оксидов.

2. Химические свойства:

- основных оксидов;

- кислотных оксидов;

- амфотерных оксидов.

3. Области применения оксидов.


1. Обучающиеся делятся на микрогруппы для повторения материала по определенному плану. Основные, кислотные, амфотерные оксиды.

По ходу урока обучающиеся записывают материал на доску.

2. Химические свойства оксидов.

1) Основные оксиды.

а) взаимодействие с кислотами: BaO + 2HCl = BaCl2 + H2O

б) взаимодействие с водой: MgO + H2O = Mg(OH)2

в) взаимодействие с кислотным оксидом: CaO + CO2 = CaCO3

г) взаимодействие с амфотерным оксидом: Na2O + ZnO = Na2ZnO2

2) Кислотные оксиды.

а) взаимодействие с водой: SO3 + H2O = H2SO4

б) взаимодействие с основанием: Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O

в) взаимодействие с основным оксидом: CO2 + CaO = CaCO3

3) Амфотерные оксиды.

а) взаимодействие с кислотами: ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O

б) взаимодействие с основаниями: ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 + H2O

3. Получение оксидов.

1) окисление металлов: 2Cu + O2 = 2CuO ! Демонстрационный опыт - окисление меди

оксид меди (II)( черный налет) кислородом в пламени спиртовки

2) окисление неметаллов: C + O2 = CO2

3) разложение кислот

4) разложение солей

5) разложение оснований

6) вытеснение из солей другими оксидами

7) горение сложных веществ: ! Демонстрационный

этанол опыт - горение C2H5OH

в ложечке для сжигания

веществ

4. Применение оксидов:

Fe2O3 - оксид железа (III) - темно-красного цвета - гематит или красный железняк - для изготовления красок.

Fe3O4 - оксид железа (II, III) - минерал магнетит или магнитный железняк, хороший проводник электричества - для получения и изготовления электродов.

CaO - оксид кальция (II) - порошок белого цвета - «негашеная» известь, используют в строительстве.

Al2O3 - оксид алюминия (III) - минерал твердый корунд - как полирующее средство.

SO2 - оксид серы (IV) или сернистый газ - бесцветный газ, имеющий удушливый запах, убивает микроорганизмы, плесневые грибки - окуривают подвалы, погреба, при перевозке и хранении фруктов и ягод.

CO2 - оксид углерода (IV), углекислый газ. Твердый оксид углерода - сухой лед. Для изготовления соды, сахара, газированных напитков, в жидком виде в огнетушителях.

SiO2 - оксид кремния (IV) - твердое, тугоплавкое вещество в природе в двух видах:

1) кристаллический кремнезем - в виде минерала кварца и его разновидностей: горный хрусталь, халцедон, агат, яшма, кремень - используют в силикатной промышленности, строительстве.

2) аморфный кремнезем SiO2 ∙ nH2O - минерал опал.

Применяют соединения оксида кремния в ювелирном деле, изготовлении химической посуды, кварцевых ламп.

Для создания цветных стекол используют следующие оксиды:

2O3 - синий цвет , Cr2O3 - зеленый цвет, MnO2 - розовый цвет.

IV. Задания для взаимоконтроля:

1. Написать формулы оксидов, определить их вид? (оксид натрия, оксид железа (II), оксид серы (IV), оксид алюминия, оксид углерода(II))

2. Закончите уравнения химических реакций, дайте название веществам:

а) P + O2

б) Al + O2

в) H2SO4 + Fe2O3

г) BaO + HCl →

д) C2H4 + O2

3. Написать уравнения реакций химических свойств следующих оксидов:

1 вариант 2 вариант

a) SO2 a) MgO

б) Na2O б) CO2

V. Проверочная работа на доске





Тема занятия: Оксиды: получение, свойства, применение.

Цель занятия: систематизировать, углубить знания обучающихся об оксидах, способах их получения, свойствах и областях применения;

Задачи занятия:

Обучающий аспект:

  1. Уменить применять знания на практике,

  2. Оперировать терминологией по данной тематике.

  3. Показать различия и сходство между кислотными и основными оксидами.

  4. Научить подставлять в схему формулы оксидов и писать соответствующие химические уравнения.

  5. Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.

Развивающий аспект: развивать у обучающихся активизацию к деятельности и логическое мышление.

Воспитательный аспект: способствовать формированию сотрудничество и сплоченность в коллективе.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,

таблица «Оксиды», блок-схема «Получение и химические свойства оксидов»

Лабораторное оборудование: спиртовка, спички, пробиркодержатель, вещества: медная проволока, этанол.

Ход урока

I. Организационный момент. Выбор эксперта!!!!! (учет дополнительных баллов)

II. Актуализация знаний: (Демонстрационные опыты)

1.!!! Демонстрационный опыт - окисление меди

(оксид меди (II) (черный налет) кислородом в пламени спиртовки

!!! Демонстрационный опыт - горение C2H5OH этанол

2. Фронтальный опрос обучающихся по вопросам:

III. Закрепление:

По вопросам основного содержания:

1. Основные способы получения оксидов.

2. Химические свойства:

- основных оксидов;

- кислотных оксидов;

- амфотерных оксидов.

3. Области применения оксидов.

IV. Задания для взаимоконтроля:

V. Контроль знаний (проверочная работа)



© 2010-2022